В июле нынешнего года исполнилось 15 лет со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова), старца прославленной Глинской пустыни, одного из самых выдающихся богословов и церковных педагогов ХХ века.
Особенное научное и практическое значение имеет впервые составленная схиархимандритом Иоанном шеститомная «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». Ее ценность в том, что, помимо предметных рубрик, раскрывающих понятия духовно-нравственной сферы, она включает цитаты – тексты из творений святителя Тихона, духовное наследие которого благодаря труду отца Иоанна гораздо плодотворнее стало использоваться как специалистами (студентами духовных школ, богословами, пастырями, преподавателями школ, вузов), так и широким кругом читателей.
Эта книга дает возможность проследить процесс совершенствования личности, оценить роль наследственности и окружения в ее духовном формировании, увидеть роль общества и отдельных институтов – семьи, государства и Церкви – в воспитании подрастающего поколения и человека в целом. При этом все проблемы, естественно, раскрываются с православной точки зрения. Благодаря этому есть возможность сравнить христианское видение воспитания и образования с современными светскими трактовками, выстроенными на иных принципах и аксиомах.
Незадолго до кончины отец Иоанн закончил уникальный труд «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в ХVI-ХХ веках». В книге подробно освещена патриотическая и благотворительная деятельность обители за весь период ее существования, проанализирована ее духовно-просветительная и воспитательная деятельность. Она простиралась не только на иноков и монахов, но и в гораздо большей мере на общество, на всех нуждающихся в духовной помощи, на тысячи и тысячи прихожан и паломников пустыни, среди которых были люди разных сословий, состояния и образования. Тем самым монастырь оказывал самое непосредственное влияние на историю и культуру России.
В 1991 году отец Иоанн закончил другое фундаментальное историко-богословское исследование в области отечественной патрологии, также связанное с Глинской пустынью, – «Глинский патерик». Этот труд раскрывает путь воспитания монаха, который осуществлялся в течение всей его жизни до его последней минуты, путь, который у каждого монаха был исключительно своим особым и неповторимым. Тот высокий воспитательный настрой, который царил в монастырях, конечно же, не оставался внутри монастырских стен. Он обильно изливался вовне: через молитву, через многочисленных прихожан и богомольцев, через издание печатных работ – то есть через окормление прежде всего простых людей.
Комментарии