search
main
0

Полномочия не могут быть безграничными

Сегодня встреча Профессора с его юными друзьями вновь посвящена теме полномочий ученического самоуправления. Наши собеседники продолжают знакомиться с положением об ученическом совете, действующем в школе Васи Активистова.

Берем власть-3

Профессор: Ну что ж, коллега Федор, давай-ка устраиваться поудобнее. Василий нам сегодня вновь будет читать.

Федя: Роман «Война и мир», том третий.

Вася: Вот-вот, тут как раз насчет войны и мира. Пункты 16 и 17 положения об ученическом совете очень даже воинственно начинаются: «Опротестовывать решения администрации школы…».

Федя: И что же это за решения такие, против которых вы можете протестовать?

Вася: Во-первых, те, которые противоречат уставу школы, – об этом пункт 16. А во-вторых, те решения, которые затрагивают интересы учеников, но приняты без согласия школьного совета, – об этом говорится в пункте 17.

Федя: Ну-ну… Знаешь что, Васечка, кончай агитировать! Лучше реши про эти самые пункты простенькую задачку. Восьмиклассникам объявили, что в следующем году они будут учиться в профильных классах: физико-математическом, гуманитарном и спортивном. И каждому ученику нужно подать заявление, в каком классе он хочет учиться. Заявления рассмотрят и в итоге всю параллель восьмиклассников «перемешают». Бывшие друзья, которые вместе с первого класса учились, окажутся в разных классах. Они, конечно же, против, но их мнения никто не спрашивает. И как же быть?

Вася: Обратиться в школьный совет, разумеется! Если большинство учеников действительно против того, чтобы «перемешиваться», тогда школьному совету самое время поставить эту проблему перед администрацией.

Федя: Ну, предположим, поставят. И что? Решение-то уже принято!

Вася: Значит, начнут решать заново. Только теперь – уже вместе. Может быть, проблема в том, что ребятам ничего толком не объяснили. Тогда администрация встретится с восьмиклассниками и попытается убедить их, что профильные классы смогут дать им больше возможностей для образования. А если уговорить ребят так и не получится, то школьный совет выйдет в администрацию с другим предложением. Например, не «перемешивать» учеников, а разбить каждый класс на три группы: математиков, гуманитариев и спортсменов. И некоторые уроки проводить не по классам, а по группам. Скажем, на алгебру вместе собираются математики из всех восьмых классов. А спортсмены в это время идут на физкультуру.

Федя: Я бы лично в восьмом классе не смог выбрать, кем я буду: математиком, литератором или физкультурником. Представляешь: избрал в восьмом классе спортивный уклон, а потом захотел поступить в вуз на юридический. А там ведь не только приседать надо уметь!

Вася: Вот видишь! Послушал бы тебя директор школы и сказал бы: «Да, Федя, ты прав! Не нужны нам никакие профильные классы. Учитесь-ка вы и дальше в своих обычных классах. А вместо дополнительных часов на алгебру, литературу и физкультуру, которые раньше были в профильных классах, каждый из вас выберет какой-нибудь спецкурс».

Федя: Вот это я понимаю!

Вася: Итак, если ученический совет не согласен с решением администрации, то он выносит протест, и дальше вопрос рассматривается заново. Теперь переходим к пункту 18. Он дает школьному совету право создавать печатные органы.

Федя: Печатный орган – это собственная газета?

Вася: Да хоть журнал!

Федя: Для начала, пожалуй, и газеты хватит. Хочешь задачку про газету?

Вася: Выкладывай!

Федя: Директор узнал, что школьное правительство начинает издание газеты. Назвать ее решили так: «Вслух о наболевшем». Директора, само собой, такое название насторожило. Пригласил он к себе активистов и сказал: «Я в принципе не против вашей газеты. Но на всякий случай давайте-ка вы будете мне показывать все материалы до того, как их напечатать. Если что-то не так – я смогу вас вовремя поправить». И как же быть бедным активистам?

Вася: Им ведь фактически предлагают согласиться с цензурой! А она в нашей стране запрещена Конституцией.

Профессор: Можно вспомнить и Конвенцию о правах ребенка. В ней говорится, что ребенок имеет право свободно выражать свои мнения и убеждения, в том числе передавать информацию в печатной форме. Главное, чтобы при этом не нарушался закон – например, нельзя вести пропаганду фашизма или унижать достоинство других людей.

Вася: Все понятно. Значит, Федя, ответ на твою задачку таков. Школьный совет вежливо отказывается от услуг директора по редактированию его газеты. И берет на себя ответственность за то, чтобы в газете не было ничего неприличного. Тогда это будет действительно газета самих учеников. Читаем пункт 19. Он позволяет ученическому совету «участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности».

Федя: Ничего себе замахнулись! У нас в школе один класс полгода вокруг директора кругами ходил, чтобы им классную заменили. А в итоге так ничего и не выходили.

Профессор: И в чем же проблема? Почему бы не заменить классного руководителя, коли уж ребят он не устраивает?

Федя: Понимаете, профессор, классная полгода ведет против своего класса настоящие боевые действия. Ругается, оценки занижает, родителям нервы мотает… Добивается, чтобы ученики признали ее авторитетом…

Вася: Вообще-то «авторитеты» раньше в школах не водились. А водились они, как говорится, в местах не столь отдаленных…

Федя: Новые времена, Васечка! Так вот, классная полгода всех прессует. И вдруг – представьте – директор ее убирает! Весь ее авторитет как ветром сдуло бы! Вот поэтому директор и оставил все как есть.

Профессор: Коллеги, это ведь просто театр абсурда! Неужели директор не понимает, что ученики – тоже люди, и школа не может допустить, чтобы над ними по полгода издевались?..

Вася: Считай, Федя, что это твоя третья задачка. А ответ в ней таков. Перед началом учебного года школьное правительство просит у директора показать список учителей, которых хотят назначить классными руководителями. И дает к этому списку свои поправки. Например, если 6-й «Б» ненавидит Мариванну, то школьное правительство посоветует директору не назначать ее туда классным руководителем. А если в течение учебного года возникнут проблемы вроде тех, о которых ты рассказал, то ученический совет идет к директору и предлагает поменять классного.

Федя: А директор и отвечает: «Руководить этим классом больше никто не соглашается! Так что менять Мариванну мне не на кого».

Вася: Главное, он не сможет ответить, что это вообще не наше дело. В положении-то четко записано, что наше! А остальные проблемы всегда можно решить.

Федя: Говорить, Васечка, всегда легко. А ты попробуй-ка реши: вот ни в какую не соглашаются другие учителя вести этот несчастный 6-й «Б»!

Вася: Кто сказал, что не соглашаются?

Федя: Как кто? Сам директор!

Вася: Ясно-ясно. Я бы в этом случае поступил так. Директор дает согласие заменить классного руководителя, а школьное правительство ищет другого педагога, который возьмет этот класс.

Профессор: Почему бы, коллеги, и самому 6-му «Б» не поискать себе нового классного руководителя? Думаю, это будет весьма поучительно. И, кстати, положительно повлияет на отношения класса со своим новым наставником.

Вася: Ну что, Федя, решили мы с профессором твою задачку?

Федя: Ладно уж! На четверочку вы наговорили. На двоих!

Вася: Доставайте дневник, Профессор, сейчас Федя влепит Вам заслуженную двойку! А я пока дальше почитаю. Пункт 20. Он дает нам право развивать связи с ученическими советами других школ.

Федя: Ну тут все понятно. Приглашаете к себе парламент соседней школы и обмениваетесь опытом.

Вася: Может быть, мы не только опытом обменяемся, но и вместе что-нибудь сделаем. Например, совместный лагерь актива проведем.

Федя: Вот и проводите, кто же вам мешает? Но в положение-то зачем это записывать?

Вася: А вот зачем. Приходят к нам ребята из парламента соседней школы, а охранник их не пропускает. «Вы, – говорит, – чужие мальчики, и нечего вам в нашей школе делать».

Федя: Вот теперь я понял! Подходит председатель школьного совета к охраннику, подводит его к стенду с положением об ученическом совете, тыкает пальчиком сначала в пункт 20, а потом – в подпись директора. И вопрос решен!

Вася: Смотрим пункт 21. Нам даровано право «направлять представителей школьного совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопрос о дисциплинарных проступках учащихся».

Федя: Значит, если на педсовете разбирают поведение Коли Хулиганова, то на этом заседании может присутствовать представитель ученического совета.

Вася: И высказать там мнение учеников: надо ли Колю сурово наказать или, наоборот, наградить почетной грамотой. Переходим к пункту 22. Он дает ученическому совету право «использовать» оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией.

Федя: Сейчас разберемся! Оргтехника – это всякие там компьютеры и ксероксы. Средства связи – это, наверное, телефон. У нас в школе еще радиоузел есть. А вот про какое там еще «другое имущество» говорится?

Вася: Все, что есть в школе, – это и есть имущество. От кабинетов до веников.

Федя: И мы все это можем использовать?

Вася: Можем. По согласованию с администрацией.

Федя: Это как?

Вася: Приходим мы к заместителю директора по воспитательной работе и говорим: «Мы решили провести фестиваль любительских видеофильмов, и для этого нам нужен зал, телевизор и видеомагнитофон. Давайте согласуем время!» Замдиректора смотрит в свою тетрадку и говорит: «Так. Зал свободен тогда-то, видеомагнитофон и телевизор – тогда-то. Значит, в следующий четверг в 17 часов. Устраивает?»

Федя: Вполне устраивает! Идем дальше.

Вася: Пункт 23. Право «участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями».

Федя: Значит, если происходит какой-то конфликт, то школьное правительство имеет законное право в него вмешаться.

Вася: Не просто вмешаться, а помочь его разрешить.

Федя: Например, как служба примирения в вашей школе, да?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте