Кажется, канули в Лету те времена, когда у каждого завода, фабрики, даже совсем небольшого предприятия были свои подшефные. Техникумы получали от них практически все необходимое – оборудование, материалы, мастеров и, конечно же, ребята проходили там практику, а потом устраивались работать. Экономический спад сделал свое черное дело – теперь никого не удивишь тем, что зачастую предприятия требуют деньги за обучение студентов практическим навыкам. Кадровой политики, по сути, нет: большинство предприятий живут одним днем и не задумываются о том, что будет с ними лет через пять. Возможностей же самим готовить молодых специалистов у 80 процентов предприятий нет. Ссузы сделали первый шаг в решении этой проблемы. Наш собеседник – Виктор Демин, президент союза директоров ссузов России, партнерским отношениям с работодателями придает особое значение, ведь именно они – гарантия трудоустройства выпускников.
– Мы сталкиваемся прежде всего с проблемой неопределенности будущего наших ребят, если у нас нет конкретных запросов работодателей. Ведь СПО больше других уровней образования ориентировано на нужды производства.
К сожалению, участие работодателей в развитии СПО пока очень слабое. Опыт сотрудничества образовательных учреждений и предприятий показывает – партнеры не воспринимают договоры как обязательные. Заключаются они, как правило, в результате личных контактов, и выходит – все зависит от доброжелательности сторон. Такие партнерские отношения не накладывают никаких обязательств: сегодня помогаю техникуму, а завтра настроение у меня может резко поменяться…
Именно поэтому нужно разрабатывать правовую систему таких отношений, учить директоров ссузов владению технологиями переговорного процесса, умению регулировать и разрешать конфликты.
– Кто сегодня в основном помогает выпускникам СПО найти работу?
– В большинстве случаев – службы занятости, а этого недостаточно, чтобы привлечь работодателя к среднему профессиональному образованию. В то же время представители производства говорят об устарелости наших образовательных программ, их несоответствии современным производственным технологиям. Думаю, требования к подготовке наших специалистов должны определяться профессиональными ассоциациями работодателей.
– Виктор Михайлович, каким образом работодатели могут сотрудничать с техникумами и колледжами?
– Это могут быть самые разнообразные формы – практическое обучение студентов, стажировка преподавателей на реальных рабочих местах, проведение занятий для ребят представителями предприятий, участие работодателей в разработке учебно-программной документации, оценка ими рынка труда, участие в профессиональных конкурсах мастерства, выставках, студенческих конференциях и, конечно же, трудоустройство выпускников образовательных учреждений.
– И каковы на сегодня реальные результаты?
– За последнее время заключено около 3000 договоров между средними специальными учебными заведениями и промышленными предприятиями, конструкторскими организациями. Вообще в 60 процентах средних учебных заведений работают договоры о социальном партнерстве. Возможность и необходимость сотрудничества учебных заведений и работодателей заложены в самой системе новых образовательных стандартов второго поколения, по которым мы начали работать в 2002 учебном году. Так, все образовательные стандарты по каждой специальности проходили экспертизу в нескольких организациях – потребителях наших кадров. Участвовали социальные партнеры в разработке и утверждении нового Классификатора специальностей СПО. Представители предприятий возглавляют государственные аттестационные комиссии.
– Скажите, какие проблемы развития среднего профобразования поможет разрешить социальное партнерство?
– Во-первых, изменит систему хозяйствования учебных заведений с учетом рынка, введет новые виды и технологии обучения – на рабочем месте, совмещение обучения и практики, улучшит переподготовку как преподавателей СПО, так и работников предприятий, поможет найти возможности обучать в системе СПО взрослых людей, желающих приобрести новую профессию . И конечно, будет совершенствоваться само содержание среднего профессионального образования.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии