За сериал проголосовали зрители
На онлайн-платформе START.RU в начале июля состоялась премьера расширенной версии драмы «Текст», снятой режиссером Климом Шипенко по одноименному роману Дмитрия Глуховского. Казалось бы, тем, кто уже знаком с полнометражным фильмом, смотреть мини-сериал «Текст. Реальность» будет не очень интересно. Опираясь на собственный опыт и впечатления, скажу, что это не так. Обновленный «Текст» заинтригует и тех зрителей, которые знают, чем все закончится. Они найдут новые штрихи и смыслы и словно заново перечитают хорошую книгу.
Клим Шипенко в небольшом предисловии к сериалу пояснил: в появлении этого проекта «виноваты» зрители, которые приходили в кинотеатры на «Текст» не по одному разу и писали, что «этого мало, нам надо полную версию». Именно это стало отправной точкой для решения продюсеров, а затем и авторов. «Здесь фильма в два раза больше, – сказал режиссер. – Много сцен, которые пришлось вырезать не без боли из уже известного вам фильма, мы сюда вернули, придумав интересную форму повествования». Он также подчеркнул, что еще имеет место и эксперимент: здесь другая музыка, иное монтажное решение, другие дубли. И напоследок пообещал: «А для тех, кто фильм не видел и книгу не читал, для вас это вообще будет вынос мозга».
Сюжет, разумеется, тот же: проживающий в Лобне студент-первокурсник, будущий филолог Илья Горюнов (Александр Петров) в один из вечеров вопреки желанию строгой мамы (Елена Павлова) едет в Москву. Цель – с подругой Верой (Софья Озерова) славно потусить в ночном клубе «Рай». Однако эта поездка оказывается для него роковой: прямо в разгар дэнс-вечеринки его задерживают ворвавшиеся в зал сотрудники отдела по борьбе с наркопреступностью. У Горюнова был шанс избежать неприятностей: для этого просто не нужно было рьяно вступаться за Веру, прежде него попавшую в поле зрения вошедших в раж полицейских. Но Илья, конечно, не мог оставить любимую в беде. Кричал, дрался, чем разозлил молодого сотрудника Петра Хазина (Иван Янковский). Итог – при обыске в его карманах обнаружен как бы принадлежащий ему пакетик с наркотиками. Арест, суд, семь лет заключения. Позже Илья расскажет другу детства: «Я там несколько раз вздернуться хотел, да мать сказала, что самоубийцы попадают в ад. Тогда, говорит, мы с тобой не встретимся».
Отсидев и вернувшись в родной город, Горюнов не застает в живых единственного близкого человека. В жестокой тоске он отправляется в модный ночной клуб и там встречает того, кто когда-то лишил его свободы. Петр Хазин, за эти годы в полной мере вкусивший власти над десятками людей, еще более циничен и развязен. На его красивом лице нет и тени раскаяния. «Ты чего пришел? – бросает он Горюнову, напомнившему, кто он есть. – Иди давай к маме». Упоминание матери становится спусковым крючком: Илья, у которого, казалось, был шанс зажить нормальной жизнью, на этот раз на самом деле совершает преступление – убивает своего врага. В ужасе смотрит на труп, после прячет его и сбегает, прихватив вытащенные из карманов щеголеватого хазинского пальто деньги и айфон последнего поколения.
Возможно, бывший заключенный и выбросил бы краденый гаджет, но обстоятельства складываются так, что он оставляет его у себя и начинает посредством него переписку со многими неизвестными ему людьми, входившими в круг общения убитого. Так по иронии судьбы Горюнов становится Хазиным и, как говорят в местах заключения, «тянет его жизнь». Это и огромный риск, и душевная мука для несостоявшегося филолога, но он решает выдержать, потому что у него есть цель, и не одна. Дойдет ли до конца?
Примечательно, что совершенно случайно полнометражный «Текст» вышел в октябре 2019 года, спустя короткое время после нашумевшего дела журналиста Ивана Голунова, который писал о коррупции и которого задержали по ложному обвинению в хранении и сбыте наркотических веществ. Иван был благополучно выпущен на свободу, но, разумеется, его историю рассматривали как часть нашей действительности, отзеркаленную фильмом, снятым еще до скандала (разумеется, во многом и из-за созвучия фамилий «Голунов – Горюнов»). Поэтому многие сразу же брали в фокус внимания линию несправедливости, придавая ей политический окрас. Однако не менее интересна тут и поднятая проблема человеческих отношений, и вопрос отцов и детей, и момент так называемого двойника, и тема потрясающей силы слова, текста. И, безусловно, месседж, что в нашу эпоху мы практически срастаемся с собственными гаджетами, наводит на массу размышлений.
Главных героев играют молодые звезды российского кино (уже упомянутые Александр Петров и Иван Янковский, а также Кристина Асмус, исполняющая роль подружки Петра Нины), и делают они это на очень высоком уровне. К слову, глядя на мужчин, задаешься вопросом: «А что, если бы они поменялись ролями?» Есть ощущение, что и при таком раскладе было бы отлично. Хотя Иван в одном из интервью говорил, что ему изначально очень хотелось сыграть Петра, поскольку он чувствовал этого героя, его потребность во власти, его кураж и отношение к возлюбленной. К слову, за эту работу в конце прошлого года актер был удостоен кинопремии «Золотой Орел».
В новой версии действительно другой монтаж, который очень интересен даже для не слишком просвещенного в этой части человека, много дополнительных акцентов, подробностей – не утомляющих, а раскрывающих характеры и состояния героев. И здесь особенно отчетливо видна темная составляющая нашей природы: желание подглядывать, наблюдать за чужой жизнью как за своей. «Текст. Реальность» – это как новый кинороман, злободневный и при этом еще и увлекательный.
Жаннат ИДРИСОВА
Комментарии