search
main
0

Помнить во все времена. Тема «История холокоста в Европе»

Современное поколение отдалено во времени от событий Второй мировой войны и не совсем представляет себе весь ужас и трагизм произошедшего. На страницах современных учебников есть лишь сухие факты, но нет жизней простых людей, трагедий целых семей, народов. Хотелось бы привлечь внимание учащихся к малоизвестным, долгое время скрывавшимся фактам. Показать, что одни люди способны сотворить с другими людьми, если на место уничтоженных демократических ценностей приходит идеология, проповедующая нетерпимость, ненависть, насилие. О холокосте, т.е. уничтожении евреев, цыган, а также физически неполноценных людей, заговорили лишь в последнее время. Особенно после того, как в июле 2000 года германский бундестаг принял закон о выплате компенсаций жертвам нацизма. Все мероприятие построено таким образом, чтобы дать возможность увидеть, как происходило уничтожение ни в чем не повинных людей (даже детей) не только на территории Европы, бывшего СССР, но и конкретно на территории нашего района, что горечь потери родных и близких коснулась и наших земляков – почепчан, и учащихся школы. Может возникнуть вопрос: почему взят такой временной период 1933-1945-2005? Мы хотели провести связь между этими датами (приход Гитлера к власти, окончание Второй мировой войны, сегодняшний день). Несмотря на то что прошло 60 лет после окончания Второй мировой войны, всплески насилия продолжаются и сейчас. Пример тому – факты, приводимые в прессе и на телевидении, о которых рассказывают учащиеся в ходе мероприятия: варварское разрушение памятников, осквернение могил, национализм, движение скинхедов, зверские убийства «нерусских» под лозунгом «Россия для русских!». Весь материал, использованный нами при подготовке и проведении, собран учащимися, которые заинтересовались холокостом после урока обществознания в 11-м классе по теме «Нации и межнациональные отношения».

Цели и задачи. Дать представление о сознании необходимости борьбы с фашизмом, экстремизмом, терроризмом. Показать на примере холокоста всю трагичность событий Второй мировой войны. Сформировать нравственные эмоции, чувство сопереживания к трагедии еврейского народа. Внести вклад в патриотическое, нравственное, духовное воспитание. Развить толерантное отношение к чужому мнению, к людям другой национальности, другой веры.

Оформление

сцены или кабинета

Мы выбрали декорации, чтобы проследить связь во времени. На заднем плане дверь, декорированная под вход в темный тоннель, над которым деревянная табличка с надписью на немецком языке edem das seine (тоннель без выхода) символизирует вечность. Поэтому ученица, рассказывающая о мальчике, погибшем в концлагере, выходит из этого «тоннеля» и в него же возвращается. Слева на заднем плане решетка, стоящая на полу, на которую наклеены фотографии детей и взрослых различных национальностей, замученных в фашистских концлагерях, а также выдержки из воспоминаний выживших, из документов, дневников. Немного правее от центра большая стена из красного кирпича (лист ДСП, оклеенный обоями), на ней вверху название мероприятия и даты 1933-1945-2005, в виде свитка дневник фашистских злодеяний. Карта Европы в годы Второй мировой войны, изготовленная учащимися. Карта размещения концлагерей. Фото концлагеря Бухенвальд из книги Пшибыльского П. «Дело об убийстве Тельмана». Справа от стены решетка, аналогичная стоящей слева, и телевизор.

Показываются первые кадры из документального фильма «Дети из бездны», режиссер Г.Чухрай (без звука).

Ведущий 1 (озвучивает кадры):

Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, обычно называют греческим словом «холокост», а иногда словом «шоа» на иврите. Это было преступление против человечности, принявшее исторические масштабы. Наиболее тяжелые испытания выпали, пожалуй, на долю населения бывшего Советского Союза.

Дорога к газовым камерам и крематориям концлагерей начиналась с широкой государственной пропаганды, возбуждавшей ненависть к евреям и не только к ним. Миллионы невинных людей погибли во время карательных операций и в специально созданных лагерях. Холокост унес около шести миллионов европейских евреев. Жертвами геноцида стали несколько сот тысяч цыган, более ста тысяч физически и психически неполноценных людей и так называемых асоциальных элементов, миллионы поляков, советских мирных граждан и военнопленных. Но что такое цифры? Они столь огромны, что легко могут утерять подлинный человеческий смысл. Но за каждой цифрой – дети, родители, родственники. Каждое имя – это друг, сосед, любимый, навеки потерянное будущее.

Девочка: Посмотрите на эту фотографию. Это веселый цветущий мальчик – двенадцатилетний Жорж Андре Кон. В августе 1944 г. его вместе с семьей вывезли из Парижа в Освенцим. Их поезд был 79-м по счету, одним из последних эшелонов с депортируемыми из Франции. По прибытии в Освенцим Жоржа отобрали для «медицинских экспериментов». Несколько месяцев он служил «подопытным кроликом» у эсэсовского доктора Курта Хайсмейера. Он удалял у детей лимфатические узлы и вводил им под кожу живые туберкулезные бактерии. Дети умирали в страшных муках. А этот снимок был сделан после того, как у мальчика удалили подмышечные лимфатические узлы. Какова его судьба? – спросите вы.

Жоржа, находящегося в полубессознательном состоянии, повесили на торчавшем из стены котельном крюке, а с ним и многих других.

После того как был убит последний ребенок, эсэсовцам выдали шнапс и сигареты. Сохранились имена и возраст убитых детей: Маня Альтман – 5 лет; Александр Горлеман – 8 лет; Марек Джеймс – 6 лет; Жорж Андре Кон – 12 лет; Роман Витонски – 7 лет и многие другие. На следующий день тела сожгли в кремационной печи.

Ведущий 2: В Бухенвальде в основном занимались разработкой противотифозной вакцины. Но как занимались! Заражали здоровых людей. И даже в редких случаях, когда противотифозная сыворотка оказывалась действенной, эсэсовские врачи вводили вакцинированным людям такие лошадиные дозы, что люди все равно гибли. Чудом выжившие стали калеками – их парализовало, они потеряли память. Проводились и другие эксперименты – опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратитом, дифтеритом.

В концлагере Дахау специализировались на малярии. Там поставили «вагон» – высокую камеру на колесах, снабженную специальной аппаратурой. Когда испытуемый «поднимался» вверх или «падал» – в камере соответствующим менялось давление – ему снимали кардиограмму. А потом после смерти жертву подвергали анатомическому вскрытию. Научные выводы палачи сформировывали следующим образом: «Кровь на высоте 21 тыс. метров еще не закипает», «при вскрытии сердце еще билось». После чего доктор начинал рассекать на части еще живых людей, чтобы узнать, сколько времени после клинической смерти еще работает сердце.

С октября 1942 г. опыты по «охлаждению» людей ставил профессор Хольцлепер. Испытуемых – одетых или обнаженных – погружали в холодную воду с температурой от 4 до 90С до тех пор, пока они не окоченевали. Измерение температуры тела проводилось термоэлектрически через прямую кишку.

С 1939 г. опыты на живых людях проводились в Заксенхаузене – на узниках испытывали жидкие отравляющие вещества, их втирали в кожу. О результатах экспериментов докладывали лично Гитлеру. Заключенные сначала слепли, а потом в страшных мучениях погибали.

Ведущий 3: Сколько таких? Сотни, тысячи, десятки тысяч мальчиков и девочек раннего возраста. Всего за годы войны было уничтожено около полутора миллионов еврейских детей. С марта 1942 г. в лагерях смерти Бельжец, Собибор, Треблинка (показывает по карте) были убиты почти 2 млн. человек. Эти лагеря были частью операции «Рейнгард», направленной на уничтожение еврейского населения Польши и присвоение его имущества. Только на территории Германии насчитывалось 1100 концлагерей. Через них прошли 18 млн. человек, погибли 12 млн.

Ученица рассказывает о своем прадедушке: В книге Памяти нашего района есть короткая запись: «Попов Федосий Васильевич, рядовой, русский. Призван Почепским райвоенкоматом. Пропал без вести 12 декабря 1943 г.». Долгое время лишь эти строки да пожелтевшая военная фотография напоминали нашей семье о моем герое-прадедушке. Интересно, где он воевал? Какая у него была судьба? Что кроется за этими сухими строками «пропал без вести»?

После войны в семидесятые годы на имя Поповой Надежды Васильевны, жительницы села Семцы, пришло странное письмо. К сожалению, оно не сохранилось, а имя автора со временем стерлось из памяти престарелой женщины. Несколько лет назад умерла она сама. Писавший письмо рассказывал о человеке, с которым провел два тяжелейших года в немецком концлагере Бухенвальд. По его словам, этим человеком был брат Надежды Васильевны, то есть мой прадедушка. Но как найти факты, которые могли бы подтвердить это? Ведь там документов не выдавали. Автор письма выслал памятный значок, выпущенный в Германии, в память об узниках, ставших жертвами Бухенвальда.

Глядя на карту Германии, нахожу город Веймар. Его называют городом немецкой классики. Здесь находится дом Гете, национальный театр, где он руководил труппой, дом Шиллера. Это родина великих писателей, которые своими произведениями вселяют тепло в человеческие сердца. Но рядом, в тридцати километрах, подуло колючим холодом. Здесь, на горе Эттерберг, в живописнейшем месте находился концлагерь Бухенвальд, где содержались пленные из 33 стран. В спецблоке подвергались пыткам известные государственные и политические деятели из оккупированных стран: француз Лион Блюм, английский премьер-министр Даладье, лидер немецких коммунистов Эрнст Тельман, итальянская принцесса Мафальда. Имена этих людей знает весь мир. Но ведь там были тысячи заключенных, чьи имена канули в вечность, оставшись неизвестными. Моя боль еще сильнее оттого, что среди этих безымянных мучеников был и мой прадедушка. Понадобилось почти тридцать лет для того, чтобы приоткрыть завесу неизвестности о его последних месяцах жизни.

В письме, пролившем лучики света на судьбу моего прадедушки, описывалась лагерная столовая. Вдоль нее проходила дорога (показывает фото из книги Пшибыльского П. «Дело об убийстве Тельмана») Заключенные называли ее кровавой. По этой дороге эсэсовцы заставляли их передвигаться бегом, натравляя на них собак. Рядом изгородь из колючей проволоки, по которой пропущен ток высокого напряжения. Обреченных выводили со связанными руками. Это были люди в самом расцвете сил. Над ними проводили бесчеловечные научные эксперименты под руководством лагерного врача Герхарда Шилдауски.

Лагерная кремационная печь поглотила в своем пламени узников из 18 стран. Это граждане СССР, Чехословакии, Германии, Югославии, Франции, Австрии, Польши и других стран. 11 апреля 1945 г. узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого освободили 20 тыс. человек, в том числе 900 детей. Пусть мой прадедушка Федосий не совершил яркого, всем известного подвига, но, отдав свою жизнь, внес вклад во всенародное дело. Я считаю его героем.

Ведущий 4: Подобных зверств мир не знал ранее. Ничто у фашистов не должно было пропасть, поэтому у жертв не только отбирали одежду, деньги, личные вещи, но даже срезали волосы, из которых изготавливали носки для экипажей подводных лодок, у них вырывали золотые коронки.

Ведущий 1: Только 29 и 30 сентября нацисты с помощью местной полиции убили в Бабьем Яре 33771 еврея. Расстрелы продолжались еще несколько дней. Но и после того как были уничтожены почти все скрывающиеся в Киеве евреи, Бабий Яр остался местом массовых расстрелов. По данным украинских историков, за время оккупации в Бабьем Яре было уничтожено 150 тыс. человек.

Ведущий 5: Трагедия не обошла стороной и наш город, который был оккупирован фашистами в сентябре 1941 г. Первые меры, которые приняли оккупационные власти, имели антисемитскую направленность. Евреям, проживающим в большом количестве в городе, был присвоен особый статус полностью бесправной группы населения. В отличие от других граждан свобода их передвижения была ограничена только местом проживания. Служащих, врачей, учителей немедленно увольняли с работы. Вся их собственность подлежала конфискации. Только евреев принуждали носить отличительные знаки – шестиконечную звезду желтого цвета, и это сразу ставило их вне общества. В ноябре всех евреев, проживающих в г. Почепе и округе, арестовали, женщины и дети содержались на территории бывшего «Птицекомбината», а мужчины и мальчики старше 14 лет – в школе.

Ведущий 6:

«Скинхед» в переводе с английского – кожаная голова. Бритые головы – это не «униформа», просто скинхеду так удобнее жить, во время драки никто не схватит за волосы. Они объединились вокруг идеи «Россия – для русских» потому, что не видят другого выхода, и никто им не указывает. Они аутсайдеры, они вне социума, они живут по законам джунглей, ведь российские законы не дают им опоры в жизни. Для родителей это просто заблудшие дети, несмышленыши, которые не видят, что творят. Эти ребята с рабочих окраин, дети бедных родителей видят – все места под солнцем уже заняты, и творят беззаконие. Можно их воспринимать как раковую опухоль на теле общества, которую надо просто вырезать, но в таком случае наше общество облучено.

Подобные хроники можно встретить в каждой газете, журнале. Два года назад была убита девятилетняя таджикская девочка. Совсем недавно в Санкт-Петербурге был убит вьетнамский студент – отличник Санкт-Петербургского государственного университета. Нити расследования привели опять к скинхедам. Что это? Наша молодежь? Наше будущее или прошлое, возврат к началу? Холокост продолжается?

Ведущий 1: Поверьте, холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее. Исторически и психологически холокост – это прежде всего симптом летальной социальной болезни и человекофобии, охватившей все человечество. А кто знает о болезни, тот имеет шанс излечиться…

«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить, – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» – так писал Альберт Эйнштейн.

Холокост – не только физическое уничтожение людей, по сути дела, это был самый крупный и изощренный грабеж во всей мировой истории. В 30-е годы нацистское государство отобрало у евреев все, что можно отобрать: квартиры, дома, произведения искусства, предметы быта и даже фамильные ценности. Банки и предприятия, которыми владели евреи, также были конфискованы.

Нацисты до нитки грабили и тех, кого депортировали в концентрационные лагеря. Все личные вещи – одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски – конфисковывались немедленно по прибытии. Многое из награбленного отправляли в Германию для раздачи немецкому населению.

Масштаб этого грабежа осознан совсем недавно. Во многих европейских странах созданы комиссии для рассмотрения компенсаций пережившим холокост и их семьям. Бывшая Западная Германия уже выплатила компенсацию живущим на Западе евреям, однако в Восточной Европе, где два поколения прожили при коммунистических режимах, выжившие жертвы холокоста до недавнего времени так ничего и не получили.

Олеся ПЕТРОВСКАЯ, Оксана ПОБУДИЛИНА, учителя истории и общественных наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте