Учитель русского языка и литературы гимназии №1 Стерлитамака Юлия СМЕХОВА стала победителем конкурса «Учитель года Башкортостана»-2022 и в сентябре представит республику в Тюмени на федеральном этапе. В интервью нашей газете она поделилась секретами мастерства и рассказала о том, какие требования XXI век предъявляет к учителям.
– Юлия Александровна, как вы стали учителем? Это мечта детства или осознанный взрослый выбор?
– Нельзя сказать, что я с детства мечтала быть учителем. Скорее это была игра. Многие дети играют в школу, и я не исключение. В старших классах, когда пришло время определяться, я примеряла на себя разные профессии: врача, юриста, журналиста… Однако нигде не видела себя, понимала, что не хочу уходить из школы, чувствовала, что вернусь, но уже в другом статусе. Так и случилось.
– Что вам дало участие в конкурсе профессионального мастерства? Как изменилась ваша жизнь после победы?
– Участие в конкурсе показало мне, что возможности человека безграничны. Мы действительно не знаем, на что способны! Главным достижением для себя считаю преодоление внутренних барьеров и комплексов. Ведь когда ты вступаешь в конкурс, твой самый опасный соперник – собственный страх. Что изменилось в моей жизни? Пока трудно говорить: я нахожусь в процессе подготовки к заключительному этапу, мне нужно время, чтобы конкурсные страсти улеглись.
– Современные дети стали меньше читать. В руках школьников сегодня вместо томика Блока или Пушкина новомодные гаджеты. Как вы прививаете своим ученикам любовь к чтению?
– Современные дети – это уникальные дети! Они живут в интереснейшую эпоху: им открыты все двери, они способны преодолевать время и пространство, не выходя из собственной комнаты! Я восхищаюсь их умением в считаные секунды решать любые задачи, связанные с поиском информации. Конечно, такая скорость мешает вдумчивому чтению, поэтому им сложно сосредоточиться, осмыслить прочитанное. На своих уроках я предлагаю ребятам работать только с живой, настоящей книгой, которая совсем иначе передает настроения и чувства. Я убеждаю детей, что, перелистывая страницы книги, делая пометки карандашом, оставляя закладки в ней, мы гораздо глубже можем проникнуть в мысли автора.
– Поделитесь опытом: как вы делаете свои уроки интересными и эффективными?
– По моему мнению, урок – это универсальная форма организации обучения, которая может включать элементы игры и науки, спектакля и конкурса, всего, что помогает учителю говорить на одном языке с ребенком. Как я делаю свои уроки интересными и эффективными, лучше спросить моих учеников. Для меня самое важное – слушать и слышать детей, улавливать по ходу урока так называемую обратную связь: я вижу по глазам, выражению лиц, всем ли понятно то, что звучит на уроке.
– Меняется ли роль учителя в XXI веке? Какие новые цели должен ставить перед собой преподаватель, когда он уже не является единственным источником знаний? Ведь сегодня у учеников есть доступ к невероятным объемам информации.
– Время, конечно, изменилось, оно заставляет меняться и учителя. Современный педагог не имеет права быть просто урокодателем, он обязан развиваться, учиться, искать новые возможности в обучении и воспитании. Но даже не это главное! Главное – быть человеком, уметь слушать ребенка, говорить с ним, помогать ему решать учебные и жизненные задачи. Пандемия всем нам показала, что можно обучаться и дистанционно. Но вспомните, сколько радости было, когда дети вернулись за парты, а учитель занял свое место у доски!
– 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. На какие проблемы учителей, по вашему мнению, государство должно обратить внимание в первую очередь?
– Не хочется говорить банальных вещей про зарплаты и нагрузки, это вечный вопрос. Думаю, за один год решить все проблемы учителей невозможно, но нужно продолжать работу над тем, чтобы авторитет учителя в обществе продолжал расти.
Артур СУНАГАТУЛЛИН, Республика Башкортостан
Комментарии