search
main
0

Полвека исканий Спасительная идея России – русская школа

Педагогическая общественность Санкт-Петербурга, Ленинградской области и регионов России отметила пятидесятилетие научно-педагогической деятельности доктора педагогических наук профессора Ивана Федоровича Гончарова.

В советское время научные интересы ученого были связаны с осмыслением проблем трудового, художественно-эстетического воспитания личности учителя.
Его монографии “Взаимодействие искусства и действительности в эстетическом воспитании учащихся в школе и библиотеке”, “Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников” и “Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности” получили высокую оценку в центральной печати. Книга “Когда учитель – властитель дум” (в соавторстве с Т.И.Гончаровой) стала настольной книгой для тысяч студентов и учителей. Книга “Подвигнут я тобою. Слово о матери” удостоена тринадцати восторженных рецензий.
В постсоветское время переход к гуманистическим, демократическим и плюралистическим началам построения образовательной системы в стране привел к бурной преобразующей творческой деятельности ученых, педагогов, учителей и целых педагогических коллективов, к появлению новых инициатив. Одним из таких значительных начинаний стало движение за создание русской национальной школы, у истоков которого развернулась кипучая деятельность Ивана Федоровича Гончарова и его верной соратницы и супруги народного учителя СССР Татьяны Ивановны Гончаровой.
Нужно отдать должное колоссальной работоспособности Ивана Федоровича, его неуемной энергии. Он усердно принялся за изучение трудов замечательных русских философов. Им со всей тщательностью проштудированы труды Н. Бердяева, Н. Ильина, Вяч. Иванова, Н. Карамзина, Л. Карсавина, В. Ключевского, Вл. Соловьева, В. Зеньковского, Н. Лосского, В. Розанова и других корифеев русской философской мысли. Он обратился к литературным творениям Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Чехова и других выдающихся русских писателей. Ученый изучил труды известных педагогов – К. Ушинского, Н. Корфа, С. Гессена, С. Рачинского, В. Сороки-Россинского и других, пытавшихся возродить национальные черты в российской школе.
Эта огромная титаническая работа была проведена для установления сущности русской духовности и определения ключевых характерологических особенностей русского человека. Важность такого исследования очевидна. Ведь предстояло определить концептуальные основы русской национальной школы, содержание учебно-воспитательной работы в ней и контуры ее организации. Иван Федорович обратился с письмами к выдающимся современникам с просьбой оценить идею создания русской национальной школы. Он получил горячую поддержку от А. Солженицына, В. Белова, В. Распутина, Д. Балашова, А. Панченко, Г. Свиридова, Б. Штоколова, М. Аникушина, Д. Лихачева и других, которые в своих ответах с горьким сожалением отмечали утрату за предшествующие годы исторической памяти страны и отстаивали необходимость сохранения ее культуры, русской духовности через создание национальной системы воспитания.
В повседневной захватывающей научной работе, проводимой Иваном Федоровичем, прояснялись черты духовной энергии русского народа, его облик со всеми достоинствами и недостатками, выявилось все положительное, что может быть положено в основу учебно-воспитательного процесса в русской национальной школе.
Началась работа по обоснованию концептуальных аспектов русской национальной школы, разработка учебных курсов, которые должны составить содержательную основу обучения и воспитания в ней. Ученый развернул обширную пропагандистскую просветительскую работу по созданию русской школы, им опубликованы по этой проблеме 83 работы в самых различных изданиях. В них утверждается будущее отстаиваемой им школы, а поэтому то дело, которому до конца предан ученый, все больше и больше привлекает внимание педагогов России.
Не переставая разрабатывать вопросы педагогические, связанные с наполнением русской школы национальным содержанием, Иван Федорович одновременно осуществляет титаническую организаторскую деятельность по развитию движения русской школы. Он ведет обширнейшую переписку с руководителями муниципальных образовательных учреждений и педагогических коллективов школ в разных регионах России, ибо сегодня утверждаются в русской идее многие образовательные учреждения Вологодской, Воронежской, Орловской, Смоленской, Ярославской областей, Сибирского региона и других территорий. Он организует семинары учителей школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области, ездит помогать и знакомиться с постановкой дела на местах – от Майкопа до Сибири, где непосредственно изучает работу русских школ, проводит там семинары и читает лекции, консультации и беседы с экспериментаторами.
Иван Федорович умеет очень твердо и последовательно проводить свою линию, концентрировать усилия на реализации отстаиваемых идей. Его непрестанным умением убеждать, колоссальным усердием идея русской школы признана руководством Российского государственного университета им. А.И.Герцена, где планируется открыть Центр русской школы и в дальнейшем организовать соответствующую кафедру.
Ученый не теряет из виду перспективы. Цели, которые он ставит, для него, поднявшего глубинные пласты научного материала, ясны и очевидны. Принципы русской школы, разработанные И.Ф.Гончаровым, человечны. В работе, опубликованной в 1992 году, читаем: “…Девиз наш: Русская школа открыта всем! В ней может учиться ребенок любой национальности. В ней может преподавать педагог любой национальности. Приветливо, более того, дружелюбно русская школа распахивает двери всем, кто хочет стать питомцем русской культуры”. А накануне последней Всероссийской конференции И.Ф.Гончаров опубликовал доктрину русского воспитания “Спасительная идея России – русская школа”. Здесь утверждается: “Русская школа зиждется на трех принципах: а) национального русского патриотизма; б) общероссийского государственного патриотизма; в) универсально-культурной, духовно-вселенской солидарности”.
Эта русская “всечеловечность” позволяет Ивану Федоровичу в чрезвычайно сложных условиях, когда в педагогических кругах еще встречаются оппоненты, ошибочно считающие, что создание русской национальной школы – путь к утверждению открытого национализма и шовинизма.
Огромная заслуга Ивана Федоровича – организация всероссийских конференций по русской школе. Нынче уже была проведена юбилейная, десятая. Он использует все каналы, включая личное знакомство, чтобы привлечь к участию в них крупных ученых, организовать приезд и разместить участников. Всероссийское движение “Русская современная школа” и конференции носят интернациональный характер: лекции читают русские и евреи, татары и украинцы. Некоторыми русскими школами руководят башкиры, азербайджанцы, финны. В юбилейной конференции участвовали 540 человек из 39 регионов России. В наши дни – явление редкое. Участвовали русские и белорусы, литовцы и карелы, якуты и вепсы.
Сегодня движение русской национальной школы нарастает, приобретает все более широкий размах, у него появляется все больше сторонников и союзников во всех регионах страны.
Вот почему, думается, Ивану Федоровичу на данной стадии работы крайне необходимо все мысли о русской национальной школе привести к окончательному виду, оформив полностью концепцию, и написать работу, которая стала бы настольной книгой для руководителей и педагогических коллективов школ. Не менее важно развернуть подготовку руководителей и учителей для русской национальной школы.
Пожелаем же замечательному ученому и подвижнику Ивану Федоровичу Гончарову всяческих успехов в благородном деле утверждения, укоренения и развития русской национальной школы.

Владимир ЛИПНИК,
доцент РГПУ им. А.И.Герцена

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте