Сегодня мы предлагаем вам вторую беседу Лидии Константиновны Филякиной о жизни ребенка в школе (см. «УГ», № 36 от 2 сентября с.г). Повторимся, это не советы, а именно размышления о том, как важно, чтобы учитель с родителями были вместе с маленьким учеником. За него, а не против.
Вспомним, как он прошел, наш первый день встречи. Вернемся туда. Обдумаем все, чтобы встреча состоялась. Стоя на пороге школы, мы вглядываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы – друзья. Одни дети серьезны, другие – задумчивы, третьи – радостны, а иные – только что не плачут, но сейчас все сдерживаются. Каждому так хочется понравиться своей учительнице. «Потому что я хороший!» Да и мы в душе думаем о себе то же самое: «Я – хороший учитель». А хорошие люди, встречаясь, ждут приятных разговоров о себе, о друзьях и о делах.
И вот вы ведете своих малышей в класс. Даже мне сейчас любопытно, что же вы там приготовили для детей? Ведь фантазия каждого оригинальна и неповторима, независимо от вашего возраста и стажа работы. Но не буду гадать об этом, потому что знаю, что вы уже открываете дверь своего класса: 1-й «А», «Б», «В», «Г», «Д», а может, и дальше по алфавиту.
А как у вас стоят парты? К чему это я спрашиваю, удивляетесь вы. Да как у всех, в три ряда. Значит, дети будут видеть только вас и спины одноклассников. Зачем?»
– Чтобы дети не отвлекались, – уверенно отвечаете вы.
Но вспомним, что мы хотим познакомиться. Так давайте для нашего случая сделаем перестановку.
В моем классе для первого дня парты стоят полукругом; по контуру класса вдоль стен так, чтобы было всех всем видно. И, естественно, я не буду рассаживать детей «единолично». По моему предложению они сядут там, где захотят, и с тем, с кем захотят. Ведь не только они узнают меня, но и я узнаю их содружественные компании.
Вы уже представились детям, а теперь пусть они представят себя и своих друзей. Право же, при этом совсем необязательно вставать. Когда пройден полукруг имен, можно поинтересоваться, кто кого запомнил. Я забыла вновь предупредить вас, чтобы вы не укладывали руки детей на парте, а ноги вместе и ровно под ней. Нам еще понадобится живой ребенок, а не «сидячий робот». Да и сразу виден темперамент. Все упорядочить еще успеем.
Только теперь, когда узнали имена друг друга, займемся вещами.
Страшно интересно, что же там у кого в портфеле-ранце. Ну вот, дошло время и до порядка: где место ручки, где книги, где тетради, как открывается портфель… Пусть друг другу помогают, если у кого-то не открывается. Даже в этот момент вряд ли будет шумно, и еще не пришло время поссориться. Но если все-таки найдется недовольный, тихо переведите за ручку его на другое, новое, удобное место. Вот тут-то дети начнут показывать, кто какой. Нет сил сдержаться!
Дорогие учителя, особенно молодые, вы с первых минут думаете о том, как навести дисциплину, чтобы дети вас «забоялись» и слушались. И вы, как заядлые дрессировщики, усаживаете класс тихо, без стука, без шума. Зато ваш голос строгий, самый громкий в классе. И уже многие дети замерли как мышки. А вы хищной кошкой ходите по рядам, внушая, как надо себя вести в школе! Обязательно скажете, что, разговаривая с учителем, то есть с вами, надо встать. А если хочешь спросить (опять же вас, потому что никого, кроме вас, вы спрашивать не разрешаете), то надо поднять руку. Но вот дети устали, пора проводить «физминутку».
Почти все учителя это время считают бесполезным и часто проводят уроки, игнорируя ее. Приглашаю в свой класс. Мои уроки вначале больше похожи на гуляния и на «живые перемены». Дело в том, что пяти-шестилетним статичные позы вредны. Они узнают что-то, меняя один вид занятий на другой, это и есть перемены. В первые дни важно сохранить манеру общения садовскую и домашнюю, чтобы ребятишки могли свободно общаться. Не менее важно смотреть на работы другого человека, учиться друг у друга. Я даю время на исследование парты, даже на «похвальбу» своими вещами. Все равно они это сделают, узнают, какая ручка, линейка, пенал у соседа. Ну и зачем им надо терпеть и с этим тянуть?! Пусть сразу потрогают, в этом тоже урок!
В следующий раз поговорим о том, чем занимать ребят и как мы узнаем, что они умеют сами. Прежде чем учить, неплохо бы это понять.
Я резко отрицательно отношусь к тестовым опросам при приеме в школу. Все знают, что многие школы отбирают детей в классы лицейские, гимназические, проводя экзамены. Боюсь, что скоро экзамены будут проводить и при приеме в детские сады! Как правило, эти опросы не выясняют истинную ситуацию. Застенчивые и стеснительные замыкаются. Домашние и хитренькие, зная правильное решение, специально отвечают по-своему. Ответ не засчитывается. А жаль! В любой науке необычность хода ведет к открытию. До встречи.
О себе
Я, Филякина Лидия Константиновна, начала работать учителем физики в 1961 году. Проработав пятнадцать лет, в 1976 году ушла в начальную школу № 91 г.Москвы. Там вместе с психологом Е.Е.Шулешко продолжила работу своего учителя В.Н.Протопопова в начальной школе. У меня пять выпусков – шк. №№: 91, 148, 806, 734 (2 кл.) Со второго года работы в начальной школе использовала театральную педагогику и социоигровую методику, разрабатываемую к.п.н. А.П.Ершевой и теперешним д.п.н. В.М.Букатовым. Написала материалы по системе «ИНОВО» (интуитивно-образному возрождению в обучении), подготовила лично 10 учителей, выпустила тетрадки по математике для начальной школы и разработала необычную методику изучения таблицы умножения. Печатала свои материалы в «Учительской газете», в газете «Первое сентября», в газете «Детский сад со всех сторон».
Мои беседы я пишу для учителей и родителей. Всех людей, заинтересованных не только в обучении, но и воспитании детей, приглашаю к разговору. Очень хотела бы достучаться до сердец и наших чиновников. Задумайтесь о детях наших, об их здоровье и интеллектуальной сохранности!
Ваша Л.К.
Комментарии