Каждый год в первый день лета во всем мире отмечается Международный день детей, в нашей стране он празднуется 1 июня и именуется Днем защиты детей. И неспроста было дано такое название. Связано оно с тем, что детство каждого ребенка должно быть под защитой – защитой прав, здоровья и жизни подрастающего поколения.
Статистика в вопросе безопасности детей очень сильно удивляет взрослых, но более 50% детей не знают правила безопасного поведения, а именно:
– 21 ребенок из 30 не расскажет родителям о неприятностях, которые с ним происходят или уже произошли;
– 28 детей из 30 пойдут помочь взрослому незнакомому мужчине в соседний двор помогать снимать котенка с дерева;
– 16 детей из 30 не знают телефон родителя;
– 20 детей из 30 сядут в лифт с незнакомцем…
Можно продолжить наблюдать статистику дальше, но наша задача – научить детей безопасности. Ребенку сложно сразу, без обучения, правильно действовать в опасных ситуациях. Взрослый человек, опираясь на свой жизненный опыт, и то не всегда сможет правильно выйти из опасной ситуации. Каким же образом можно научить детей правилам безопасности?
Первый способ – перенять навыки близких взрослых по механизму зеркальных нейронов.
Второй способ – делать то, чего не делали раньше, и закреплять новые действия с помощью специальных упражнений в повседневной жизни.
Эти два способа мы используем в нашей работе. Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, в первую очередь заботится о его безопасности, начиная от дороги из дома до школы и до прибывания внутри школьного учреждения. Цель любого учебного общеобразовательного учреждения – научить ребенка преодолевать возникающие на его пути трудности, уметь правильно реагировать на опасные ситуации: знать правила эвакуации из здания школы и не поддаваться панике, ознакомиться с правилами дорожного движения и соблюдать их, обучиться личной безопасности.
В нашей школе не реже двух раз в год проходят тренировки с детьми и персоналом по эвакуации, ознакомление с действиями в чрезвычайных ситуациях. С целью обеспечения безопасности детей на дороге в рамках Всероссийской недели безопасности вблизи территории школы проходил единый день безопасности дорожного движения: в утренние часы было организовано дежурство отрядов ЮИД на пешеходных переходах. В рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню памяти жертв ДТП, была проведена профилактическая акция «Скажи «нет» новым трагедиям!», в ходе которой дети с учителями разработали буклеты с призывом соблюдать ППД. Каждый месяц в план воспитательной работы наших учителей включены классные часы по безопасности, в которых принимают участие не только учителя и дети.
Можно с уверенностью сказать, что безопасность целиком и полностью зависит также и от родителей, являющихся примером для ребенка. При этом сам родитель должен быть вовлечен в процесс, знать правила безопасности детей в школе, помогать ребенку следовать им. Для информирования по вопросу безопасности мы периодически проводим общешкольные собрания с привлечением родительского актива, представителей правоохранительных органов, пожарной службы, организуем тимбилдинг вместе с детьми и родителями. Важным своим достижением считаем желание родителей сделать школу комфортной для детей (оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев, соорудить скамеечки; в коридорах поставить стеллажи с книгами, диванчики для отдыха).
Не менее физической безопасности важен благоприятный психологический климат в классе – главное условие психологической безопасности ребенка в школе. Классного руководителя в вопросах сплочения детей, разрешения конфликтных ситуаций, предотвращения возможности буллинга курирует психологическая служба школы.
Важно всегда соблюдать осторожность. Будь то дом или школа, главное – не забывать, что опасные ситуации могут поджидать везде. Научить детей бдительности и заботе о своей безопасности – наша задача.
Тамара ИСАЕНКО, учитель начальных классов марьинской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы
Комментарии