Работа классного руководителя – нелегкий труд, это совершенно особая педагогическая специальность. Работа же с родителями еще более сложный аспект деятельности. Поэтому так ценны все идеи, которые я постаралась выявить в ходе изучения присланных разработок.
Большинство авторов пытаются применить системный подход в разработках, не ограничиваясь лишь описанием сценария, что можно отметить в этом году как плюс.Цели, задачи, структура работы обозначены в каждом материале, но, к сожалению, во многих разработках читаем штампы, как будто уважаемые авторы писали под копирку эту часть исследования.Актуальность темы. Все темы затрагивают актуальные проблемы: «Родители и школа», «Я – гражданин России», «Права детей», «Особенности воспитания девочек и мальчиков», «Школа активных родителей» и т. д. К сожалению, эти проблемы не решаются лишь грамотными подборками памяток для родителей, их очень много в присланных работах, или просто декларативными выступлениями классного руководителя. Особенно настораживают многочисленные примеры проведения и обсуждения результатов анкетирования у детей и родителей на собрании. Ответы на анкеты – личная информация, и чтобы ее оглашать, нужно обязательно обсуждать это индивидуально и выяснять, есть ли потребность в оглашении и общем обсуждении проблемы. Иначе нарушается Закон «О конфиденциальности информации». Часто родители в силу своей беспомощности в трудных ситуациях достаточно конфликтны, и работа с ними требует особого подхода. К сожалению, разработок, посвященных этой теме, по-прежнему нет.Оригинальность материала. Безусловно, трудно сделать работу, чтобы она была настоящим открытием, но практически в каждой из присланных можно найти интересные мысли, решения, творческие находки. В результате ежегодно пополняется копилка идей, которая имеет большое практическое значение. К сожалению, в этом году мы опять столкнулись с плагиатом. Была представлена многоплановая разработка для классных руководителей – сборник сценариев тщательно отработанных родительских собраний. Сборник, безусловно, отличался от более камерных материалов. И было очень грустно найти в Интернете разработку, слово в слово повторяющую текст нашего участника и опубликованную несколько лет назад (в редакции есть имена, ссылки). Коллеги! Уважайте всех нас и себя! Мы физически не можем проверить все работы на плагиат. Это же тень на всю систему конкурсов, рассчитанную на порядочность и профессионализм авторов.Активное участие детей в мероприятиях, реализации программы. В этом году много работ, связанных с совместным участием детей и родителей. Интересные проекты, решение общих проблем помогают родителям, детям и учителям лучше понять друг друга.Соответствие содержания возрасту учеников. В большинстве работ четко прослеживается соответствие проблемы и возраста детей. Общая идея при работе с родителями – стремиться к сотрудничеству, чтобы вместе воспитать достойного человека. Вот почему большинство авторов предлагают самые различные формы взаимодействия школы и семьи. Поискам новых форм посвятила свою работу Ирина Николаевна Безъязычная из средней школы №3, поселок Чернышевский, Республика Саха (Якутия). Тема «Проектная деятельность – одна из форм взаимодействия классного руководителя и семьи». Автор стремится «создать детско-взрослую общность с целью социализации ученика», вместе приобщаться к культуре родного края, вовлекать родителей вместе с детьми в поисковую деятельность. При этом ученики выполняют основные исследования, а учитель и родители являются не просто помощниками, но и активными участниками процесса. На всех этапах изучения своего поселка – сбор информации, выбор темы, создание проектов. Это сотворчество сближает родителей и детей.Творческий коллектив из лицея города Черногорска Республики Хакасия – учитель информатики Ольга Федоровна Глазырина, учитель географии Татьяна Федоровна Переберина, учитель биологии Светлана Петровна Полозова – поделился сценарием родительского собрания совместно с учениками «По просторам Хакасии. Создание рекламного проспекта по предложенному маршруту». Интересна форма проведения таких собраний – проектные мастерские. Участники работают в группах «Дизайнерские агентства». Интересна структура этого агентства. Четко прослеживается продуманное взаимодействие учителей, учеников и родителей в деловой игре «По просторам Хакасии». Грамотно применяется ИКТ. Результаты анализируются и оцениваются совместно. Работа интересна своей насыщенностью, результативностью, содержит много оригинальных приемов.Учитель географии основной школы №13, филиала средней школы №7 города Черногорска Республики Хакасия Любовь Анатольевна Никитина прислала сценарий родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание и воспитание экологической культуры подростков в семье через знакомство с памятниками родного города и памятниками под открытым небом Республики Хакасия». Собрание проходит в форме групповой интерактивной игры. Ему предшествует серьезная подготовка: посещение семей, переписка с родителями, анкетирование, подбор информации. Родители участвуют в собрании совместно с учениками. Основная цель – воспитание чувства гордости и любви к малой родине. Собрание тщательно продумано и поэтапно разработано.Интересный подход к решению проблемы на родительском собрании предлагает учитель начальных классов средней школы №11 города Абакана Республики Хакасия Юлия Викторовна Шаболина. Тема «Наказание и поощрение в семье». Форма проведения – обмен мнениями. Учитель анализирует с родителями различные конфликтные ситуации, родители обмениваются опытом.Учителя русского языка и литературы средней школы №4 города Черногорска Республики Хакасия Наталья Васильевна Ратажина и Альбина Ильдусовна Ауходиева придумали проект «Школа активного родителя «РОСТ» (родительское объединение совместного творчества). Главная задача – формирование активного родителя, родителя-лидера. Авторы предлагают интересную систему работы, которая может быть полезна в практике любого образовательного учреждения.Новизна разработки – организация образования родителей по вопросам воспитания правовых и гражданских знаний, участие в управлении школой. Родители не просто будут привлекаться к управлению школой, а пройдут спецподготовку, смогут по-новому осуществлять взаимодействие со школой. Предлагается система работы факультетов для родителей, разработаны направления обучения. Широко использованы информационные технологии. Работа содержательна и глубоко проработана. Систему организации творческих групп «Родители + дети + учитель» предлагает учитель школы-интерната города Козьмодемьянска Республики Марий Эл Ольга Владимировна Бережко в социальном проекте «Мой школьный двор».Особое внимание нужно обратить на разработки из коррекционных школ. Специфика этих учреждений требует очень внимательного отношения к работе с родителями.Проблеме жестокого обращения среди сверстников у младших школьников посвящена работа учителя Киселевской специальной коррекционной школы-интерната VIII вида поселка Суксун Пермского края Натальи Александровны Лягаевой. Это серьезная проблема. Озвучиваются высказывания ребенка о жестокости: «Люди жестоки, потому что они считают, что жить плохо…», учитель вызывает на беседу родителей, отвечая вместе с ними на вопрос: кто должен помочь детям стать добрее? Разбираются причины, провоцирующие жестокость. Тема актуальна для школ VIII вида.Программу «Психолого-педагогического просвещения родителей» представила педагог-психолог школы-интерната VIII вида города Кизила Пермского края Светлана Николаевна Шулькина. Ценность разработки – вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Для детей и родителей коррекционных школ очень важно как можно раньше овладеть знаниями, помогающими расширить возможности взаимопонимания между ними.Программа предлагает поэтапное освоение знаний, необходимых родителям, подробно описаны развивающие блоки, представлен тематический план. Данная работа представляет интерес для учителей и родителей, помогает принять важнейшие условия взаимодействия с детьми и учителями, помогает родителям признать ценности ребенка, принять его таким, какой он есть.Учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №17 города Абакана Республики Хакасия Евгения Владимировна Оленова предложила разработку классного часа «Итоги I четверти в 1-м классе», на который дети приходят вместе с родителями. Это важное событие, потому что родителям необходимы знания и поддержка. В начале года (1-й класс) родители напряжены из-за самого названия учреждения для детей с ОВЗ. Предложенная неформальная система общения с родителями, отсутствие назидательности со стороны педагогов позволяет родителям научиться помогать своим детям, способствует сплочению родителей, детей и педагогов.Дается развернутая программа классного часа – демонстрация учебных навыков, песни с элементами фонетической ритмики, «Минута славы» – фотографии детей с наградами и др. Данная работа учит доброте в общении с ребятами с ограниченными возможностями. Недаром результат работы – высокая посещаемость родительских собраний и отсутствие обид между учителями и родителями.Заканчивая краткий обзор присланных на конкурс работ, еще раз хочется поблагодарить участников конкурса «Мудрая сова». Все участники, за редчайшим исключением, прислали свои работы с интересными предложениями, поделились своим видением многочисленных проблем, встающих перед классным руководителем в работе с родителями своих учеников. Помочь, но не навредить – большая и трудная задача, и те размышления, решения проблем, которыми поделились наши авторы, являются богатейшим даром для всех читателей «УГ». Всем участникам конкурса «Мудрая сова» большое спасибо и творческих успехов!Наталия БОГДАНОВА, учитель изобразительного искусства средней школы №807 Москвы, заслуженный учитель РФ
Комментарии