Фалес
Раз-лад
Здравствуй, малыш!
от ты и появился на свет в феврале наступившего года, когда согласно восточному календарю на землю тяжелой поступью приходит год Красного Быка. Ты лежишь в коляске, сладко посасывая кулачок, и еще не знаешь, что тебе “посчастливилось” родиться в разгар рыночных реформ. И вряд ли они положительно скажутся на твоем безоблачном детстве.
Тебя, малыш, скорее всего, угораздило родиться в небогатой или откровенно бедной семье: каждая 4-я российская семья живет ниже официальной черты бедности, но вся беда в том, что и жить “выше” этой черты вовсе не означает возможность иметь каждый день белую булку и кружку молока. Так что не обессудь, импортное детское питание будет, по всей вероятности, не по карману твоим родителям. А отечественного не сыщешь днем с огнем. А какая большая проблема одеть тебя! Ты лежишь, посапывая, в пеленках и не подозреваешь, как было непросто выкроить деньги на их покупку.
Спад производства в легкой промышленности в 96-м году достиг 27 процентов (при общем падении производства на 6-7 процентов). Особенно невыгодным стало производство детской одежды и обуви. Они в минувшем году подорожали более остальных товаров. И все же, невзирая на дороговизну, многие детские товары не отыщешь на прилавках. Да что это мы все о грустном! Главное – ты родился! Ведь рождаемость в стране продолжает падать, а смертность – расти. В январе-сентябре в России родились 990 тысяч человек, а умерли – 1589 тысяч.
Будем надеяться, что ты благополучно минуешь младенческий возраст: заболеваемость новорожденных за последнее время увеличилась вдвое. Следующая опасность тебя подстерегает лет с 13 – смертность подростков в последние годы увеличилась на 40 процентов. У тебя многое впереди – не только смена молочных зубов, но и угроза потерять в детстве часть коренных. Детям все чаще приходится удалять постоянные зубы – в основном из-за осложненного кариеса. В 90-м году на 1000 обследованных таких случаев было 8,5; в 96-м – 12,9. И хорошо, если тебя обойдут психические заболевания и диабет – наметилась устойчивая тенденция к росту этих заболеваний у детей. И остерегайся легкомысленных друзей и подозрительных компаний. Пик потребления наркотиков в молодежной среде приходится на подростков 12-13 лет. Россия уже вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя, но мало кто знает, что с недавних пор на российском наркорынке появились наркотики, цена за разовую дозу которых сравнима со стоимостью банки йогурта или порции мороженого. Это означает, что наркотическое зелье стало доступным даже для малообеспеченных россиян.
Но будем верить, что от всех бед тебя надежно защитят мама и папа! Если, конечно, тебе повезло родиться в полной семье. И если твои родители не разведутся, когда ты станешь немного старше. Ведь в прошлом году было зарегистрировано 665 тыс. браков и 427 тыс. разводов, то есть из каждых трех браков распадаются два. И все же поверим в лучшее, малыш, в то, что ты вырастешь в полной семье. И что твои родители в срок получат заработанные деньги. Иначе на что они смогут купить тебе игрушки и книжки, яблоки и апельсины, новые ботинки и заводной паровозик к дню рождения? Но никуда не деться от признания печального факта, что в конце 96-го года задолженность по зарплате составила более 46 триллионов руб. Самой неплатежеспособной отраслью оставалась в уходящем году угольная. Долг угольщикам по зарплате за прошлый год вырос в 2 раза.
Более 4 месяцев не получают зарплату шахтеры Ростовской области, Сахалина, Воркуты, Тулы. На отдельных шахтах Подмосковного угольного бассейна зарплата не выдается более полугода. Так что желаем тебе, малыш, иметь в роли любящего папаши не шахтера, а, скажем… Нет, папу-летчика тоже не надо. Прошедший год, как никакой другой, прошел под знаком авиакатастроф.
Также нежелательно иметь маму-ткачиху. Конечно, мамы всякие нужны, мамы всякие важны, что же касается ткачих, то они стране, оказывается, не ко двору. Например, в Ивановской области вследствие остановки текстильной промышленности треть населения лишилась рабочих мест. Ты уже понял, малыш, что лучший вариант – родиться у папы-банкира и мамы – главного бухгалтера малого предприятия. Но не всем выпадает такое счастье…
Случается “счастье” и совсем противоположного свойства – например родиться в семье безработных или вынужденных переселенцев. А что – шансы велики! Каждый десятый трудоспособный гражданин России не имеет работы, а безработных к концу 96-го года оказалось 6,6 млн. человек, что на 11 процентов больше, чем в прошлом году.
Ты уже понял, малыш, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Ты немного подрастешь, и настанет пора вести тебя в детский сад. Увы, увы… За последние пять лет количество детских садов уменьшилось на четверть, а финансирование дошкольного строительства сократилось в 4 раза. Около 3 млн. детишек распрощались с возможностью посещать дошкольные заведения. В некоторых регионах детских садов не осталось вообще. Будем надеяться, что ты родился не в одном из таких регионов, малыш…
После детсада – прямая дорога в школу. Но больше трети российских школ нуждаются в срочном капремонте – иными словами, учиться в них небезопасно для жизни. А к 2000 году половина из них превратится в руины. Так что еще вопрос, удастся ли тебе получить среднее образование! Кстати, уже сейчас четверть школьников имеют один учебник на двоих, и кое-где еще учат “Историю СССР”. Если ты родился в яранге или чуме, у тебя есть шанс вообще остаться неграмотным – цена малотиражных букварей для народов Крайнего Севера доходит до 100 тысяч за штуку, и на их издание денег нет.
Ты понял, малыш, в какой мир попал? В мир катастроф и чрезвычайных происшествий (в минувшем году их было 1560 – год Огненной Крысы в этом смысле побил все рекорды), роста преступности (в прошлом году было совершено 2,5 млн. преступлений), экономической стагнации и упадка. Пока ничего этого ты не знаешь. Ты пускаешь пузыри и переводишь дорогостоящие памперсы. Ты смотришь на мир голубыми глазами и пока видишь его перевернутым. Как знать, может, ты пришел из тьмы как раз для того, чтобы поставить этот мир с головы на ноги?
Ольга КОНДРАТЬЕВА
Есть идея
Экстернат: версия Розанова
нас официально Олимпом педагогическим разрешен экстернат. Но почему-то то, за что так страстно боролись в годы позднего “застоя” и в “достройку”, теперь мало у кого вызывает энтузиазм. Ну, нужно оформлять массу документов, ходить по инстанциям.
А главное – никому нынче ты и твой ребенок не нужны (твой ребенок – только тебе). Да что там нынче – мой старший в школу должен был пойти – когда? – девять лет назад, в 88-м. Я не пустил, и просто потому, что было интересно учить самому. И никто, клянусь, даже не спросил, даже по телефону не позвонили.
Так что наша родительская победа с возможностью экстерната – бессмысленна, как и всегда бессмысленной бывает победа над бюрократией: она не допускает таких побед, которые по-настоящему меняли бы дело. Тем менее реалистично, на мой взгляд, прозвучит следующее мое родительское предложение.
Мы имеем два факта, в которых боимся себе признаться. Первый состоит в том, что школа не справляется. Как бы ни было малочисленно нынешнее поколение учеников, нынешнее поколение учителей еще малочисленнее. А уж что говорить о зарплатах. Бюджет маленький, школы ремонтировать не на что, они разваливаются, и их число уменьшается.
А семья? Семья тоже не справляется. Там, где родители взяли на себя труд самим учить детей, вовсе не все получается гладко и прекрасно. Скажем, мой старший. У него вроде бы все нормально, учится теперь прилично, все отметки – четверки и пятерки. Но одна проблема все-таки есть – иностранный. Он в школе начался с третьего класса, а я его вообще английскому языку не учил, так как и сам-то не слишком хорошо знаю. Понятно, что есть наш институтский иностранный на матфаке. Так что, когда сын пошел-таки в школу в седьмой класс, он пошел “без языка”. Конечно, он много работал и работает, но догнать своих окончательно пока не выходит.
И это нормально для домашнего обучения. Есть пара-тройка предметов, по которым родители “не тянут”. А значит, будет проблема у ребенка, когда он пойдет в школу (ведь домашняя школа лишь в исключительных случаях – до одиннадцатого класса).
Я хочу подчеркнуть это, чтобы помнили и знали все, кто примеряет на себя “домашнюю школу”, – это не Аркадия какая-нибудь, это воз проблем, и вовсе не все проблемы легко (и даже трудно) решатся. Нужно быть готовым напряженно учиться самому, чтобы вытянуть и не превратить учение в балаган, где ребенок месяц к месяцу отстает от сверстников, а потом у него вырабатывается стойкий комплекс неполноценности и где ребенка просто уродуют хуже, чем в самой авторитарной, самой безобразной из имеющихся общественных школ.
Итак, трудно учить ребенка – и семье, и школе. А выход я предлагаю такой: обьединить усилия!
Часть предметов берет на себя школа, часть – “учат” родители. Таким образом, чтобы ребенок посещал школу 2-3 часа и притом не каждый день. Почему это хорошо?
Тут школа и семья впервые начинают взаимодействовать как образовательные учреждения. И взаимодействие это, если оно будет строиться на взаимопонимании, принесет, возможно, свои реальные плоды.
Семья по мере возможности освободит школу от излишней загрузки. Освободятся рабочие руки и разгрузятся классы (в тех школах, которые возьмут на себя труд взаимодействия с родителями).
Школа поможет семье, но только в том, в чем эта помощь реально необходима. Где нужен специалист. Где нужно оборудование. Это и иностранный, и студия художественная, и физкультурный зал… Поможет бесплатно, а значит, родители будут также заинтересованы в подобного рода сотрудничестве. Ведь оно осуществляется на взаимно свободных основах. Никто никому ничего не платит, и – не хочешь, не ходи. Получается полная взаимная свобода, соединенная со взаимной заинтересованностью. И это неплохо.
Школа сможет тестировать детей по всем предметам. И если надо – забьет тревогу. Во всяком случае родители не будут в неведении, если их ребенок запредельно отстанет по какому-то предмету. Школа может и научить родителей учить. Снабдить (вот тут уже даже и не бесплатно) пособиями и тетрадками рабочими.
Могут сказать: эта система не может стать массовой. И нельзя каждую школу превращать в такую. Верно. Очень верно. Должны быть особые школы, экстернатные. Особый статус должен быть у школ “с разделением образовательных функций”. И это должны быть маленькие школы, и их должно быть много, чтобы не ездить долго в другой район ребенку. Туда отнюдь не сразу, но пойдут, если почувствуют качество, все те, кто сейчас неучтенными “отказниками” держит ребенка на домашнем пайке.
…Между прочим, такую вот “школу со свободным разделением функций” открыли еще очень давно отечественные педагоги. Насколько мне известно, впервые эту идею выдвинул В.Розанов в своей чудесной книжке “Сумерки просвещения”. Так что я никак не претендую на первенство. Я утверждаю лишь, что дельная мысль, как бы давно она ни была высказана впервые, не перестала быть дельной. И из “бумажного” варианта не пора ли ей переходить в сферу вещества?
Евгений БЕЛЯКОВ
Прочитайте детям
Доска
В лесу выросла сосна. Ее срубили, очистили от веток и коры, распилили на доски. Рабочий, который рубанком обтесал их, сказал:
– В доме, который строят для школы, вы вместе с другими досками станете полом. Но стройка только начинается. Пока очередь до вас дойдет, можете погулять.
Самая прочная и гладкая Доска захотела погулять одна.
– Доска, выручи нас! – вдруг услышала она. Она оглянулась и увидела, что поперек улицы образовалась лужа. – Мы спешим на работу, – продолжал мужчина, который позвал ее, – но эта лужа задерживает нас.
– Вы не опоздаете, – успокоила Доска. Она легла над лужей, и люди цепочкой пробежали по ней. Она продолжила прогулку.
Взволнованный голос заставил ее опять остановиться:
– Ты только посмотри, Доска! Вырыли котлован, а ограждение поставить не догадались. Рядом играют мальчишки… Доска, побудь ограждением, а я сбегаю к строителям, попрошу поставить забор.
Доска оперлась на деревья, протянулась вдоль котлована. И вовремя. Один из мальчишек, убегая от приятеля, побежал к котловану. Если бы не Доска, он свалился бы в него. Пришли рабочие, начали ставить забор. Доска была свободна. Пора было торопиться на стройку.
– Доска, помоги! – позвал ее шофер.
Заднее колесо машины попало в выбоину на дороге и никак не могло из нее выскочить:
– Видишь, как застрял. А меня ждут в школе с детскими завтраками.
– Что надо сделать?
– Ляжешь под колесо. Оно на тебя обопрется и выскочит на асфальт.
Так все и получилось…
На стройке подруги встретили Доску недовольными голосами:
– Ты почему опаздываешь! Надо занимать рабочие места, а ты все не нагуляешься!
Доска промолчала и вместе с подругами направилась к дому.
Феликс СЕМЯНОВСКИЙ
Комментарии