Итак, настала вновь учебная пора. И учителя вкупе со своими учениками бросились в новый марш-бросок аж до июня следующего года. За лето дети подросли, вытянулись вверх к солнцу, укрепили здоровье и теперь в силах выйти в дальний утомительный путь. Сегодня, в теплые деньки начала сентября, кажется, что им все нипочем. Но это иллюзия. С первого же дня нового учебного года нужно знать, что ребятам предстоит не стометровка, а марафонская дистанция. На ней можно надорваться, если неправильно рассчитать силы, если взять неверный темп, не вписаться в общий ритм.
Мы, взрослые, можем позволить себе порой прочитать коротенький текст в темном углу, сесть, развалясь в кресле. Глаз не успевает заметить усталости от кратковременной экстремальной нагрузки, как и спина – искривления. Мы лишь теоретически знаем, что сидеть нужно прямо, а читать при достаточном освещении. Подчас мы позволяем нашим детям подвергать реальной опасности зрение и здоровье не на мгновение, а на час, на два, на полдня. И так изо дня в день, с сентября по июнь, с начальной школы до выпускного класса. Чему же мы удивляемся, обнаруживая согбенные спины, вогнутые грудные клетки и чахлые мышцы наших подопечных?!
Ключ решения проблемы в наших руках. В первую очередь нам, взрослым, нужно осознать, что сбережение здоровья детей – не разовая кампания, не лекция, которая читается раз в квартал, даже не еженедельная индивидуальная беседа с ребенком. Пока мы сами ведем себя не так, как утверждаем в своих выступлениях, до тех пор результатов здоровьесберегающие технологии не дадут. Детское здоровье – не наука, которую можно учить и преподавать, как математику или физику. Чтобы беречь здоровье детей, нужно жить так, как мы сами и говорим. Нельзя учить ребенка правильно переходить оживленную автомобильную магистраль, а потом вести его в садик или в школу, нарушая только что поведанные ему правила. Он чуть подрастет и пойдет следом за вами не по подземному переходу, а поперек шоссе, подвергая жизнь риску.
Беречь здоровье детей взрослый может, только применив к себе соответствующий образ жизни. Но и этого будет мало, потому что сбережение здоровья – даже не образ жизни, а целый обширный пласт культуры, который у европейских народов накопился за последние десятилетия. У нас же в стране он слабо разработан, почти не выражен. Народы России сравнительно недавно стали городскими народами. Поэтому нам предстоит учиться этому новому делу, осваивать непривычную культуру.
Серию статей, посвященных изучению и применению здоровьесберегающих технологий, читайте в ближайших номерах “Ста друзей”.
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии