search
main
0

Помни, что ты человек! Тема «Патриотизм и толерантность: совместимы ли они?». Урок-экскурсия в музее ветеранов войны в Афганистане

Помни, что ты только человек! Этот жизненный принцип предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА, учитель истории и обществознания, Киров

Для увековечения памяти Героя Советского Союза Александра Опарина его имя было присвоено нововятской школе №62, где он учился.

В том же году в школьном кабинете истории открылась экспозиция, посвященная ему, а также выпускникам школы, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане. В дальнейшем экспозиция преобразовалась в школьный музей Александра Опарина.

12 февраля 1999 года при Нововятском отделении Российского союза ветеранов Афганистана открылся музей ветеранов войны в Афганистане, который, объединившись со школьным музеем Александра Опарина, стал музеем ветеранов войны в Афганистане в средней школе №62 имени Опарина.

Наш музей помогает воспитывать не только патриотизм, но и толерантность как качество личности, которое позволяет принимать и понимать другого человека, другой народ, другую культуру. Патриотизм отличается тем, что исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный им, готов трудиться для всего человечества, если только может быть полезен. «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» (Дмитрий Лихачев); «Чем больше агрессии, тем меньше культуры» (Зигмунд Фрейд).

Цели:

1. Узнать о войне в Афганистане, подвигах земляков в «горячих точках», усвоить суть понятий «патриотизм» и «толерантность».

2. Анализировать текст документов, сравнивать понятия «патриотизм» и «толерантность», выяснить, сопоставимы ли эти понятия.

3. Выразить свое отношение к войне, подвигу, к тому, что увидели и услышали в музее во время экскурсии.

Направления работы музея самые разные. В первую очередь это патриотическое воспитание молодежи. Едва ли в Кирове найдется учебное заведение, учащиеся которого не побывали у нас в гостях. В год проходит более 200 экскурсий.

Афганская война, события на Северном Кавказе, другие военные конфликты как неотъемлемые страницы истории нашей страны вызывают неподдельный интерес не только у их непосредственных участников. Серьезные дискуссии, зарождающиеся на фоне обсуждения этих событий, неизменно приводят к обсуждению таких понятий, как Родина, честь, мужество, слава, долг перед Отечеством, патриотизм, гражданская инициатива, безопасность. Очень важным сегодня мы считаем также развитие критического мышления и толерантности, потому что при демократии обычный гражданин является одновременно всегда в разной степени и патриотом, и критиком, но уважающим других людей, их права и свободы. Толерантность – это проявление развитого сознания.

«Помни, что ты человек!» – эти слова взяты из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста.

Как вы думаете, сопоставимы ли понятия «патриотизм» и «толерантность», исключают ли они друг друга? Рассмотрим это на экспонатах нашего музея.

Групповая работа

Прочитайте памятку советским воинам, которые направлялись для продолжения службы в Афганистан, и воспоминания писателя Проханова.

Какая идея объединяет два совершенно разных документа и чем они отличаются?

«Советский воин!

…Афганистан – государство Среднего Востока, его площадь 655 тыс. кв. км, население свыше 15 млн человек. Страну населяют пуштуны, таджики, узбеки, хазарейцы, туркмены и др. Находясь на территории Афганистана, помни всегда, что ты воин-интернационалист. Уважай чувство национальной гордости всех народов, населяющих Афганистан… Не забывай, что большинство населения страны очень религиозно. Веками быт, нравы и традиции народов Афганистана складывались под влиянием религии ислама.

Советский воин! Уважай чужие обычаи, если ты с ними не согласен, не оскорбляй то, что афганцы почитают священным… Не мешай мусульманину во время молитвы (намаза). Не подходи к молящимся, не насмехайся над ними…»

Александр Проханов «Афганская война: как это было»

«У этой войны были свои приемы, свои периоды, своя стратегия и тактика. Была бесконечная, из тысячи экспромтов, коллизий, передаваемых ситуаций борьба, в которую каждый солдат, каждый прапорщик вносил свой остроумный, жестокий, неповторимый вклад, сделавший эту азиатскую войну не похожей ни на одну другую.

У армии, ведущей затяжную войну, не одинаковая психология, не одинаковая мораль в разные периоды изнурительной, долгой кампании.

Войска пересекли границу, уверенные, что их поход – благо для сопредельной страны, освящен долгом, этикой, традицией прежних походов. Войска, входившие в Тарагунди и Хайратон, принимавшие караваи от смуглолицых горбоносых стариков и цветы от белозубых с красными галстуками юнцов, шли спасать революцию, защищать бедняков, отбиваться от грозного, владевшего половиной мира соперника.

Было удивительно, ошеломляюще после цветов и подарков получать вероломный выстрел в спину. Поход, поначалу казавшийся почти экзотическим путешествием среди восточной архитектуры, иноплеменных нравов, азиатской природы, этот поход превратился в кровавую войну, требующую от солдат и офицеров предельного напряжения, полного использования военных средств. Постепенно, от кишлака к кишлаку, от кладбища к кладбищу, от одного затоптанного гусеницей поля к другому, от одного разоренного гнездовья к следующему, возникало угрюмое понимание, что война ведется не за народ, а с народом, что банды, за которыми охотились на вертолетах, гонялись на быстроходных бронемашинах, – это крестьянские партизанские отряды, умирающие за свои мечети, колодцы, могилы святых, гончарные стены с намалеванными цветами и птицами, за высокие туманные ледники и рыжие пустыни».

Обмен информацией между группами

Еще один экспонат музея – один из многочисленных осколков, извлеченных из ран Димы Бакулева, выпускника нашей школы, обычного парня. Когда он уходил служить в армию, ничего не предвещало беды.

Дима Бакулев принимал участие в операции по захвату Грозного в новогоднюю ночь с 31 декабря 1994 г. на 1 января 1995 г., когда вся группировка российских войск была уничтожена. Он остался инвалидом, но выжил… (и это парадокс!) благодаря чеченцам: пожалев молодость, один чеченец перенес его, раненого, с линии огня в бункер Дудаева. Чеченский врач и медсестра оказали ему первую помощь, когда понадобилось переливание крови, дали ему свою кровь. Они поняли, что парень может остаться без ног, переправили через Комитет солдатских матерей в Москву, переодетого в гражданскую одежду. Ноги ему сохранили, но он стал инвалидом первой группы. Принял участие в передаче В.Познера «Человек в маске». Жизнь оказалась искалеченной, как и ноги: отец умер трагически, любимая девушка, узнав, что он стал инвалидом, бросила его.

И мы видим, что патриотизм – чувство внутреннее, глубокое, а толерантность – стратегия поведения в отношении других людей.

Обращаю внимание на фотографию мемориала, посвященного вьетнамской войне, в Вашингтоне.

Мемориал ветеранам вьетнамской войны в Вашингтоне был построен на частные пожертвования американцев. Основатели фонда для строительства мемориала хотели, чтобы у ветеранов войны во Вьетнаме был реальный символ признания американского общества. Они сразу разработали 4 ключевых момента строительства мемориала:

– памятник должен вызывать воспоминания и раздумья;

– должен гармонировать с окружением, с близлежащими национальными памятниками;

– должен содержать имена всех погибших и пропавших без вести;

– не содержать никаких политических формулировок.

Мая Чин Лиин спроектировала парк, в парке – тихое гармоничное место на защищенной территории. Для достижения эффекта она выбрала черный гранит. Его зеркальная поверхность отражает находящиеся вокруг деревья, лужайки, людей, которые ищут имена в списках. Стены мемориала указывают на памятник Вашингтону и мемориал Линкольну. В хронологическом порядке написаны имена 58245 человек, тем самым они представляют войну как череду отдельных человеческих жертв, чьи имена занимают особое место в истории. Лиин сказала: «Эти имена и станут мемориалом!»

На этом примере мы видим, что понятия «патриотизм» и «толерантность» стоят в одном ряду.

В Афганистане наши солдаты выполняли свой воинский долг. Участники тех сражений нуждаются в толерантном отношении. Именно с этой целью – найти понимание в обществе – силами участников Афганской войны и на их средства был создан наш музей.

То, что они находят понимание, говорят записи в книге отзывов музея.

Найдите в книге отзывов музея записи, подтверждающие, что посетители музея с пониманием относятся к выполнению воинского долга.

Обмен информацией между группами на основе работы с книгой отзывов

Например, американский профессор Фредерик Дрейк из Университета Чикаго оставил такую запись:

«Говорят, что война – это продолжение неумелой дипломатии. Те, кто жертвует своими жизнями, должны пользоваться уважением. Они с честью выполнили свой долг».

И еще одна запись другого американского гостя нашего музея – профессора Линна Нельсона:

«Потери российских солдат в Афганистане были потерями для всех, всего человечества. Радуюсь, что семья и друзья этих солдат будут жить для мира и будущего России».

Воспитывать патриотов – это не значит воспитывать националистов и шовинистов. Через понимание чужой истории, культуры, памятников мы узнаем и лучше понимаем свою страну. Афганистан, Чечня и российские мальчики, идущие на войну… Сопереживанию надо учить. И толерантности надо учить с детства, учить сотрудничеству, отказу от доминирования, пониманию своего равенства с другими, потому что только так мы сможем сохранить наш мир.

А в заключение экскурсии обращаю внимание на памятник «Черный тюльпан», который стоит во дворе нашей школы. И в нем соединились понятия «патриотизм» и «толерантность». С одной стороны, это памятник погибшим землякам, а с другой – символ Востока. В нем реализуется принцип: «Принимать культуру других народов, сохраняя свою».

Метаморфозы тюльпана

Восток первым воспел прекрасный символ жизни и любви – цветок тюльпана. Каждый яркий цветок, каждый неповторимый букет символизировал счастливую жизнь с ее сокровенным смыслом. Праздники тюльпанов переносили всех в сказочную страну. В этой сказочной стране добрые феи клали своих малюток на ночь в цветы тюльпанов. В светлые лунные ночи все обитатели страны отправлялись к тюльпановым полянам и часами любовались, как эти крошечные милые создания сладко спали в чашечках тюльпанов, нежно покачиваемые легким ветерком. Добро и благодать растекались по всему миру новыми полянами тюльпанов, а сами цветы становились все более яркими и ароматными. В цветке тюльпана заключено человеческое счастье.

Но однажды в сказочном саду появились заблудшие старцы. Они плохо видели, ничего не слышали, ароматы цветов и прелести любви были уже недоступны их высохшим и очерствевшим душам. Они шли ведомой лишь им одним тропою, своими деревянными сандалиями и посохами ломая стебли и наступая на волшебные цветы тюльпанов. От каждого их прикосновения яркие символы счастья опадали и становились черными. Бурей возмущения и гнева феи остановили роковую поступь старцев, но поднятый ими восточный ветер еще долго разносил по миру опавшие, ставшие черными тюльпаны – символ беды.

на основе работы с книгой отзывов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте