Цели. Образовательная: закрепление знаний по разделу политическая система СССР; механизмы «Большого террора». Развивающая: поиск информации в документах, работа с архивными источниками, навыки интервьюирования, сбор и систематизация фотодокументов, семейных архивов, опыт публичных выступлений. Воспитывающая: формирование критически мыслящих личностей, с гражданским правосознанием.
Учитель: Следовательно, судебная система была поглощена партией, которая, опираясь на полицейский аппарат НКВД, творила произвол по отношению к собственному народу. Особого внимания требует Глава I. Преступления государственные. 1. Контрреволюционные преступления. Проанализируйте терминологию статьи 58; объясните смысл понятий «контрреволюционные преступления», «враги народа», «социальная защита».
Форма занятия: конференция.
Учитель: 20-е – 30-е годы в истории России прошлого века заставляют нас задуматься об опасности некритического отношения к действиям власти. С помощью идеи укрепления Советского Союза оправдывали тогда террор.
Если мы хотим жить в условиях демократической правовой системы, необходимо дать ясный ответ на вопросы:
Допустим ли террор в государственной политике либо нет?
Каковы реальные шансы России стать государством правовым, демократическим?
Ответы надо искать в прошлом России, в ее судебно-правовой системе. Постановления, приказы, кодексы составляли нормативно-правовую базу государства. Частью этой базы являлись следующие документы:
Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г.
Приказ наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» от 30 мая 1937 г.
Шифровальные телеграммы ЦК ВКП(б).
Уголовный кодекс.
Данные материалы представлены для изучения. Читая эти документы, правомерно возникает вопрос: «А было ли правосудие в стране после революции 1917 года?». Используя эти документы, охарактеризуйте политико-правовую базу Советского государства.
Юлия Карабаева: Советское правительство в 30-е годы не выполняло свои функции, судебная система была разрушена. Документы это подтверждают: «Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, … и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ Советского государства».
Меры наказания репрессируемым: подлежат немедленному аресту и по рассмотрении их дел на тройках – расстрелять. С ноября 1934 года в СССР стали действовать для вынесения приговора так называемые особые совещания (2-3 человека). Следствию важно было закончить работу в течение десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до суда, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались. Данные положения, зафиксированные в вышеназванных документах, разрушили ту судебно-правовую систему, которая была создана в России по судебной реформе 1864 года. Элементы той либеральной реформы, как суд присяжных, гласный и состязательный суд, не действовали.
Учитель: Следовательно, судебная система была поглощена партией, которая, опираясь на полицейский аппарат НКВД, творила произвол по отношению к собственному народу. Особого внимания требует Уголовный кодекс. Глава I. Преступления государственные. 1. Контрреволюционные преступления. Проанализируйте терминологию статьи 58; объясните смысл понятий «контрреволюционные преступления», «враги народа», «социальная защита».
Сергей Агишев: «Врагами народа» названы лица, совершившие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, в том числе агитация, пропаганда, хранение литературы и т.п. «Социальная защита» – защита народа от самого себя. Произошла подмена терминов.
Люда Архипова: Вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд или вооруженное восстание; использование фальшивых документов; подрыв государственной торговли, транспорта промышленности; недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении – за все это полагалась мера наказания: расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества. Действительно, под эти определения могли подвести многие действия, которые по существу преступлениями не были.
Учитель: Оцените содержание статьи 58-10. Почему именно эта статья наиболее часто применялась в судебной практике?
Оля Абрамова: Я считаю, что именно эта статья так часто применялась в судебной практике потому, что с ее помощью можно было обвинить любого человека. Находим данные в книге жертв политических репрессий. Дело Журова Тараса Семеновича, 1896 г. рождения, уроженца и жителя села Пермиси, мастера промартели, осужденного 30.01.47 г. Верховным судом МАССР по ст. 58-10 и приговоренного к 3 годам лишения свободы. В чем его реальная вина? По словам старожилов села Пермиси, «на базаре он вместе с другими мастерами удачно продал шапки, сшитые в артели, приятели купили бутылку, выпили, и он спел частушку:
Ах, Россия, ах Россия,
Неумная голова,
Много денег накопила,
Черта Ленина купила
И Сталина вознесла…
Казалось бы, за такую «ерунду» осудить человека на 3 года нельзя, но подействовала статья 58-10 «Пропаганда или агитация…», которая наказывала за мысль и слово.
Учитель: Какое воздействие на сознание людей, их нравственные устои могла оказывать статья 58-12 Уголовного кодекса?
Сергей Агишев: Она, по существу, способствовала доносительству, заставляя оговаривать близких, друзей, соседей, о чем нам рассказала Оля.
Учитель: Статья 58-13. Высшая мера применялась за преступления, совершенные 20-40 лет назад. Как эта статья влияла на общество?
Иван Чушкин: За преступление, совершенное 20-40 лет назад, применялась высшая мера социальной защиты. Одним из таких примеров является арест Захара Пузакова. Его обвинили в контрреволюционных действиях, несмотря на то что он уже был тяжелобольным человеком. Изучив материалы, я понял, что Захара Ванифатьевича арестовали за его поступок, совершенный в молодые годы. В 1905 году он вступил в партию эсеров. После пыток З.В.Пузаков умер, но преследования, гонения обрушились на осиротевшую семью. Жену с малыми детьми выселили из квартиры, уволили с работы.
Учитель: В 1991 году в РСФСР принимается Закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Благодаря ему появилась возможность начать открытый диалог общества с властью по вопросу прав репрессированных.
Как вы считаете, почему стало возможным появление этого документа?
Кого определяет закон как «жертвы произвола тоталитарного государства»?
Какие меры принуждения определены как «политические репрессии»?
Катя Батушева: Появление этого документа стало возможным с падением диктатуры КПСС, как результат политики перестройки. За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим принципам. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, о чем говорилось при анализе Уголовного кодекса. На основе закона реабилитации подлежат все советские граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства, подвергшиеся репрессиям на территории РСФСР с 25 октября 1917 года, а также дети, находившиеся вместе с родителями.
Учитель: Государство, которое создало нормативно-правовую систему борьбы против собственного народа, не может называться народным, социалистическим. К сожалению, это положение не было воспринято современной властью, поэтому оно и не покаялось перед народом в том, что творили предыдущие правители, коммунистическая партия.
А. Солженицын назвал эпоху террора в истории СССР гулагом. Изучение системы насилия способствует предостережению общества от повторения прошлого. Гулаг как символ насилия и террора в СССР рассматривается вторым вопросом нашей конференции.
Юлия Янгличева: Я расскажу о системе исправительно-трудовых лагерей в СССР на основе карты ГУЛАГа. За основу взята общая карта СССР в границах 1989 года. На ней обозначены практически все исправительно-трудовые и особые лагеря, существовавшие на территории СССР в период с 1923 по 1961 г., а также границы территорий, куда в большом количестве направлялись ссыльные во времена коллективизации и раскулачивания, в периоды массовых репрессий по национальному признаку. Лагеря, обозначенные красными кружочками, разбиты на три категории по численности заключенных, содержащихся в них: свыше 25000 человек, от 5000 до 25000 и менее 5000 человек. Коричневыми кружочками отмечены территориальные управления. Как видно из карты, сеть ГУЛАГа паутиной опутала страну. Великие стройки коммунизма возводились руками заключенных, за что они получали лишь скудную еду.
Дубравный лагерь (Особый лагерь №3, Особлаг №3, Дубравлаг, Дубравный ИТЛ). Организован в феврале 1948 г., действовал до 1960 г. Заключенные работали на швейных фабриках, деревообделочном заводе, занимались производством стройматериалов (кирпича, черепицы, извести, добычей бутового камня).
Численность заключенных в 1948 г. составляла около 14 тысяч, в 1952 году – почти 26 тысяч, в 1960 г. – около 10 тысяч.
В Темниковском ИТЛ, существовавшем с 1931 г. до 1948 г., сначала было 17 тыс. заключенных, в 1935 г. – почти 31 тыс., в 1948 г. – 19,5 тыс.
Жестокие расправы над народом доказывают, что Советский Союз был не социалистическим государством, а тоталитарным.
Учитель: Человек в отличие от животных в любых условиях стремится заполнить жизнь смыслом, ставит перед собой цель. И в ГУЛАГе люди стремились сохранить человечность, тем самым оказывали системе свое сопротивление. Настя расскажет о жизни людей за колючей проволокой.
Настя Амелькина: Среди миллионов наших сограждан, ставших жертвами всенародного геноцида в СССР, были и мастера изобразительного искусства как малоизвестные, так и уже признанные. Лагерное творчество как феномен отечественного искусства впервые предстало перед широким зрителем в 1989 году на выставке «Памяти жертв сталинских репрессий», организованной Московским союзом художников и обществом «Мемориал». Изобразительное искусство представлено графикой, живописью, скульптурой; декоративное и прикладное – вышитыми салфетками, блузками, вязанием, предметами из дерева и металла. Много вышивок сделано в женских лагерях Мордовии, где на швейных фабриках шили стеганые брюки и телогрейки для нужд армии. Там же имелось вышивальное производство. Отходы находчиво пускались в дело. Из мельчайших обрезков шили наволочки, сорочки. Для себя и по заказам начальства заключенные женщины шили, вязали, вышивали крестом по батисту без канвы, считая еле видимые переплетения при лампочке в 25 свечей, теряя зрение. На Соловках 20-х годов, откуда система ГУЛАГа протянула свои щупальца на всю страну, режим позволял заниматься литературным и изобразительным творчеством без особо жестких ограничений. Можно было посылать в письмах рисунки, стихи: зеки издавали свой журнал «Соловецкие острова», создали своими силами театр, первый в ГУЛАГе. Со второй половины 30-х годов ситуация меняется, условия становятся строже. Губительны экстремальные ситуации лагерной жизни: наказание карцером, новый срок и этап и т.д., но не менее страшна изнуряющая душу и тело каждодневность: изоляция от внешнего мира, набитые бараки с насекомыми, голод, цинга и полное бесправие. В этих условиях для человека даже с небольшими творческими задатками какая-то форма самовыражения становилась острой потребностью, одним из путей выживания, нравственного и физического. Легальной считалась лишь работа художника в мастерской при так называемой культурно-воспитательной части (КВЧ). Здесь у художника было много обязанностей: тысячам зеков подновлять и писать новые номера, рисовать и писать портреты вождя всех времен и народов, оформлять к Первомаю и 7 ноября клуб и бараки. А для начальства – делать копии репродукций передвижников из журнала «Огонек», писать портреты жен. Наиболее популярным стал карандашный портрет, который заменял фотографию для родных на воле, отсюда обычный для него размер почтового конверта. Жанром, где художник мог чувствовать себя менее закрепощенным, был пейзаж.
Лагерное творчество сродни жажде жизни, оно помогало сохранить то, что тоталитарная система старательно истребляла в личности: противостояние диктату, духовность и индивидуальность.
ГУЛАГ – это символ и реальность в истории СССР. Дайте оценку этому явлению.
Катя Ерыкалина: Гражданская война предопределила создание концлагерей. Концентрационная система, отнюдь не пришедшая в упадок с ее окончанием, пережила период необычайного роста. В связи с большим индустриальным и аграрным скачком, а затем в связи с кровавыми чистками 1935-1939 гг. ГУЛАГ беспрерывно пополнялся миллионами коммунистов и некоммунистов, частично опустошенный в хрущевскую эпоху, он вновь активизировался и быстрыми темпами развивался в эпоху брежневскую. ГУЛАГ из порождения исключительно военного времени стал постоянным и нормальным институтом Советского государства. Из репрессивного оружия загнанного в угол большевизма он становится неотъемлемой частью тоталитаризма Советского Союза. Но сколько же ужаса, а самое главное, сколько смертей нес с собой ГУЛАГ. И вот таким чудовищным способом большевики пытались сохранить свою систему. Поэтому мы обязаны, изучая историю нашего государства, уделить ГУЛАГу особое внимание, чтобы не допустить насилия в ранге государственной политики.
В основе советского правосудия лежали идеологические принципы большевиков: «благо революции – высший закон», «законно все, что отвечает интересам партии большевиков». Данные принципы характеризуют политику Советского государства как бесчеловечную, итогом которой стала трагедия народа страны в ХХ веке.
Антон Дригин: Анализ подворной переписи 1911 года дает сведения о численности населения села 3466 человек, крупных хозяйств было 51. Обращаю внимание на эту цифру, чтобы понять, кого же большевики возвели в период раскулачивания в ранг врагов народа. Эти домохозяева приняли участие в восстании в марте 1919 года. Из них 30 были расстреляны большевиками на «Попонь-поляне». Остальные будут арестованы во время коллективизации. В 1933 году большевики лишили избирательных прав 99 семей, общее число человек – 420. И это при том, что данные переписи 1911 года дают только 51 крупное хозяйство. Таким образом, очевидно, лишенцами становились уже середняки. На шестнадцатом году советской власти не могло быть столько кулаков. В первоочередной список попали и три сына Кривоноговых – Павел, Алексей, Александр; Пивкины – Григорий Кузмич, Иван Кузмич, его сын Максим Иванович; Родин Егор Петрович, Ошкин Михаил Степанович и священнослужители Побережский Сергей Александрович, Кратюк Павел Иванович и монашка Журова Устинья Никитична. У нас есть возможность оценить действия сельского совета по отношению к этим односельчанам. Кто они? Враги Советской власти? В архиве хранится автобиография Михаила Степановича Ошкина. Читаем пожелтевший листок и удивляемся силе характера человека. Отец и он были батраками. Михаил в возрасте 16 лет ходил пешком в город Астрахань на заработки. Был призван в армию, где служил 4 года. По возвращении застал отца в развалившейся землянке. Михаил начинает вести свое хозяйство и берет 70-летнего отца к себе. С началом германской войны по первой мобилизации отправлен на фронт, где проявил себя героем, за что и получил четыре георгиевских креста. В 1916 году закончил школу прапорщиков. Февральская революция дала возможность вернуться домой и начать восстановление хозяйства. Однако в гражданскую войну вновь на фронте, сражается против белогвардейцев Колчака и Деникина. В Красной Армии служил три года, за заслуги награжден именной шашкой.
После демобилизации десять лет не покладая рук восстанавливал крестьянское хозяйство. У него было 9 детей – старшему 16, младшей 2 года. В 1925 году был лишен избирательного права, а в 1930 году раскулачен.
Вот заявление Пивкина Максима Ивановича в сельский Совет о несправедливости его раскулачивания: «Семья моя состоит из жены и 5 маленьких детей, а всего вместе со мной 7 человек. Избы своей нет, а живу я у своего тестя, как до революции, так и после предприятия не имел. Из скотины были только лошадь и корова. Служил в Красной Армии с 1918 по 1921 год, участвовал во многих сражениях против белогвардейцев Колчака на Южном фронте. Прошу вернуть мне корову и другое имущество, конфискованное сельским Советом, а то мне с моим семейством существовать не на что. 6 апреля 1930 года. Факты, изложенные в заявлении, подтверждены односельчанами. Нас заинтересовало, вернули ли Максиму Ивановичу часть имущества, о чем он просил. В селе и ныне живет его невестка, у нее мы и решили это выяснить.
Бабушка Рая: Ну что вы, конечно, ничего не вернули. После заявления пришли ночью и последних кур выловили сачком. Был ли он опасен Советской власти? Да нет же. Работал много, не пил. Я помню, что свекор был самостоятельным человеком, всегда старался быть независимым. До старости держал бычка, чтобы не кланяться колхозу, для поездки в лес за дровами.
О насилии по отношению к крестьянству свидетельствует передовица районной газеты от 25 декабря 1933 года «Удар по «левацким» героям пермисских перегибов». Газета опубликовала постановление, где названые «героями» председатель сельсовета Вермайкин, секретарь партячейки Морозкин «допускали незаконные обыски, отбор хлеба сверх плана у 65 хозяйств, массовый отбор имущества и различных вещей. Допущены грубые издевательства над отдельными единоличниками».
Идет подрыв нравственных устоев народа. В газете «Якстере колхоз» была заведена рубрика «Порываю связь». В ней от 14 апреля 1933 года напечатано: «Я, гражданка С. Пермиси, Полькина Матрена Демитровна, порываю связь с мужем, как лишенцем». В каждом номере газеты находим эту рубрику, порывают связь с родными не только граждане села Пермиси, а также сел Турдаки, Гузынцы, Айкино, Кочкурово и других. В газете ведется травля родственников раскулаченных. В заметке «Авось тесэ таркаст» перечисляются сыновья И.Д.Денискина, М.С.Родина, Е.А.Менякина. «Они сыновья кулаков, и поэтому их надо выгнать с работы». Выгнали хорошо работающих, грамотных специалистов. Колхоз распался в 80-х годах ХХ века. Село еще живет, но в нем осталось только 545 человек. «Фермерство не прижилось, – говорит Борис Славкин – так как не были созданы для него условия. Уничтожены традиции землепашества, возродить которые не в наших силах». Трудно не согласиться с Борисом Ильичом. Природа – «жемчужина» мордовской земли. Но это уже не то село, которое кормило себя и отдавало часть урожая государству. Это дачный поселок.
Таким образом, политика насилия и террора дала свои плоды – гибель села.
Оля Шишкина: У моей бабушки В. Шишкиной был дедушка по материнской линии К. Клюткин, проживавший в селе Большие Березняки. У него был свой большой дом, хозяйство (корова, лошадь, овцы и т.д.). Особого богатства не было. У него был родственник Василий, который жил беднее его, и у него была большая семья – семеро детей – и дом был очень маленький.
Когда создавались колхозы, Василий первый пошел туда работать, а Кузьма Федорович Клюткин отказался работать в колхозе. Тогда местные власти решили раскулачить его и поручили это дело Василию. Он этому был очень рад, так как сам потом поселился в его доме.
Всех кулаков тогда вывезли за 7 км от села в лес и оставили их на произвол судьбы, разрешив взять с собой только самые необходимые вещи. Кузьма Федорович был очень трудолюбивым, было лето, и до зимы он успел вырыть землянку. В ней он некоторое время жил с женой. Кроме них там были и другие семьи, так образовался кулацкий поселок. Так как рядом был лес, Кузьма Федорович скоро построил маленький домик, разработал огород, накопил денег и купил корову. Постепенно жизнь налаживалась. Позже дедушка построил более просторный дом, честным трудом накопил денег на лошадь. К этому времени у них в поселке образовался небольшой колхоз, в котором работал и он. Сын Кузьмы Федоровича жил с женой в Сталинабаде. Приехав к отцу, он заявил, что со своей женой он будет жить с ним. Но в этом поселке он жить не хотел и предложил отцу перевезти дом в центр, в село Большие Березняки. Кузьма Федорович по натуре был человеком добрым и согласился. Он продал все свое хозяйство, оставив только корову, и на эти деньги перевез дом в село. Жена сына не хотела жить с родителями мужа, и сын выгнал отца и мать из дома. Таким образом, их вторично раскулачил родной сын. Потом Кузьма Федорович построил рядом с домом сына маленький домик, и так как они были уже очень старыми, прожили там остаток своей жизни.
Кузьма Федорович Клюткин был великим человеком и героем двух войн, мастером на все руки и всего добивался собственным трудом.
Учитель: Подведем итоги нашей конференции.
Наташа Емелькина: Возможно ли, что в Россию вернется однопартийность и будет насилие?
Полагаю, что возврат к однопартийной системе сегодня возможен. Значение нашего урока я вижу в том, что, изучая период «культа личности Сталина», изучая историю террора в СССР, мы, как будущее страны, должны сделать все для того, чтобы то страшное время больше не вернулось, и навсегда искоренить зло и насилие в России.
Для чего нужно знать правдивую историю Советского Союза?
Прежде всего история СССР – это, во-первых, целая эпоха в истории нашей страны. Во-вторых, это грандиозный по масштабам пласт информации, оставивший глубокий след в душах и умах всего человечества. В-третьих, зная ее, мы можем воссоздать картину жизни наших бабушек и дедушек. В-четвертых, ее необходимо изучать затем, чтобы избежать многих ошибок, вернее, преступлений, которые привели к гибели миллионов людей.
Дима Феоктистов: Опасность трансформации системы существует, так как идет становление бюрократического капитализма, в котором многие государственные чиновники, бывшие у власти в советские годы, сохраняют не только властные функции, но и владеют подавляющей долей собственности, тормозят реформы и мешают простым людям нормально жить.
Сергей Ульянкин: Государство будет нести ответственность перед своим народом тогда, когда у нас будет развитое гражданское общество.
Учитель: Вы дали ответы на многие поставленные в начале конференции вопросы. Насилие недопустимо, ничто не может оправдать террор. Ложь, фальсификации должны уйти в прошлое из нашей жизни.
Татьяна ДРИГИНА, учитель истории и обществознания, Саранск
Комментарии