Любовь Петровна ГРЕБЕННИКОВА, учитель начальных классов с пятидесятилетним стажем, уже давно на пенсии, но, несмотря на преклонный возраст, продолжает вести общественную работу и остается членом профсоюза. Как заместитель председателя ветеранской организации работников образования Дальнегорского городского округа Приморья, она занимается патриотическим воспитанием молодежи, заботится о ветеранах образования, бывших учителях школы №1, где проработала 30 лет. Поддерживает с ними связь, приглашает на вечера, которые устраивает городская профсоюзная организация, посещает на дому или в больнице, если кто-то из подопечных туда попадает.
– Скучать некогда, – признается Любовь Петровна. – В школе бываю на классных часах и на всех мероприятиях, связанных с патриотическим воспитанием. Вот недавно участвовала в знаменательном событии – передаче школе точной копии знамени Победы. Все было очень торжественно, и, думаю, детям надолго запомнится эта церемония. По почину «Детей войны» организовали в нашем клубе поэтический вечер. Мои коллеги, и нынешние, и бывшие, читали стихи о войне, а я была ведущей. Местное телевидение даже сделало фильм об этом вечере. Была и вторая телепередача с моим участием, посвященная учителям – участникам войны. Почти все они ушли из жизни, остался только один. Я рассказывала о супругах Фоминых, учителях из первой школы. Мы нашли их фотографию, пересняли, и 9 мая эти портреты несли ученики 1‑й школы в «Бессмертном полку». Все это очень близко к профсоюзной работе.
Пенсионеры вместо пионеров
Есть для ветеранов образования работа и вне школы. Их организация на правах первички входит в состав городского Совета ветеранов и всегда активно поддерживает общие проекты. Последняя серьезная акция – очистка парковой зоны возле горно-химического комбината «Бор».
– В прошлом здесь был красивый парк, но 20 лет он не использовался по назначению и совершенно одичал, – рассказывает Любовь Гребенникова. – Энтузиасты решили привести парк в порядок, и мы, конечно, поддержали эту инициативу. Молодежь обрезала лишние ветки, а мы, ветераны, эти обрезки собирали. Ничего, справились. Раньше бы этим пионеры занимались, но сейчас их нет, как нет у детей и привычки к общественному труду. А ведь в советское время порядок в школе дети наводили сами. Помню, возникла проблема с техничками, они работали плохо, прогуливали. Тогда директор всех уволил, оставил только одну – убирать туалеты, а классы убирали дети. У меня тогда был первый класс, казалось бы, что могут эти малыши? Но я разделила классную комнату на малюсенькие участки, назначила ответственных, и дети охотно мыли пол, убирали мусор, следили за порядком. А сейчас школьникам трудиться нельзя… Если родители узнают, что их дети в школе уборкой занимаются, сразу и в прокуратуру напишут, и до президента дойдут.
А что я получу?
Почти всю свою жизнь Любовь Петровна отдала профсоюзной работе. Вступила в профсоюз образования еще в 1949 году, на первом курсе педагогического училища, и с той поры не мыслит себя без общественной работы.
– Отношение к профсоюзу сильно изменилось, – замечает она. – В школах, где общественная активность традиционно была высокой, не все учителя являются членами профсоюза. Наша работа полностью строилась на энтузиазме, а сейчас, к сожалению, все упирается в деньги. Первый вопрос, который молодые учителя задают в разговоре о профсоюзе, – «Что я буду от этого иметь, что я получу, занимаясь общественной работой?». И дети растут с такой установкой. Да и денег в учительском кошельке маловато, 1% зарплаты, отданный в виде профсоюзных взносов, воспринимается как потеря.
Два года назад мы с председателем Дальнегорской городской организации профсоюза образования Галиной Острошенко, человеком очень активным и неравнодушным, ходили в нашу родную школу №1, вели агитацию за профсоюз. Объясняли, что дети учителей – членов профсоюза едут в летние лагеря со скидкой. Когда выезжаем отдыхать всем коллективом на море, профсоюз выделяет деньги на автобус. Путевки на отдых самим членам профсоюза – а это сейчас очень дорого стоит – тоже частично профсоюз оплачивает. Себя приводила в пример. Вот, говорю, будете в таком возрасте, как я, уйдете на пенсию, и на каждый юбилей профсоюз вам красивую открытку пришлет, какие-то деньги выделит, на вечер пригласит. А не членов профсоюза никто не пригласит и не поздравит. Шутка, конечно, но в ней есть доля истины. Напоминали, что взносы нужны не только для проведения мероприятий на местах, но и на работу профсоюзного управленческого аппарата разных уровней – и в крае, и в России. Там трудятся очень грамотные специалисты, юристы, правоведы, которые борются с работодателями за наши права. Потому что сейчас время такое: если не бороться – отберут последнее. В учебниках это называется капитализм.
Нас воспитали по-другому
Чтобы получить максимально возможную для того времени трудовую пенсию, Любови Петровне пришлось один год работать на две ставки. Но напряженный график не заставил ее отказаться от общественной работы.
– Мы раньше работали с огромными нагрузками, и та знаменитая советская школа, которая дала миру выдающихся ученых, писателей, артистов, держалась на наших плечах. Зарплаты были мизерные, за классное руководство и проверку тетрадей в начальных классах не платили. Мне, чтобы получить 120 рублей пенсии, пришлось целый год работать в две смены. Всю профсоюзную работу тоже вела бесплатно. Времени на отдых не хватало, но без участия в общественной жизни обойтись не могла, потому что по натуре живая и подвижная. В 14 лет, когда еще в школе училась, вступила в комсомол, была секретарем комсомольской организации. Вообще-то я человек скромный, стеснительный, лезть впереди других не люблю. Но если давали поручение, стремилась выполнить его как можно лучше. Сейчас бескорыстие не приветствуется, все измеряется деньгами. Отстал ученик в учебе – пожалуйста, учитель поможет, но за деньги, как репетитор. А мы, ветераны, остались такими, какими были. Нужно парк почистить – поехали и два дня работали, носили сучья к грузовику. Нас так воспитали, что раз мы учителя, то должны быть первыми во всех делах. Приказом этого делать не заставишь, да и деньгами, пожалуй, тоже.
Надежда – на профсоюзную прессу
– Сейчас у профсоюза такие информационные возможности, о каких мы не могли и мечтать, – продолжает Любовь Петровна. – Собственные газеты, телевидение, Интернет – они могут рассказать о профсоюзных активистах и их делах, а это очень важно. Во-первых, кому-то пригодится на практике опыт передовиков, а во-вторых, это реклама самого профсоюза. Молодежь прочитает и подумает: раз это рекламируют, значит, и мне это нужно.
Пользуясь тем, что профсоюзная пресса вспомнила и обо мне, хочу рассказать об одном эпизоде из моей жизни. Когда я училась в начальной школе (это было на станции Подали под Комсомольском-на-Амуре), в наш класс направили парнишку из армейского пехотного подразделения, Лешу Крохалева. Он был сыном полка, и ему, чтобы поступить в Суворовское училище, надо было срочно окончить четыре класса. Класс у нас был маленький, но очень дружный. И вот теперь, по прошествии многих лет, мне очень захотелось найти своего одноклассника. Но по Интернету пока не получается, там список из адресов Алексеев Крохалевых занимает несколько страниц. Так, может быть, профсоюзная пресса поможет – Алексей прочитает это интервью и сам откликнется.
Наказ коллегам
– Если бы кто-то из профсоюзных активистов попросил у меня совета, я бы так сказала: продолжайте нашу работу, которая известна, понятна и очень нужна в современном обществе. А на первое место всегда ставьте молодежь, потому что какая молодежь – такая и страна. И, конечно, не забывайте ветеранов, которые не жалели ни времени, ни сил для развития профсоюзного движения в Приморье.
Юрий ЕВДАН,
главный специалист Приморской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Наше досьеЛюбовь Петровна Гребенникова родилась в 1934 году на разъезде Богучан в Амурской области. Там окончила школу и педагогическое училище, получила специальность «учитель начальных классов». Три года проработала в этом городе, а потом уехала вместе с мужем – военным в Приморье. Сначала преподавала в средней школе Углекаменска Партизанского района, затем переехала в Дальгнегорск и 30 лет проработала в школе №1. В 1989 году ушла на пенсию, но, как выяснилось, не на совсем. Через три года ее пригласил на работу бывший коллега, директор школы №21 – вести уроки в начальных классах было некому. Любовь Петровна пришла на три года, а проработала восемь лет и уже окончательно ушла на заслуженный отдых в 2000 году. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РСФСР, удостоена почетного звания «Ветеран труда». Среди ее учеников – врачи, учителя, преподаватели Дальнегорского филиала ДВФУ, руководители подразделений крупных промышленных предприятий города.
Комментарии