search
main
0

Помни, кто ты и откуда родом. Национально-региональный компонент в Мордовском госпединституте

Самая, пожалуй, важная задача учителя – вырастить учеников настоящими патриотами, людьми, знающими народную культуру, традиции и умеющими передавать их следующим поколениям. Подготовить такого учителя непросто, для этого нужна не только соответствующая психолого-педагогическая, но и научная база.

Статфакт На 9 факультетах института обучаются более 5,5 тыс. студентов по 19 специальностям. Только за последние 5 лет в образовательные учреждения Республики Мордовия и многих регионов Российской Федерации пришли более 4 тысяч молодых специалистов, выпускников МГПИ. 482 из них имеют дипломы с отличием. Остепененность профессорско-преподавательского состава института составляет 69,4%. Средний возраст преподавателей – 38 лет. 24 преподавателя имеют звания почетных работников высшей школы и награждены медалями и почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации. В профессорско-преподавательском составе 9 человек – действительные члены (академики), члены-корреспонденты, профессора общественно-профессиональных академий, 1 – член-корреспондент Российской академии образования. Общее количество используемых компьютеров – 324, только в 2004 году для обновления фонда компьютерной техники приобретено 127 единиц компьютеров с процессорами Pentium-IV. За последние два года 135 компьютеров институт передал образовательным учреждениям Республики Мордовия. Ученым советом института учреждены 10 именных стипендий.

Золотой фонд российской культуры

Мордовский государственный педагогический институт, основанный в 1962 году, носит имя просветителя, педагога, ученого-энциклопедиста Макара Евсевьева. Его научное и педагогическое наследие не только стало фундаментом мордовского образования, но и прочно вошло в золотой фонд российской культуры. Сегодня наследие великого мордовского подвижника просвещения обогащается и развивается в трудах многих его последователей – ученых нашего института.

Широко известны результаты исследовательской работы, выполненной под руководством ректора института, доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Мордовия Виктора Макушкина и обобщенной в научных исследованиях и пособиях. Виктор Миронович – автор монографий, программ и учебников по мордовской литературе для школ и вузов, научных статей. Под его руководством выполнено более 20 диссертационных исследований по актуальным проблемам мордовского литературоведения: «Человек и природа в мордовской прозе», «Традиции и новаторство мордовского романа», «Пути и тенденции развития мордовской литературы 70-90-годов XX века». Они используются в образовательных учреждениях Башкортостана, Татарстана, Марий Эл. В нашей республике чрезвычайно трепетно и ответственно относятся к сохранению национального достояния, к воспитанию молодежи, знающей родные языки, литературу и историю родного края.

Научные исследования в институте выполняются с момента его учреждения. Сегодня сформировалось несколько важных научных направлений: психолого-педагогические и методические исследования (развитие педагогической мысли и образования в мордовском крае и в российском зарубежье; психолого-педагогические проблемы общего и профессионального образования; обучение различным предметам в школе и вузе; содержание национально-регионального компонента образования); структура и динамика различных экосистем; подготовка учебников, учебно-научно-методических пособий для вузов и национальных школ. Из научных тем приоритетными стали исследование литературы народов Среднего Поволжья и Приуралья, мордовских (эрзянского и мокшанского) языков в культурологическом и социальном контекстах; изучение национально-регионального компонента в Республике Мордовия; выяснение состояния биологического разнообразия на территории Республики Мордовия и Среднего Поволжья…

Никогда не забудут в нашем институте имя Ефима Григорьевича Осовского – педагога-исследователя, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, заслуженного деятеля науки Республики Мордовия, лауреата премии имени К.Д.Ушинского. Вместе с учениками он теоретически осмыслил разные аспекты истории образования и педагогической мысли России и российского зарубежья. А сегодня заслуженным авторитетом пользуется научная школа, созданная его последователем членом-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Республики Мордовия Г.Саранцевым, который подготовил более 50 докторов и кандидатов наук. Среди них – преподаватели различных вузов страны.

Красная книга Мордовии

Мы гордимся сегодня и многолетними исследованиями наших ученых в области природных экологических систем и биологического разнообразия родной республики. Их результатом стало фундаментальное издание «Красной книги Республики Мордовия», имеющее историко-культурное значение. В этой работе приняли участие преподаватели разных кафедр биолого-химического факультета.

По многим актуальным темам научно-исследовательские разработки выполняют студенты. Многие из них участвуют в ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Евсевьевские чтения». Лучшие работы отбираются для конкурсов и конференций более высокого уровня. За последние три года во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ приняли участие 54 студента МГПИ. На всероссийских олимпиадах наши ребята неоднократно занимали призовые места по восточно-финно-угорским языкам, истории, культурологии. Стало традиционным участие студентов филологического факультета в Международном студенческом фестивале «Учитель русской словесности» в Москве. В октябре 2004 года команда МГПИ стала финалистом фестиваля и была отмечена Почетной грамотой за творческое деятельностное отношение к педагогической профессии. В номинации «Художественное творчество» Дипломом 1-й степени награжден студент IV курса Д.Климахин, студенты V курса национального отделения А.Соломкин и М.Соломкин награждены дипломами за творческое раскрытие темы урока русского языка. Студенты института стали победителями конкурса сочинений «Мой родной язык» в республиканском фестивале «Языки народов Мордовии – культурное достояние России».

Важным для нас сегодня стал поиск новых возможностей для международного сотрудничества в сфере науки и образования. В институте проводятся международные конференции с привлечением ученых из Украины, Белоруссии, Узбекистана, Молдовы и дальнего зарубежья: Венгрии, Германии, Финляндии. Это свидетельствует о высокой оценке значимости исследований и разработок, проводимых в институте, в частности, в области изучения финно-угорских языков, этнологии народов России, литературы народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Наш институт стал крупным центром подготовки специалистов для учреждений образования Республики Мордовия и мордовской диаспоры. Под руководством профессора Раисы Андреевны Ереминой разработана Концепция формирования национально-регионального компонента высшего профессионального образования (НРК ВПО) по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации. Она связана с проблемами российского общества, формированием культуры межэтнических отношений, обеспечением гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранением и поддержкой этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, сохранением языков и культур малых народов Российской Федерации.

В МГПИ сложился хороший опыт по формированию национально-регионального компонента высшего профессионального образования. Его особенность – в структуре специальностей («Родной язык и литература» с дополнительной специальностью «Русский язык и литература» на филологическом факультете), в контексте специализации («Родная словесность» на педагогическом факультете). В системе профессиональной подготовки реализуются такие образовательные программы национально-регионального характера, как «Система работы сельских специальных школ Мордовии по социально-бытовой ориентации», «Состояние и перспективы развития системы специального образования в Поволжье», «Региональная модель социальной и трудовой реабилитации учащихся с нарушениями интеллекта» (факультет коррекционной педагогики), «Мордовская детская литература», «Методика развития родной (мокша, эрзя) речи», «Мордовское декоративно-прикладное искусство», «Особенности художественного развития родного края», «Народное искусство и художественные промыслы мордовского края и Поволжья», и многие другие.

Национальное достояние

Тематика курсов, предлагаемых в составе национально-регионального компонента, подвижна. И обусловлена региональными, социально-экономическими, экологическими проблемами. Например, специальность «Русский язык и литература» включает курс «Мордовский язык», «История мордовской культуры», «История Мордовии», «Региональные особенности экологии человека». Специальность «Математика» – дополнительная специальность «Информатика» – курс «Элементарная математика в национальной школе». Специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» – «Современные этнодемографические процессы в Российской Федерации и Республике Мордовия», «Региональные особенности экологии человека», «Основы этнопсихологии», «Основы этнопедагогики».

Все эти дисциплины включены в учебные планы и имеют программно-методическое обеспечение. Они реализуются профессорско-преподавательским составом факультетских кафедр, имеющих стопроцентную остепененность по этим направлениям. Ведется большая работа по подготовке монографий, учебной и учебно-методической литературы, посвященной национально-региональным проблемам. Уже изданы монографии «Традиционное воспитание детей у мордвы», «Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы», «Свадьба мордвы Поволжья», «Деревня Мордовии в годы коллективизации» и другие.

Под руководством профессора Михаила Александровича Якунчева на кафедре зоологии и экологии успешно работает исследовательская группа, которая изучает национально-региональный компонент школьного экологического образования. В нем воплощается своеобразие взаимодействия людей с природой, выраженное в виде системы гео-, био-, антропо-, социо-, историко-, этноэкологических знаний, интеллектуальных и практических способов действия в окружающей среде, нравственных норм поведения, ценностных отношений, народных традиций, способствующих выживанию человека и устойчивому развитию общества. Совместно с Министерством образования Мордовии создан первый учебник для старшеклассников «Основы экологии».

Проблемы реализации национально-регионального компонента были предметом обсуждения на конференциях, симпозиумах, семинарах различного уровня, в частности всероссийских: «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования», «Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия школа – ссуз -педвуз». А также межрегиональных: «Поволжские финны и их соседи в эпоху средневековья: проблемы хронологии и этнической истории», «Историко-культурное развитие народов Среднего Поволжья: традиции и инновации» и так далее.

Многие школы соседних регионов нуждаются в профессионально подготовленных преподавателях родного (мокшанского или эрзянского) языка и литературы, музыки, в воспитателях дошкольных учреждений, учителях начальных классов и других специальностей со знанием мордовских языков. Поэтому в ближайшее время мы планируем создать межрегиональный национальный центр, назначение которого – подготовка высококвалифицированных кадров для национальных (мордовских) школ, находящихся за пределами нашей республики. Сегодня налажены тесные связи с представителями мордовской диаспоры: в республиках Чувашия, Татарстан и Башкортостан; в Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Пензенской областях. Формы сотрудничества самые различные – от консультационных встреч до презентации учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание курсов мордовских языков, литературы, а также других предметов на мордовских языках.

Евгений ПОТАПКИН, проректор по учебной работе Мордовского госпединститута

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте