search
main
0

Помню, в бытность свою пятикурсницей, к нам, студентам педвуза, обратился декан с проникновенной просьбой: помочь системе образования – поработать в школах. Понимание со стороны родной администрации гарантировалось. И отправились в близлежащие школы помогать городу и стране. Нас не настораживали ни сочувственные взгляды школьных секретарей, ни почему-то немного плотоядные улыбки завучей, с которыми они встречали нас на порогах.

Декан посылал на места фактически бесплатную рабочую силу. Более того, упомянутую силу (то есть нас) можно было смело назвать и бесправной. Иначе говоря, мы полностью оказались во власти школьного начальства, при этом родной институт никоим образом не мог защитить права собственных студентов, да, собственно, он и не пытался.

Поэтому мне хочется поделиться своими наблюдениями за кадровой политикой в наших школах с теми бедолагами, которых современная система образования величает молодыми специалистами.

Надо помнить, что существует своего рода официальная “Табель о рангах”, на которую-то и ссылаются при первом разговоре с новичком. Она предусматривает следующие градации. Если вы твердо решили направить свои стопы в школу, не получив диплома о высшем, равно как и среднем, образовании, то нечего и думать подняться выше седьмого, подчеркиваю, седьмого, разряда. Вы, конечно, будете отличаться по своей зарплате и школьно-социальному статусу от, скажем, уборщицы, но ненамного.

Однако не стоит унывать. Окончив высшее или среднее специальное учебное заведение, вы вправе претендовать уже на восьмой разряд. Как, вы ожидали нечто большее? Напрасно, если в трудовой книжке не указан стаж работы. В скобках отмечу, что в этом случае зарплата будет колебаться в районе трехсот рублей при условии, что количество часов (уроков) будет соответствовать полной ставке. Когда же пройдет два года, то вам (если, конечно, выдержите) торжественно присвоят девятый разряд, а еще через три – десятый, и в этом случае зарплата будет составлять уже около четырехсот.

Я допускаю, что данная информация может заставить неискушенного читателя дать себе зарок никогда не приближаться к школе ближе, чем на сто шагов, а того, кто уже переступил ее порог, горько раскаяться в своем легкомыслии. Но, право, не все так плохо. Ведь существуют еще разного рода доплаты. И главная среди них – это своего рода компенсация за отсутствие стажа. Молодому специалисту в первый год работы платят 40% от ставки, во второй – 30%, в третий – 20%. Если же начинающий педагог обладает красным дипломом, то все три года пребывания в упомянутом статусе ему доплачивают уже 50%.

Наконец, мало кто знает о том, что, хотя только что пришедшему выпускнику без стажа и “полагается” минимальный восьмой разряд, школьная (именно школьная, а не городская) аттестационная комиссия вправе присвоить новичку любой разряд, вплоть до 12-го (так называемого творческого).

Богатые школы охотнее идут на другой способ поощрения новичков. Им предлагается определенная нагрузка (оформление стенгазеты, кружки, дополнительные занятия и т.д.), которая оплачивается из школьного фонда. Зачастую деньги эти по сравнению с тарифом немалые, вместе с зарплатой получается приличная сумма. Но самое интересное в том, что разряд-то педагога остается прежним! И последний хорошо понимает, что, покидая данные приветливые стены, он остается, пардон, с одним голым стажем, попадая в очередной раз в зависимость от благорасположения администрации.

Мария ЯРОПОЛЬСКАЯ

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте