У него нет учеников, не успевающих в учебе. Через хорошо продуманную и организованную внеклассную и внешкольную работу он дополняет и развивает знания школьников, полученные на уроках. Завораживает ребят своим талантом исполнителя бардовских песен.
Учитель года-99 Республики Мордовия.
Некоторые коллеги утверждают, что раньше преподавать историю было легче. Я согласен, поскольку сам учился по идеологически отшлифованным учебникам 70-х годов. Краткий курс истории ВКП(б) ковал сознание советского человека как “винтика государственной машины”. История – наука политическая, и от того, что возьм╙т для себя ученик и как он оценит рассматриваемые события, зависят его убеждения, формирующие впоследствии его гражданскую позицию, которая является основой его политического самовыражения. Поэтому я уверен, что в условиях деполитизированной школы учителя истории оказывают влияние на формирование политического сознания и политической культуры.
В последние годы наше общество впитало в себя относительно новые политические идеи. Трудно перейти к одобрению либеральной демократии в условиях синдрома большевизма, поскольку часто идея демократии разрабатывается и проводится в жизнь бывшими”большевиками” (примером является наша темниковская провинция и многие другие регионы страны). Учитель истории рассказывает ученикам о том, что демократический режим – завоевание и историческая потребность общества, а ученики слышат от родителей на полуголодных кухнях:”Нет, до перестройки жить было гораздо лучше”. И многих не радует альтернатива: хлеб или свобода. В такой ситуации и учитель, и ученики находятся словно на шатком мостике между двумя берегами старых и новых ориентиров, над бездной, в которую рискует сорваться молодое поколение – наше будущее.
Ключевые проблемы сегодня – разрушение внутренних миров людей, крушение веры и переоценка жизненных ценностей. Вс╙ это происходит в условиях политических дрязг, духовного паралича, сопровождающегося атрофированием самостоятельности мышления и неверием в разум. Так что упомянутый выше мостик”качается под шквальным ветром непогоды”, и обидно терять людей, сорвавшихся в бездну неверия, лжи и разрушения.
Конституционная трактовка многообразия идеологий (ст. 13) и отсутствие официальной идеи, способной консолидировать общество на государственном уровне, приводят нас к необходимости развития образования в целом и исторического в частности, в основе которого лежит принцип гуманизации: человек – есть высшая цель бытия.
Отличительной особенностью нашего времени является и плюрализм ценностей в обществе, а значит, и отказ от догматических подходов в социальном познании. Главная задача социального познания – рассмотрение событий с уч╙том проявления множественных социальных образований, взглядов, идеологий, психологий, ментальности. Следует учитывать, что”локомотивом” истории является накопленный человечеством опыт. Без знания опыта общество вновь и вновь рискует повторять старые ошибки.
В этой связи изучение истории становится актуальной проблемой. Став учителем-практиком, я стал задаваться вопросом о том, как развивать интерес учащихся к предмету.
Моя цель на уроке – привить ученику чувство уважения к прошлому, особенно если речь ид╙т о прошлом нашей Родины. И делать это надо шаг за шагом, в процессе каждой встречи с учениками. Трудная и кропотливая работа, но полезная и нужная для общества и государства.
Все происходящие события в истории связаны с конкретными людьми, узнавая о качествах и свойствах которых, ученик постигает и события изучаемого периода. Я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у ученика интерес к историческому процессу и, следовательно, к предмету, через появление интереса к определенной исторической личности, оказавшей влияние на события.
Здесь уместно описание деловых и человеческих качеств (профессионализма, черт характера), эпизодов частной жизни, использование кино- видеофильмов, отрывков из литературных произведений и исторических документов.
Исторический субъект, к которому привлекается внимание ученика, связан с другими персонами, поэтому, помимо знаний об упомянутой исторической личности, школьник получает массу другой информации о событиях изучаемого периода.
Вот уже несколько лет я преподаю историю в старших классах. Ученики анализируют объективные и субъективные факторы происшедшего, устанавливают причинно-следственные связи, дают морально-этическую оценку событиям, высказывают сво╙ мнение. На уроке мне интересно и уютно, я чувствую радость, когда получается диалог, в котором каждый, дополняя друг друга, является соучастником процесса обучения. Мне нравятся ученики, работающие с желанием, творчески, имеющие свою точку зрения, небезразличные участники урока. Я считаю их любимчиками и пока не верю высказываниям педагогов, которые утверждают, что для них все ученики одинаковы. К счастью, старшеклассники действительно очень разные. В процессе общения с ними стараюсь учитывать особенности каждого – достоинства и недостатки, природные таланты. Ведь характеры и возможности ребят так же широки, как и пределы отметки. И для кого-то получить”хорошо” по истории – событие недели!
Мои ученики получают знания в школе, которая работает над проблемой активизации учебной деятельности. В этой связи я практикую такие формы работы, как подготовка сообщений по дополнительному материалу, рефератов, составление исторических портретов деятелей эпохи, разработка кроссвордов и тестовых заданий для проверки знаний по пройденным темам. В основе большинства рассматриваемых тем – личность как фактор исторического процесса.
Таким образом, урок истории – это взаимосвязь и взаимовлияние двух личностей – учителя и ученика через третью личность, историческую, которая помогает проникать в прошлое и познавать его.
Помню с детства, что любовь к предмету во многом была обусловлена отношением к учителю. Нравится учитель – и на урок ид╙шь с охотой, в учебник смотришь с желанием.
Мо╙ жизненное кредо: быть нужным тем людям, кто в этом нуждается.
Комментарии