Современный образовательный процесс насыщен информацией, педагогическими идеями и методиками. Каждый педагог стремится не только дать обучающемуся теоретические знания, но и научить практическому применению этих знаний. Поэтому урок наполняется интересными фактами, предоставляющими ученику возможность делать самостоятельные открытия, видеть перспективы собственных находок.
Цель музейной педагогики – оказать содействие в создании условий для развития личности через функции школьного музея (информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую).
Школьный музей дает детям возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.
Музейная педагогика как одно из направлений деятельности музеев становится все более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
В состав музейного комплекса «Помни ради будущего» в нашей школе входят пять музеев разного профиля. Это профили военно-исторические – «Боевой путь 3‑го истребительного авиационного корпуса» и «Боевая слава 1‑й саперной бригады специального назначения»; историко-краеведческие – «История района Выхино-Жулебино» и «Москва и москвичи»; комплексный – «Чернобыль. Трагедия. Мужество. Героизм».
На материалах музеев был создан общешкольный проект «Помни ради будущего. Запечатленная память». Участники проекта – дети, родители, педагоги и представители социума. Участвуя в проекте, они создают онлайн-экскурсии с аудиогидом, подкасты и буктрейлеры, используя музейно-библиотечные фонды образовательной организации и внешние информационные ресурсы.
В 2018 году создан поисковый отряд «Наследники Победы», который продолжил работу отряда «Память», организованного на базе музея «Боевой путь 3‑го истребительного авиационного корпуса» в 1973 году. По материалам, собранным поисковым отрядом, в школьном музее оформляются интерактивные выставки «Поклонимся великим тем годам…», проводятся уроки Мужества, встречи с очевидцами военных лет «Дети, пережившие войну». Собран материал (имена, фотографии, сведения) о родственниках учащихся и педагогов школы – участниках Великой Отечественной войны.
Традиционными стали уроки Мужества в формате «Человек дня», на которых рассказывают о своем жизненном пути герои Отечества. Один из них – Николай Александрович Назаров, участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, полковник в отставке и орденоносец, член Совета ветеранов войск правопорядка Российской Федерации. Ребята не только слушают интересный рассказ о тех страшных событиях, о героях-ликвидаторах, пожарных, но и могут рассмотреть экспонаты, примерить на себя средства защиты, а также узнать об очень интересной судьбе Николая Александровича.
Ежегодно совместно с советами ветеранов проводится открытый турнир среди обучающихся школ города «Помни ради будущего», посвященный ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, участникам ликвидации катастрофы на ЧАЭС. На встречу с обучающимися приходят представители Совета ветеранов войск национальной гвардии РФ, Московского городского совета женщин, родители.
В 2019 году на территории школы появилась аллея Героев. Участниками акции были учащиеся, ветераны воинской службы, участники ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, представители управы района Выхино-Жулебино, Московского городского женсовета.
В настоящее время широко распространены виртуальные экскурсии, позволяющие выходить за рамки музеев и использовать материал на классных часах.
Музейная деятельность влияет не только на качество исторических знаний школьников, но и на их общее интеллектуальное развитие. Учителя-предметники проводят интересные уроки, используя экспонаты музея. Актив комплекса школьных музеев проводит тематические уроки с применением современных информационных технологий.
Использование музейных материалов позволяет учащимся участвовать в различных конкурсах и становиться победителями и призерами (городской фестиваль «Духовные скрепы Отечества», метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений», «Мой район в годы войны», «Отечество», «Юные экскурсоводы» и другие).
Педагоги, обучающиеся награждены грамотами и благодарностями за патриотическую работу среди молодежи Государственной Думы ФС РФ, Московской городской Думы, Совета ветеранов ЮВАО, Совета ветеранов войск правопорядка России, Союза «Чернобыль» России, Союза «Чернобыль» Москвы, Московского городского совета женщин, Управления образования Великоустюгского района Вологодской области.
В 2020 году музейный комплекс «Помни ради будущего» стал победителем городского смотра-конкурса музейных комплексов образовательных организаций города Москвы «Помним героев войны и Победы», а в 2021 году занял 2‑е место в региональном этапе Всероссийского конкурса следопытских работ школьных музеев «Неизвестный солдат».
Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей Родины.
Галина ИВАНОВА, руководитель музея школы №1420
Комментарии