Как и большинство девочек в подростковом возрасте, Ирина Алферова мечтала стать актрисой. И хотя родилась она не в актерской семье (родители – Иван Кузьмич и Ксения Архиповна, прошедшие войну от начала до конца, посвятили себя юридической деятельности), без «игры» жизни своей не мыслила. Впрочем, в заветный мир чудесных перевоплощений можно было окунуться в Новосибирском академгородке, где постоянно проводились какие-то фестивали, куда съезжались самые талантливые люди страны. Именно там с самодеятельного театра началась актриса Ирина Алферова. После окончания школы Ирина улетела в Москву, в Институт театрального искусства. На первых порах в столице пришлось туго: после первого курса чуть было не отчислили за профессиональную непригодность. Тогдашний руководитель курса сказал будущей актрисе, что она очень хороша собой и, пока не поздно, ей стоит поискать себя в какой-нибудь другой профессии. Однако институт Ирина Алферова окончила, по общему признанию, как самая талантливая и перспективная.
Ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских театров. Тогда же, как считает актриса, ей выпал поистине счастливый билет – роль Даши в телеэпопее «Хождение по мукам». Правда, режиссер Василий Ордынский поставил условие: параллельно съемкам никаких ролей в театре. Ирина согласилась. И в течение пяти лет жила только своей Дашей. Фильм действительно снискал народную любовь, и до сих пор ее работу критики и публика называют самой лучшей.
В 1976 году Алферова была приглашена в Московский театр имени Ленинского комсомола. Как рассказывает сама актриса, тогда шел спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». «Ни с кем в театре я еще не была знакома, но буквально с первого вздоха ощутила какое-то внутреннее покалывание и безумную влюбленность в спектакль и его атмосферу. А потом увидела на сцене главного героя, его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе… В энергии, исходящей от этой руки, было все: и страсть, и надежность, и что-то такое, что мне было нужно в этой жизни. Так что в своего будущего мужа я влюбилась в первую же секунду. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в «Алых парусах», способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов…»
Следующая большая роль в кино Ирины Алферовой – Констанция в музыкальном приключенческом сериале «Д’Артаньян и три мушкетера». На эту роль режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел взять Евгению Симонову. Но руководство Госкино заставило его снимать Алферову. Режиссеру пришлось подчиниться, хотя, как он считал, актрисе для этого фильма не хватало музыкальности. Озвучивать роль он поручил Анастасии Вертинской. «Ира Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость ей не свойственна. Я не дал Ире озвучить свою героиню, потому что у Алферовой грубоватый голос», – объяснил режиссер.
Фильм имел оглушительный успех, и участие в нем принесло Ирине Алферовой еще большую популярность в зрительской среде.
Позже уже были мелодрамы «С любимыми не расставайтесь» (1979) и «Предчувствие любви» (1982), в которых актриса снялась вместе со своим мужем Александром Абдуловым.
Сегодня Ирина Алферова по-прежнему в штате Ленкома, но основным местом работы считает «Школу современной пьесы». Играет в антрепризах, исключительно такие роли, о которых мечтала. Не так давно народная артистка России Ирина Ивановна Алферова приняла участие в Общенациональной программе «В кругу семьи», которая была разработана в рамках решений Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России». На вопрос, в чем она видит свою задачу, участвуя в подобном мероприятии, актриса ответила:
– К сожалению, сегодня часто читаешь такие сценарии, где присутствует фактически тюремный сленг и полностью отсутствует мысль, однако на такие сценарии деньги находятся, а на те, где есть хороший финал, присутствует содержание, нет. На хороших фильмах деньги, как говорят, «не отобьются». И хорошие фильмы, особенно молодых режиссеров, просто негде посмотреть. Кинотеатры их не берут. Поэтому надежда только на фестивали. Множество акций прошло в Якутске, Ленске, Муроме, Вологде, Череповце, Сочи. Недавно мы проводили фестиваль в Новосибирске. И мне это особенно приятно, потому что это моя родина. Нам было важно, чтобы семьям с ребенком было куда пойти и посмотреть музыкальные, театральные постановки, хорошие семейные фильмы. Поэтому мы приглашали на различные мероприятия фестиваля очень большое количество детей. И на закрытии у нас танцевали ребята из детских домов. Причем это была моя инициатива, которая, конечно, являлась не совсем профессиональной, но тем не менее хотелось, чтобы эти дети тоже поучаствовали в значительных акциях. Тем более что среди них много талантливых ребят.
Что касается конкретно моего вклада в программу, то я могу влиять только исходя из своей профессии. Возможно, мои советы, слова ценны тем, кто мне доверяет. Я выступаю в аудиториях, в концертных залах, рассказываю, что когда-то у нас были замечательные студии, которые, увы, теперь разрушены и восстановить которые практически невозможно. И даже если люди хотят что-то сделать для возрождения киностудий, то с них сразу же начинают брать удушающие налоги. Во всем мире иное отношение к меценатам.
– На фестивалях, подобных этому, всегда представлено много фильмов, но все их связывает какая-то общая нить.
– Да, наши фильмы учат добру. И заметьте, странно человек устроен: ему всякий раз важно сделать открытие. Открытие добра. И значит, мы не зря делаем такие фильмы. Во времена моей молодости была Киностудия имени Горького, где делали прекрасные фильмы для детей. Ведь фильмы для детей нужно снимать иначе, чем для взрослых. Не всю правду жизни дети должны знать. На киностудии с этим чудесно, деликатно справлялись. Сегодня этого нет. Конечно, должны быть проблемные фильмы, но нельзя забывать, что кинематограф очень влияет на сознание людей. И если ребенку все время позволять смотреть, как кто-то стреляется, убивает, грабит, то он примет это за норму. На нашем фестивале в фильмах непременно должен быть позитивный выход. Это обязательное условие. Мир создан для красоты, а не для разрушения. И надо заметить, что молодежная аудитория нуждается именно в такой позиции. Молодые хотят созидания. Посмотрите, сколько сейчас интересной молодежи! Их попытка противостоять разрушению видна по отношению к рождению детей. В мое время актрисы не хотели рожать, а те, которые рожали, считали, что достаточно посидеть с ребенком два месяца, а потом возвращались на сцену. Сейчас молодые актрисы говорят: семья – это главное. Они живут в другом мире, но ценности выбирают вечные. Моя дочка тому пример. Перед тем как родить, она общалась со многими психологами, у нее пять тетрадок, исписанных психологическими схемами, этюдами. Она всю себя исследовала, чтобы потом всю себя посвятить ребенку. И все ее подруги так же относятся к детям.
Какой популярностью пользуются сейчас исторические фильмы! Потому что в мире нет другой страны с такой потрясающе богатой историей, с такой потрясающей историей судеб человеческих. Те же Петр и Феврония – это не просто святые, а реальные люди. Те, кто жил в городе Муроме, и у них была мечта: умереть в один день. И Бог послал им исполнение этой мечты. Им можно и нужно поклоняться, но мы празднуем день святого Валентина. Я ничего не имею против данного праздника. Просто есть чудесные народные праздники, о которых мы даже не знаем. И есть положительные примеры в жизни, нужно просто внимательно смотреть вокруг.
– Ирина Ивановна, а вы сами смотрите на жизнь позитивно?
– Мне повезло. Меня всегда окружало много хороших людей, и я «нахожу воздух», дышу им, общаюсь с ними. Хотя, конечно, бывает очень тяжело. Ко мне часто обращаются с темой приемных детей. Особенно люди страдают из-за отсутствия жилищных условий. А ведь детей нужно баловать. Но как в нашей стране это сделать? Как купить квартиру, имея только одну зарплату? Не представляю. И тем не менее надо жить, надо верить, любить, иначе жизнь пройдет… в ожидании ее улучшения. И потом, хорошим людям надо объединяться.
– Ходят слухи, что собираются снимать фильм о Петре и Февронии. Правда, что вам предлагают роль Февронии?
– Я пока не буду говорить об этом проекте. Но фильм действительно хотят снять, потому что данные исторические персонажи заслуживают этого. Особенно важно это будет для молодых людей, которые хотят создать семью. Представьте, будет пример, будет праздник, и в день свадьбы можно будет последовать той или иной исторической традиции, а не завязывать какие-то ленточки на каком-то дереве. А теоретически сыграть Февронию я смогу, потому что мой внутренний позитив, мои глаза смогут помочь этой героине.
– Если вам предлагают роль, какой вы отдаете предпочтение?
– Сейчас выбираю роли позитивные, потому что, когда играю отрицательные роли, мне уже с утра плохо. Зачем так мучиться? Есть люди, которые в этом видят какое-то разнообразие, и им в этом комфортно. Но мне плохо. И потом, намного сложнее сыграть положительного героя, потому что тебе или верят, или нет, и если человек прожил жизнь, не разделяя эти взгляды, это сразу видно в глазах. Поэтому хочу играть то, во что верю, что люблю. Хотя мои героини тоже совершают ошибки. Но это не значит, что я не хотела бы сыграть Анну Каренину. Просто в понятие «положительный герой» не надо вкладывать что-то абсолютно безгрешное, статуарное. Люди имеют право на ошибки. Я адвокат своих ролей. Я понимаю поступки своих героев и могу их оправдать. А абсолютно отрицательные роли мне неинтересны.
– Но вы с такими выбором, наверное, теряете контракты?
– Да, каждый день, хотя мне нужны деньги. Но я хочу их честно зарабатывать. Я выбираю роли, партнеров, режиссуру и поэтому я отвечаю за эти спектакли.
Санкт-Петербург
Ирина АЛФЕРОВА
Комментарии