Чтобы ребенок уже в юном возрасте понимал, к какой этнической группе он принадлежит, родители и другие члены семьи должны помогать ему осознавать свое место в мире, в социокультурном пространстве. О том, как это нужно делать, преподаватели МГПИ Юлия и Наталья Микляевы вместе с Мариной Новицкой рассказали в методическом пособии «Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования», вышедшем в серии «Дошкольное воспитание и развитие».
Условие стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа, пишут авторы, – это прежде всего соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу. В наших паспортах уже нет графы «национальность», это новшество предполагало, что все должны жить дружно независимо от того, к какой нации принадлежат, поэтому и возник разговор о толерантности, которую нужно воспитывать у наших детей.
Авторы пособия считают, что прежде всего нужно формировать национальную идентичность, создавать в сознании ребенка стабильную картину мира и помогать ему осознавать собственное «я», находить свое место в этом мире. Этого возможно достичь, приобщая ребенка к народной культуре.
Исследования, замечают авторы, показывают, что каждый народ в силу сложившихся исторических, социальных и географических условий выработал свою систему приобщения человека к общечеловеческим ценностям. Например, люди, живущие на равнинах, имеют свое особое представление о мире, свою систему координат, обеспечивающую создание присущих только им символических способов выражения собственного миропонимания в языке, в народных обрядах и традициях, в ремеслах, естественно, отличающихся от культурных форм, которые выработаны сообществами людей, живущими в иных историко-социальных и природно-климатических условиях, скажем, среди гор.
Еще более, утверждают авторы, на своеобразие той или иной народной культуры влияет выбор определенной религии и степень ее укорененности в этносе. Поэтому, пока религия воспринимается как единое целое с нацией, механизмы генетической памяти действуют с полной отдачей: наши предки выбирали себе религию, опираясь на особенности национального мировоззрения, на основе соборного решения, сознавая свою ответственность перед потомками. Тенденции развития современного общества таковы, что складываются условия экуменизма, смешения разных религий и конфессий. Эти условия могут привести к утрате своеобразия культуры разных народов и даже к разрушению лучших основ народной культуры, что влечет за собой утрату национального достоинства, самоуважения, воли к жизни целых поколений.
Конечно, говорят авторы, не следует подменять этнопедагогический подход в работе опытом начетнического религиозного просвещения, необходимо всемерно сохранять практикоориентированную составляющую процесса этнокультурного образования. Правильность такого подхода, убеждены они, доказывает опыт современных конфессионально ориентированных детских садов и школ. Он успешен лишь в тех случаях, когда при опоре на традиционные религии этносов в содержание воспитания широко включается и секулярная составляющая народной культуры (фольклор, профессиональное искусство, наука, национальные, исторические, гражданские и патриотические традиции), а также ценности мировой гуманитарной культуры.
Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит, с одной стороны, опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивая ее ценности, обычаи, язык и культуру, становясь культурно неотличимым от большинства, а с другой стороны, поможет избежать проявления маргинального синдрома, когда человек находится на грани между двумя и более культурами, но не в состоянии идентифицировать себя ни с одной из них. Установка педагога должна быть направлена на то, делают вывод авторы, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребенка.
Комментарии