Можно сказать и так – 22-й конкурс «Учитель года России», потому что, как всем известно, первые два педагогических состязания прошли в Советском Союзе. Конкурс намного моложе «Учительской газеты», которая придумала его в 1990 году (в будущем году нам исполнится 90 лет!), но он стал таким важным событием в редакционной жизни, что, как река в половодье, заполнил все уголки газетной души и душ ее сотрудников. Учителя года ведут колонки в газете, публикуют статьи, рецензируют материалы для «Методической кухни», пишут «Взгляды» на сайт, дают советы, в каком направлении развиваться. Мы дружим с ними. Празднуем вместе свадьбы, рождение детей, педагогические победы.
К сожалению, делим и горе. В этом году из жизни ушла абсолютная победительница 2007 года, московский математик Анна Мехед. В прошлом году после долгой болезни умер учитель года СССР-1991, физик из Белоруссии Валерий Гербутов. Еще раньше – учитель года России-2008, математик из Питера Владимир Ильин. Светлая им память, они навсегда в нашем строю!Но вспоминая сегодня историю конкурса, хочется говорить не о печальном, а о том светлом, что оставляет он в нас, тех, кто принимал участие в «Учителе года», организовывал его и писал о нем. Два материала из архива «Учительской газеты». Первый – письмо участника «Учителя года России-1992», бурятского историка Григория Соколова, датированное 1993 годом. Оно удивительно свежо и понятно участникам всех лет, ведь конкурсант пишет, как скучает по коллегам, с которыми свел его «Учитель года», по конкурсным ученикам, по московской школе, в которой вел открытый урок, по сотрудникам нашей газеты (кстати, Олечку Кутасову сегодня зовут Ольга Николаевна Максимович, она заместитель главного редактора и онлайн-директор сайта «УГ»). Письмо пророческое. Григорий Григорьевич говорит о будущих слетах в гимназии Салахова в Сургуте, которые проходили не раз… Второй материал принадлежит перу Ирины Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты». Она передает свои впечатления от выступления Екатерины Филипповой, новоиспеченного учителя года России-1996 – сколько открытых уроков и мастер-классов с тех пор дала рязанская «француженка», скольких педагогов вдохновила на то, чтобы остаться в школе! И еще Ирина Георгиевна волнуется о судьбе «Учителя года», и это переживание всегда в ее сердце, вплоть до сегодняшнего дня. Давайте сохраним наш конкурс!Григорий Соколов,Улан-Удэ«УГ» №42, 26 октября 1993 годаОткрытое письмо конкурсу «Учитель года-93»Десять минут первого ночи. Завтра целая куча уроков, а я никак не могу сосредоточиться, улыбка расплывается по моему лицу, потому что я все еще с вами, там, в далекой Москве.Хочу вспомнить всех-всех, кто оставил в сердце моем рубец навечно. Начну с вас, Верочка Лосева и Алеша Луньков, дорогие мои психологи и психотерапевты. Что бы я делал, если бы не ваша поддержка, не очаровательная улыбка Веры и чуть-чуть затаенная – Алешина… А чего стоят слова В.Молодцовой, сказанные в коридоре: «Я никогда не писала некритические статьи…»! Я буду ждать ваши статьи и обещаю, что всю оставшуюся жизнь буду выписывать ежегодно «УГ, потому что я узнал тех, кто творит это чудо. Чудные люди! А как забыть это юное создание – Олечку Кутасову, вдруг появившуюся передо мной и наговорившую мне столько хорошего, сколько мои уши никогда и не слышали! Шлю вам низкий поклон из Бурятии и желаю процветания вашему чаду – «УГ».Как картинки с выставки, всплывает в моей памяти ставшая нам родной школа – знаменитая в Москве и теперь в Бурятии 199-я, где не работает, а живет, и не директор, а матушка, свет Марья Андреевна Комлева.В Москве 7 холмов, 7 высотных зданий, так вот 8-е чудо Москвы – это вы, Марья Андреевна. Как я завидую вашим коллегам и вашим ученикам! В первый же день, по приезду, я рассказал директорам наших школ о вас и о стихотворении, которое вы нам читали… Кленовые листья от 11-го класса «А» с пожеланиями – самый большой мой приз. Уж я-то знаю, что больше ни у кого такого чуда нет. «Не забывайте нас», – написала мне Надя. «Будьте лучшим учителем», – пожелала Ира, счастья – Аня. А вот листок от Ванятки и Вовки. А вот просто с именем «Даша». А этот – с посланием от Тани Рыбьевой, с приветом к неизвестному другу из 11-го класса школы нашего города. Передам обязательно. Маша и Оксанка, поцелуйте всех-всех от меня. Каждую осень, когда листья укроют землю, я буду вспоминать вас: вы приручили меня.Я никогда не был в Третьяковке, знаю, что и многие конкурсанты – тоже. Конечно, вы, Зарина Семеновна Саронская из Самары, могли бы поехать по магазинам, но повезли меня, одного, туда, где я встретился с «Троицей», «Владимирской Богоматерью», «Спасом Нерукотворным». Я чувствовал себя выше всякого миллионера, когда специально для меня рассказывали о древнерусской школе, а вокруг все недоумевали, что же это за величина такая, для которого (одного!) проводят экскурсию. Пусть позавидуют мне: я знаком с вами.Мне совсем плохо, когда я думаю, что я больше никогда не увижу Артура Зарубу, Юрия Евдана из Магадана, Гавриила Яковлева из Якутии, Танюшу Пяткову с Алтая, Сережу Павлюка из Коврова, Олюшку Соболеву и Федю Сухова из Москвы. Запали вы в душу мою. Может быть, действительно съедемся в Сургуте, как пообещал нам господин Салахов. Встретиться надо. И если вы будете у нас, в Улан-Удэ, то свою маленькую каморку в общежитии я вам уступлю.Вы навечно в «музее моей души» – Таня и Олюшка, Юра и Серега, Гавриил и Федя. Не всем я дал свой адрес, а так как в нашем общежитии письма теряются, то пишите мне на школу.Бурятия, 670046, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 122, 32-я школа, Григорий Соколов.Ну, вот и все. Я все сказал и облегчил душу. Теперь – за уроки. Ничего не поделаешь. Время 20 минут первого.Ирина Димова«УГ» №44, 5 ноября 1996 года«…она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому – каждому, как, например, мне…»С особой грустью и щемящей болью каждый раз смотрю «Уроки французского». Откуда берется печаль? Ведь так чисты и светлы образы героев рассказа Валентина Распутина: деревенского мальчика и его ангела-хранителя учительницы французского Лидии Михайловны. Я вспомнила о ней как раз в тот момент, когда Екатерина Филиппова восторженно принимала «Хрустального пеликана». И внешнее сходство нашей победительницы с распутинской героиней показалось мне почти символическим: правильное лицо с прищуренными глазами, коротко остриженные волосы. Ее взгляд, осторожный, с хитринкой, словно говоривший: «Интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?» Но в отличие от Лидии Михайловны, чей «поступок» так возмутил видавшего всякие виды за двадцать лет работы директора школы, наша Екатерина Алексеевна получила признание. Ее заметили, поняли и оценили. Прекрасный урок. Блестящий учитель.А сколько таких же блестящих педагогов мы увидели на конкурсе! И не только в этом году. Разные, не похожие друг на друга, неповторимые… Но в чем-то поразительно близкие, родные, родственные души. Награды достались не всем. Таков конкурс. И его правила. Правильные или нет, без них не обойтись. А жизнь всегда богаче и сильнее любых схем и моделей. Она диктует свои правила, меняя устоявшееся, заранее определенное. Вот и на сей раз каждому хотелось отдать дань уважения его таланту, исключительности, мастерству. И быть может, назвать очень многих Учителями века.Когда-то «Учительская газета» сотворила этот конкурс. И сделали это конкретные люди: Владимир Жуков и Геннадий Селезнев, работавшие тогда в ней. Спасибо им за это. Они дали жизнь конкурсу. Другие – сохранили и взрастили его. А значит, взяли на себя ответственность за тех, кого «приручаем». Конкурс признали. Его полюбили. Конечно, не все. Да так и не бывает, чтобы все. Остались и завистники, и злопыхатели, этакие «доброжелатели», да еще с «благими намерениями»… Не за них душа болит. Уберечь бы конкурс от интриг и тщеславия, корысти и игр. Политических и всяких других. Оставить бы лишь свет добра и любви. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что осталось с нами после». Так начинаются «Уроки французского».
Комментарии