search
main
0

Полвека мужской дружбы

Мы действительно дружим полвека. Мы – это небольшая часть тех ребят, которые пошли в первый класс в год начала Великой Отечественной войны, закончили начальное образование (4 класса) в победном 1945 году и покинули стены школы в 1951 году. А наша школа, о которой мы с благодарностью вспоминаем по сей день, – это некогда славная московская 407-я средняя школа.

Образована она была в 1929 году, а прекратила свое существование в 1972-м, когда дал о себе знать демографический кризис, связанный с падением рождаемости во время войны. Мы учились в эпоху раздельного обучения, сейчас в обществе идет дискуссия о возвращении к такой форме обучения. Думается, наши воспоминания о 407-й мужской средней школе будут полезны в этих спорах. Это было “наше время”.
В то время в школе был прекрасный педагогический коллектив. Секрет мастерства этих удивительных “воспитателей человеческих душ” стал понятен нам только теперь, много лет спустя, и кроется он в том огромном уважении, с которым учителя относились к своим ученикам.
Написать обо всех нет возможности. Но как не вспомнить, к примеру, нашу любимую Анну Ильиничну Томарченко, преподавателя русского языка и литературы, которая вела нас по этим предметам до 7-го класса, да и позднее не обделяла своим вниманием. Она “жила” нами, нашими интересами, удачами и неудачами. Казалось, каждый был ее любимчиком.
Или Виктор Андреевич Волчанский. Он вел у нас литературу в восьмом классе. Только один год! Но оставил неизгладимые впечатления на всю жизнь. Влияние его на нас было огромно. Да оно и понятно: в мужскую школу после фронта пришел настоящий мужчина с твердым характером, могучего телосложения, умный, знающий, нестандартно мыслящий. Встретиться с таким человеком в школьные годы – редкая удача. И нам эта удача выпала. На уроках он часто выходил за рамки программы даже своего предмета, дискутируя с нами на философские темы, темы морали и нравственности.
На преподавателей литературы нам явно везло. И сменивший В.А.Волчанского Илья Соломонович Краснер тоже прекрасно знал свой предмет. К тому же два последних класса школы он являлся нашим классным руководителем. Был он старше нас лет на двенадцать-пятнадцать. Это создавало основу, допускающую, с известными ограничениями, товарищеские отношения.
Другой тип учителя представляла Васса Георгиевна Никитина, учившая нас немецкому языку. В свое время она была чемпионкой Греции по плаванию и, спасаясь от фашизма, приехала в Советский Союз. Здесь она обрела вторую родину и нашла свое призвание учителя. Эта красивая, еще молодая женщина обладала, помимо хорошего знания немецкого языка, твердым и решительным характером. И поэтому вопрос дисциплины на ее уроках никогда не возникал.
Но не только “хлебом единым” жили мы в школе. Дирекция школы (в 1947-м директором стал Александр Васильевич Богомолов) делала много, чтобы у нас были и “зрелища”.
С 1947 по 1951 год в школе существовал и “творил спектакли” великолепный театральный коллектив, которому завидовали все окрестные учебные заведения. Уровень спектаклей был таков, что язык не поворачивается назвать этот коллектив драмкружком. Именно театральный коллектив!
Руководила коллективом Ольга Павловна Иордан, человек высочайшей культуры, эрудиции и обаяния. Гримировала актеров профессиональный гример с “Мосфильма” Нина Алексеевна Мордисова.
За четыре года существования коллектива было поставлено более 15 спектаклей по произведениям Гоголя, Островского, Чехова, Тренева, Афиногенова, Катаева и др.
Не был забыт в нашей школе и танец. По инициативе администрации школы для старшеклассников был организован танцевальный кружок, который открыл нам мир вальса, танго и фокстротов. Нашими партнершами в кружке танцев были девушки из женской школы N 424. Но на свои вечера мы, видимо, из-за мужского коварства почему-то предпочитали приглашать девушек из женской школы N 416. Кстати, 416-й и 424-й школам повезло больше, чем нашей: они существуют и по сей день и в тех же зданиях…
И, конечно, огромную радость доставляло нам занятие спортом. Да и как могло быть иначе в мужской школе! Быть на виду у всей школы – значит быть достойным уважения. А наш класс, начиная с 8-го, стал сильнейшим. Наши ребята занимали почти все места в сборной школы по баскетболу, которая, в свою очередь, блистала в районных и межрайонных соревнованиях.
А футбол! Бывало, путь после школы домой, составлявший не более километра, занимал у нас 3-4, а то и более часов, потому что шел он сначала через футбольную площадку около школы, потом через площадку в первом проходном дворе, где отстаивалась честь школы, и заканчивался этот поход уже во дворе родного дома, где решался вопрос, “чей дом сильнее”.
После такого “похода” голова гудела (с голодухи), поясницу ломило от усталости, душа “пела”, брюшной пресс становился еще тверже, а тело наливалось здоровьем.
Наш мужской класс был не только спортивным, в учебе он тоже был очень сильный: каждый четвертый окончил школу с медалью (5 золотых и 4 серебряные). Более 30 человек получили высшее образование. Школа сделала для нас все. И главное, она воспитала в нас уважение к самим себе и к окружающим.
Среди наших выпускников впоследствии оказались классные летчики (военные и гражданские), генеральный конструктор оборонного предприятия, видный дипломат, известный фотохудожник, академик РАН, 7 кандидатов наук, сотрудник аппарата Совмина СССР и многие специалисты высшей квалификации.
Мужская дружба, начавшаяся в школе, живет и по сей день. Начиная с 1981 года мы ежегодно устраиваем “декабрьские” встречи.
Прошло 50 лет с тех пор, как мы покинули стены школы, но она остается в нашей благодарной памяти, как родной дом, во многом определивший наш жизненный путь.
Евгений КОНДРАХОВ,
кандидат технических наук;
Ефим СТИОП,
кандидат технических наук;
Анатолий ФИРСОВ,
фотохудожник

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте