Качество жизни – категория, появившаяся в 60-х годах ХХ века. Она определялась уровнем материальных благ и наслаждений, на первое место в этой системе качества жизни был поставлен критерий прибыли. Сейчас же качество жизни – это то, насколько много мы можем себе позволить помимо необходимого.
Чем больше у вас денежных средств, тем больше вы можете себе позволить. В наше время любой школьник знает: чтобы получать деньги, надо работать; чтобы устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу, надо хорошо учиться в институте. То есть качество жизни и образование связаны. Но есть еще одно условие, без выполнения которого будет не важно, хорошо вы учились или нет, – качество образования. То есть не только МЫ должны учиться, но и НАС должны учить. И должны учить хорошо, ведь профессионалы ценятся всегда и везде.Молодые специалисты, устраиваясь на работу, должны показать свои знания и умения в определенной области, так как опыта у них еще нет. Нет знаний – нет работы – нет опыта – низкое качество жизни. Вот и получается, что не только без образования никуда, а именно без качественного образования никуда.Некачественное образование может влиять не только на качество жизни человека, его получающего, но и на качество жизни других людей. Например, студент медицинского вуза сдал экзамены на «отлично», получил диплом, пришел работать в клинику, но подготовка у него слабая, практических навыков нет. Хотели бы вы лечиться у такого врача? Вот оно – влияние качества образования одного человека на качество жизни других людей.Но предположим, что качество жизни – это не количество материальных благ. К примеру, человек, получивший некачественное образование, не имеет достаточно знаний и неловко чувствует себя в обществе, он может попасть в затруднительное положение из-за своей недообразованности. И это, согласитесь, влияет на качество жизни, не материальное, но духовное, чувствовать себя глупее других не самая приятная альтернатива. Тут снова видна взаимосвязь качества образования с качеством жизни.Система образования требует постоянного контроля и усовершенствования, чтобы качество жизни человека, общества и страны в целом было на высшем уровне. В российской системе образования периодически происходят реформации, но всегда ли они приводят к положительным результатам? К сожалению, слишком уж очевидным стало резкое падение уровня общей культуры населения, несмотря на общее повышение уровня качества жизни.Мы гонимся за мировыми стандартами и пытаемся скопировать их систему образования, но ведь у нас свои традиции, формировавшиеся веками, поэтому и пути дальнейшего развития должны быть свои.Еще Н.Чернышевский писал: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова». Только вот с благородством чувств нынче у нас большие проблемы. По-моему, повышение качества образования надо начинать с воспитания. Ведь «образованный знает, умный понимает то, что знает, но только воспитанный не употребит эти знания во вред другим». И здесь сразу встает вопрос о компетентности педагога.Грамотный педагог понимает, что важность и нужность образования, как и необходимость постоянно повышать его качество, переоценить невозможно. Особенно сегодня, когда категория качества становится символом не столько прогресса, сколько выживания цивилизации.Как сказал еще сто лет назад в своей проповеди священнослужитель Тихон Шаламов: «…образовывайтесь и будьте добрее! Ибо наш меч – это меч просвещения, добра, общественной пользы… Образовывайтесь и ничего не бойтесь!»Наталья АГЕЕВА, воспитатель детского сада комбинированного вида №1210
Комментарии