search
main
0

Полуостров сокровищ. Сельская школа: проектный метод в краеведении

Переступив 36 лет назад порог школы в качестве учителя, я повидала много разных нововведений, методов, программ… И спустя годы понимаю, что только те из них были успешны, которые находили отклик в душах детей. Но детское любопытство – это бенгальский огонь, фейерверк, он быстро и ярко вспыхивает, но и так же внезапно гаснет. Построить на нем полноценное обучение нельзя. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много – завлекательное начало, динамичный сюжет, неожиданный поворот. А для того чтобы костер горел долго и жарко, требуется великое искусство держать учеников «между». Вы, конечно, помните, что буквальный перевод латинского слова «интерес» – «иметь значение, быть между». Чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. А коль к интересу примкнули и стремление, и долг, то человек уже не просто решает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но переиначивает ее на испытание самого себя. Именно так я понимаю заключение: интерес направлен на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа.

Интерес! Вечный двигатель человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Интерес – один из постоянных сильно действующих мотивов человеческой деятельности. Значит, основная моя цель – предлагать учебный материал так, чтобы его «захотелось изучать». Не зря народная мудрость гласит: «Коня можно привести к водопою, но пить заставить нельзя…»Сегодня нет смысла давать нашим обучающимся готовые истины, наша цель – учить находить эти истины. Сегодня мы, учителя, можем дать ребенку возможность самостоятельно познавать мир, совершая маленькие открытия на каждом уроке. Мы можем сделать так, чтобы труд ученика имел смысл и значение – это под силу методу проектов. Тем более что проектная деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.Согласно ФГОС второго поколения основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в стандарте.Мы с коллегой, учителем химии и биологии Сергеем Лабко, решили организовать данную работу и на уроке, и во внеурочное время в своей школе. Ознакомились с историей возникновения и основными понятиями метода проектов, психолого-педагогическими условиями проектирования и видами проектов. Этому нас обучили на курсах в нашем Оренбургском РЦРО (региональный центр развития образования). Учиться пришлось и очно, и дистанционно. Было трудно, но мы не падали духом. Преподаватели были всегда рядом, всегда на связи, оказывали нам методическую помощь и просто дружескую поддержку. Это Елена Калиберда, Елена Тырсина, Ирина Сливкина, позже подключилась Ирина Корниенкова. Ознакомились с учебным проектом «Полуостров сокровищ», который разработали и провели учитель Евгения Тимохина и ее ученики. Нам очень понравилось. Пришлось освоить многие компьютерные программы, которые помогают при оформлении продуктов проекта. Например, теперь умеем работать с сервисом, в котором создаем ментальные карты. Освоили сервис «Плейкаст». Мы очень благодарны нашим преподавателям, без них было бы намного труднее. Но мы живем в цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель!Первым нашим проектом стал проект «На каждую хворь зелье вырастает…». Как прав был Авиценна, когда утверждал: «Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатства, которые у тебя в сундуках… главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, надо много знать»! Природа – наш дом и наш доктор. Но в век прогресса и больших достижений в области химии и фармакологии мы об этом несколько позабыли. Прекрасные, натуральные рецепты наших дедушек и бабушек остались пылиться в сундуках, а человечество бросилось в погоню за быстродействующими медикаментозными препаратами, способными дать облегчение от любой болезни, подтачивая и истощая при этом естественные силы человеческого организма. Даже от простудных заболеваний, которые издревле лечились медом, молоком и малиной, мы стали применять анальгетики и антибиотики. Не пора ли нам вспомнить о том, что всегда лучшим доктором считалась природа-матушка?Так и родился основополагающий вопрос: Зачем нам нужны растения? А к нему примкнули проблемные вопросы. И вот у нас закипела работа: выясняли, кому что интересно, что уже знаем, а чего еще нет, но хотели бы узнать. Разделились на группы: историки, исследователи, географы, ботаники, фармацевты – все выбрали себе группу по интересам и дело по плечу. Ребятам объясняем, что необходимо соизмерять свои «хочу» и «могу», чтобы потом не было разочарований. Составили план работы.Наши ученики поспешили в сельскую библиотеку, посетили аптеку и сельскую больницу, беседовали с фармацевтом, детским врачом и терапевтом. Очень многое узнали о том, насколько полезно лечение травами, какие травы можно использовать, как их правильно собирать и готовить лекарственные препараты.Много нового узнали и про Гамалеевский сосновый бор в библиотеке, у лесника. Наш сосновый бор – памятник природы Оренбургской области, нашим соснам уже более ста лет.Каждую свободную минуту наши ученики приходят к нам, чтобы показать найденные по теме книги, журналы (как же мы привыкли учиться по учебникам!), CD-энциклопедии, сайты в Интернете.Ребята изучают растения по школьным гербариям. В свободное время после уроков обследовали все окрестности, более подробно изучили Дубовый колок. Работа буквально кипит. А нам с учителем химии и биологии остается только наблюдать да озадачивать: «А нет ли у вас дома каких-нибудь лекарственных трав?», «А ваша семья использует лекарственные растения?», «Есть ли у вас семейные рецепты для улучшения здоровья при помощи трав?» Ребята работают с восторгом! На время работы над проектом в классе создали «Лабораторию природы», фотогазету «Растения нашего края» и настенную газету.На втором этапе гораздо сложнее: надо отобрать из огромного количества полученной информации необходимое и достаточное, обосновать свой выбор, только тогда можно приступить к оформлению презентаций, публикаций на компьютере. Например, сделать карту лесов, карту села. А это так интересно! Предлагаем: «Хотите оформить материал в виде буклета или презентации?» А в ответ: «А вы нам поможете?» Конечно, мы им поможем.Мы с мужем увлекаемся искусством фотографии, увлекли за собой и ребят. Мы вместе с учениками создали фотоальбом «Растения нашего края», создали ролик из фотографий растений. Наш ролик сам по себе поднимает настроение, а значит, лечит.Неожиданно и родители наших учеников включаются в проект, помогают организовать на защите проекта фитобар. Больше всего нам понравилось пробовать различные настои и отвары из лекарственных растений. Правда, некоторые из них имеют не очень приятный вкус, например полынь. Поэтому первыми были выпиты чаи из плодов и корней шиповника, листьев мяты, душицы, чабреца и зверобоя, смородины и малины. Восстанавливали и иммунную систему соком из одуванчиков, которые сами и собирали, выжимали сок. А еще мы рябинки возле школы посадили, будем теперь за ними ухаживать.Наконец все готово. Пришло время защиты проекта, а мы вдруг оробели: «Кому показать? А вдруг не понравится?» Первыми пригласили родителей, защита проекта состоялась на классном родительском собрании. Родители смотрели и слушали на одном дыхании. Замечательно! Мы поверили в себя. Наша самооценка повысилась!И как приятно, что у ребят уже новые мысли, идеи, предложения! «Марина Александровна! А ведь мы не рассказали о лекарственных растениях наших огородов. Надо бы продолжить работу!» – недавно предложила Лиза. А Кристине понравилось фотографировать, ни один последующий проект не обошелся без ее фотографий. «Сергей Леонидович! А мне бы хотелось про рыб нашей местности и рыбные места больше узнать. Может, пока еще учебный год не закончился, мы начнем новый проект?» – спрашивает Иван. И вот мы работаем уже дальше.Рек и озер в окрестностях села достаточно для степной зоны, а вот какие виды рыб у нас встречаются и как часто? Это было неизвестно. Проект «Разнообразие рыб Сорочинского района» длился больше месяца. Мы ловили рыбу в реке Самаре, взвешивали, записывали в таблицу данные, изучали видовой состав наших рыб. В результате работы над этим проектом у нас получились такие продукты. Группа «Рыбаки-систематики» создала ментальную карту «Разно­образие рыб Сорочинского района» и презентацию «Рыбы, которых я поймал сам». Группа «Рыбаки-исследователи» создала таблицу «Особенности внешнего строения рыбы, связанные с водным образом жизни», оформила исследование по теме «Трофеи рыбака» и «Рыбаки нашей местности». Группа «Рыбаки-практики» работала на виртуальной доске (Сервис Padlet), написала о рыбных местах Сорочинского района «Где клюет, там и мы», создала памятку «От чего зависит клев» и буклет «Полезные советы бывалых рыбаков».Разобрались с рыбами, а тут интересно про птиц, что зимуют у нас. Так появился проект «Семена и кормушки зимующим птицам». Узнали про то, какие птицы остаются у нас зимовать, какой корм больше всего любят. Оказывается, что синички больше всего любят семечки и сало. В давние времена даже самый бедный крестьянин старался подкормить птиц зимой. Неужели мы сегодня пожалеем горсть зерна или семечек, чтобы поддержать зимующих птиц? Ведь могли улететь, но остались с нами зимовать. В нашем школьном саду висят кормушки, нам не придется встречать весну без песен. Считаем, что очень важно научить детей сопереживать и помогать братьям нашим меньшим.А в прошлом году мы с Сергеем Леонидовичем учились в «Проектном инкубаторе» (Оренбургский РЦРО). «Проектный инкубатор» предназначен для помощи учителям в разработке качественных учебных проектов. Участникам предлагается разработать сценарии и дидактические материалы для проведения краткосрочных проектов. В разработке нам помогали опытные наставники и консультанты. Координатор – Елена Львовна Калиберда. Нашей выпускной работой стал проект «Большой мир маленьких клеток» для пятиклассников. Очень понравилось, в этом году снова записались на учебу в «Проектный инкубатор». Теперь мечтаем освоить организацию сетевых проектов.А еще решили узнать, возможен ли туризм в нашем селе. Так родился проект «Туристические маршруты села Гамалеевка». Разработали три интересных маршрута: для рыболовов, культурно-исторический и природно-экологический (фототур). Первый маршрут для любителей рыбной ловли «Где клюет, там и мы!». На этом маршруте туристы получат возможность посетить наиболее интересные рыболовные места нашего края и узнают о тех рыбах, которые здесь водятся.Второй маршрут – культурно-исторический: краеведческий музей гамалеевской СОШ №1 – домик местного поэта Николая Карташова – памятник А.С.Пушкину – сельская библиотека – краеведческий музей гамалеевской СОШ №2 – памятник погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны – памятник В.И.Ленину. Посещая школьные музеи, туристы увидят предметы быта прошлого, исторические документы, которые хранятся в музеях. В библиотеке можно ознакомиться с книгами местных поэтов Николая Карташова и Елены Еньковой. Николай Карташов автор слов широко известной песни «У границы».Елена Енькова стихи начала писать, еще будучи школьницей. Она была так взволнована мужественным подвигом побывавшего в космосе Ю.А.Гагарина, что строчки родились сами собой:Нам весна надежду дарит,Ей вдвойне все рады мы, -В космос первым полетел Гагарин,Гражданин нашей страны!Свое первое стихотворение Елена послала в газету «Пионерская правда», где оно и было напечатано.Особая гордость всех жителей села – памятник А.С.Пушкину на месте старой почтовой станции Воробьевка, где поэт останавливался на ночлег в барском доме, когда ехал в Оренбург в 1833 году для сбора материала о пугачевском восстании. Инициатором создания памятника стала учитель истории и краевед нашего края Антонина Николаевна Горюнова. Антонина Николаевна является еще создателем и руководителем музея гамалеевской СОШ №1.Третий маршрут – природно-экологический, или фототур: река Самара – Гамалеевский сосновый бор – Дубовый колок и родник – лес Агафонка – местечко Сады и родник – река Крестовка – Калмыцкая гора.Этот маршрут будет особенно интересен любителям природы и фотолюбителям, романтическим натурам, влюбленным. Ведь природа дает возможность нам любоваться красотой мира. На этом маршруте один объект красивее и интереснее другого. Чего только стоят столетние сосны и история их появления! Чистый лечебный воздух, родники с прозрачной холодной водой, мягкие песчаные пляжи на реках оставят неизгладимые впечатления в вашей памяти.Впечатлит вас и Калмыцкая гора, которую назвали в честь калмыка Гамалея, основавшего наше село. В той горе, говорят, спрятано золото Емельяна Пугачева, который гулял в наших степях со своей вольницей. Много охотников было то золото найти. Копали и там и тут, но так ничего и не нашли. То ли золота там нет, то ли просто не повезло. А гора все хранит свою тайну. Над ней колышутся седые ковыли да дуют степные ветры. Приезжайте и вы попытать счастья.По одному маршруту осенью 2017 года уже провели экскурсию для своих учеников, а теперь готовим экскурсию для учеников Сорочинского городского округа.Сейчас мы готовимся к юбилею села – нашей Гамалеевке будет 175 лет. Задумали проект «Люблю тебя, моя Гамалеевка!». Планируем написать сочинения и стихи о селе, создать видеоролики о красоте нашего родного края. В заключение мы хотим напомнить, что проекты полезны тем, что при их выполнении развиваются необходимые УУД. Они интересны максимальным разнообразием продуктов, найдется подходящий вариант для любого школьника. На этом бесконечном поле есть место способностям и возможностям каждого ребенка и в любом возрасте. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Но нам кажется, от групповых больше пользы, так как дети должны учиться не только планировать и выполнять работу, но и взаимодействовать, и договариваться с одноклассниками, распределять обязанности, контролировать свою часть и общий ход работы. Хотя индивидуальный проект тоже никто не отменял. Главное, чтобы это не был банальный реферат. А у нас из учебных проектов часто вырастают и исследовательские работы. Мы их представляем на суд жюри различных конференций – от школьных до международных. Наши ребята становятся призерами и победителями этих конференций. ​Марина ЛАБКО, учитель географии и биологии высшей квалификационной категории гамалеевской СОШ №2 Сорочинского городского округа Оренбургской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте