Разграничение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти позволяет построить эффективную систему управления функционированием образовательной сети. Однако ставится задача модернизации, изменения системы, но нет необходимых для этого механизмов управления и обеспечения, контроля и поддержки.
Сложность и в том, что с изменением задач органа управления муниципальной образовательной системой должна измениться профессиональная деятельность сотрудников аппарата, что требует от них понимания.
Сегодня результаты нашей работы таковы. Органом управления разработана стратегия, и он не вмешивается в оперативную деятельность образовательных учреждений. Городское управление образования постоянно проводит консультации с экспертами, проектирующими и внедряющими в регионах различные проекты модернизации образования. В нашем случае это проекты по реструктуризации образовательной сети и введению нового экономического механизма – нормативно-бюджетного финансирования. Реализация этих проектов позволила более рационально распределить финансы, увеличить количество дополнительных платных услуг в 2,1 раза, экономить бюджетные средства, что возможно даже при дефиците бюджета.
В результате нашей работы к 2006 учебному году наполняемость классов достигла нормы – 25 учеников, причем без всякого административного давления. Это привело к сокращению в городе 78 класс-комплектов. Был сэкономлен фонд оплаты труда, а в целом в 2005 году экономический эффект составил около 10 миллионов рублей.
С педагогической точки зрения произошло повышение качества образования. В условиях жесткой конкурентной борьбы за ученика возрастают требования к профессионализму учителей, поскольку от количества учеников теперь зависит бюджет школы. Стало реальностью право выбора учащимися образовательного учреждения. Количество переходов детей из школы в школу в городе возросло в 3 раза, что свидетельствует о поиске более качественных образовательных услуг.
Из сказанного можно сделать вывод: модернизация не будет успешной, если на уровне муниципалитетов не поменяется система управления. Только тогда она может стать адекватной поставленным задачам.
Рамиль ХАЛИМОВ, кандидат педагогических наук, начальник управления образования, Набережные Челны, Республика Татарстан
Комментарии