search
main
0

Полная виртуальность? Конечно, нет. Живое общение никто не отменял

В художественной литературе река почти всегда разделяла, мешала соединению и этим рушила надежды, наделяла мечты несбыточностью. Грустный образ, что и говорить. Но эта безрадостность – все же коренная жительница литературного пространства, а в реальности ее вполне благополучно теснят оптимизм и находчивость. Скажем, в Невском районе Санкт-Петербурга широкая и серьезная Нева давно не выступает в амплуа разлучницы. У двух берегов одного района есть прочная и тесная связь. А как родилась идея объединить невские границы и каким способом это было сделано, рассказывает начальник отдела образования Невского района Надия Габдуловна СПИРИДОНОВА.

– Система образования района – это 162 образовательных учреждения: 60 школ, 95 детских садов и учреждения дополнительного образования. Но особенность района не в их количестве, хотя в этом плане мы лидируем в городе, а в том, что район расположен на двух берегах Невы. Ее протяженность имеет свои минусы, и когда мы поняли, что, скажем, на дорогу уходит много времени, то поставили задачу – создать единое информационное пространство. Ведь ситуация, когда мы каждый день собираем руководителей, отрывая их от работы, совершенно неприемлемая. Поэтому мы установили дни для обязательных очных встреч, а всю остальную работу ведем через информационный портал, который называется «Портал системы образования Невского района». – Надия Габдуловна, расскажите, пожалуйста, что он собой представляет. – Прежде всего замечу, что подобного проекта нет ни в одном районе города. Есть отдельные сайты, а объединения информации на одном портале нет. На нем размещен, во-первых, сайт отдела образования. В начале рабочего дня каждый руководитель образовательного учреждения получает полную распечатку того, что необходимо сегодня сделать, на какие моменты обратить внимание. Здесь размещено все, что касается информационного сопровождения деятельности образовательного учреждения – от различных алгоритмов действия до писем, методических рекомендаций и т. д. В этом году мы создали на сайте электронный пресс-центр, чтобы руководитель видел, какие основные мероприятия проводятся на этой неделе. Из пресс-центра также можно выйти на информационный лист и получить более подробную информацию о планируемом мероприятии. На нашем портале есть сайт научно-методического центра, который ведет методическое сопровождение деятельности учителя. Есть электронная газета «Пионер», где учитель имеет возможность рассказать о своем педагогическом опыте, опубликовать статью на ту или иную тематику и при этом получить сертификат о публикации. На портале реализован еще один любопытный проект – социально-методическая сеть «Два берега» для педагогов, родителей и учеников нашего района. Зарегистрироваться в ней, открыть личную страничку может каждый. На личной страничке учитель имеет возможность выложить свое фото, рассказать о своем хобби. В чем достоинства проекта? Конечно, в общении. Не секрет, что в школе, например, работает один географ, и каждый раз встречаться с коллегами и обсуждать проблематику той или иной темы сложно, а если в сети есть сообщество учителей географии, люди могут продуктивно общаться между собой – скажем, выкладывать свои презентации, обсуждать, как та или иная тема может быть подана ребятам, какие есть дифференцированные задания и т. д. Кроме этого, в сети есть сообщество отдела образования, где мы выкладываем различные темы для дискуссии, для дистанционного обсуждения с педагогической общественностью. Зачем это нужно? В сети люди чаще высказываются более прямолинейно, чем при очной встрече. Сегодня в образовании много проблем, которые требуют всеобщего обсуждения, и организовать это обсуждение помогает Интернет. Кроме того, на портале открыта интернет-приемная начальника отдела образования. Я ежедневно отвечаю на вопросы. Есть проблемы, которые нужно решать при личном общении, но есть вопросы информационного характера, когда человек просто не знает, куда ему обратиться. – Какие темы наиболее часто обсуждаются в сети? – В нашей сети зарегистрированы уже 1500 педагогов. Чаще всего обсуждаются различные мероприятия, которые проводятся в образовательных учреждениях. Дело в том, что каждая школа имеет свою личную страничку. Всегда можно посмотреть, что там происходит. Также активно обсуждается тема введения образовательных стандартов в начальной школе. Люди высказывают свое мнение, свои опасения. Могу сказать, сетевые обсуждения – это серьезный срез. Я выхожу в сеть ежедневно, просматриваю мнения, и это очень помогает при принятии управленческих решений. Это, конечно, большая аналитическая работа, но она сегодня необходима, если мы хотим, чтобы школа была вместе с обществом.- А рейтинг обращений в интернет-приемную? – Самая актуальная тема – места в детских садах. Люди спрашивают, как встать на комплектование, какие необходимы документы, есть ли места, может ли ребенок попасть в конкретный детский сад. Есть вопросы и по оснащению дошкольных образовательных учреждений. И это, кстати сказать, очень серьезная тема. Сегодня нужно говорить не только о создании дополнительных мест, хотя это немаловажно, но и о проблемах развивающей среды. Сегодня город создает новые игровые площадки, и по городской программе у нас 9 детских садов получили уличное игровое оборудование. Сегодня у нас практически 70 процентов садиков оснащено современными игровыми комплексами. Должна сказать, что созданная информационная среда расширила наши возможности. В рамках сети мы провели конкурсы по итогам года на самое красивое образовательное учреждение, на самого активного блоггера. Конкурсы позволили посмотреть на педагогов совершенно с другой стороны, и это здорово, потому что многие учителя смогли продемонстрировать свои творческие способности. У учеников тоже есть возможность выйти на личную страничку их учителей и узнать, что, оказывается, они поют, пишут стихи, увлекаются путешествиями. Еще в этом году мы открыли виртуальный музей системы образования района, где есть возможность познакомиться с педагогическими династиями, с историей развития системы образования Невского района, со школами. На портале представлена музейная работа школ, которая в районе очень развита – у нас на сегодня уже 15 аттестованных школьных музеев. Наш информационный портал сосредоточил все ресурсы – информационные, управленческие, коммуникационные и методические. Я не могу сказать, что портал облегчил нашу работу, но он сделал ее эффективнее и мобильнее. Сегодня речь идет уже о создании электронного центра образования с использованием новой системы вебинаров. Она позволит проводить онлайн-семинары, когда каждый, кто желает в нем участвовать, просто регистрируется и получает возможность задавать вопросы модератору мероприятия. Люди имеют возможность, не тратя времени на дорогу, участвовать в дискуссиях, вырабатывать общие решения, и, кроме того, эта система может использоваться на курсах повышения квалификации, когда можно совмещать очные и заочные занятия. Только не нужно думать, что мы полностью ушли в виртуальность, живое общение никто не отменял. Просто на сегодня это одна из технологий, которая позволяет быть современными и креативными. – Насколько была готова к этому педагогическая общественность? – На сто процентов. У меня даже возникло ощущение, что люди этого ждали. Уже в первый месяц работы сети зарегистрировались 700 пользователей! Люди хотят общаться между собой. – Педагогическая общественность была готова, а ваша команда? – В качестве руководителя отдела образования я работаю полтора года, до этого была учителем начальных классов, учителем истории и обществознания, потом заместителем директора по учебно-воспитательной работе, методистом, главным специалистом отдела образования, и, когда мне предложили руководящий пост, долго сомневалась. Кроме того, на тот момент в отделе оставались пять человек из полагающихся четырнадцати. Но, все-таки решившись, я первым делом начала собирать команду единомышленников. Критерии подбора были таковы: мобильность, восприятие нового, легкая обучаемость. Конечно, не все сотрудники у нас были свободными пользователями, но сейчас ситуация изменилась. Я считаю, что орган государственного управления должен соответствовать по уровню тем задачам, которые ставит правительство. Мы же говорим, что педагоги должны использовать информационные технологии в школах. А управленцы? Разве они должны стоять в стороне? Мы должны быть интересны людям, иначе управлять системой образования невозможно. К тому же в отделе так удачно сложилось, что часть сотрудников имеют большой опыт работы в органах государственной власти, а часть пришли из школ. Сочетание опыта государственной службы и видение школьной реальности, знание того, что происходит на практике в образовательных учреждениях, дало возможность принимать оптимальные решения. Могу сказать, что стиль управления у нас демократичный. – Что это значит? – Мы слышим людей. А если ошибаемся, то признаем свои ошибки. – Надия Габдуловна, каковы перспективные направления работы отдела? – На мой взгляд, сегодня существует проблема с грамотной и системной работой по профориентации школьников. Они переходят из 9-го в 10-й класс, но не всегда это решение правильное. Например, система среднего профессионального образования нашего города предлагает огромные возможности, и если ребенок не собирается поступать дальше в вуз, ему целесообразно поменять образовательный маршрут. Да и к высшему образованию пути могут быть разные. Допустим, можно окончить профессиональное училище, получить специальность и поступить в университет. Но для этого нужна системная и индивидуальная работа в школе по профориентации. Дети должны знать о новых востребованных профессиях, перспективы карьерного роста, современные условия труда на предприятиях нашего города. Важный вопрос – развитие научно-технического образования в школах. В 1990-е годы перекос произошел в сторону гуманитарного образования, но Петербург – город технических вузов, промышленный город, где востребованы инженерные специальности. Детей к этому нужно готовить. У нас, к сожалению, недостаточно возможностей заниматься с детьми научно-техническим творчеством – строить для этого современные центры. Еще одна проблема – создание комфортных и безопасных условий в школах, но это целый комплекс мероприятий, которые требуют больших материальных вложений. Здесь важны плановость и системность. На сегодня в Невском районе все учреждения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В этом году мы планируем установку новых ограждений, систем видеонаблюдения и автоматизированных систем, доступ контроля.Комментарий специалистаОльга ИВАНОВА, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга:- Сегодня информационные технологии в управлении образованием – это жизненная необходимость. В каждом образовательном учреждении Санкт-Петербурга уже функционирует автоматизированная информационная система управления «ПАРАГРАФ». Она обеспечивает прежде всего сбор и анализ данных, необходимых для принятия управленческих решений, создает платформу для развития электронных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. Невский район Санкт-Петербурга сделал следующий шаг – вывел в виртуальное пространство межличностное общение участников образовательного процесса, сформировал пространство профессиональной коммуникации. В ряде районов города сегодня также идет активное виртуальное строительство. В Выборгском, например, созданы интерактивные интернет-карты образовательного назначения. Во Фрунзенском и Петродворцовом внедрили районные электронные системы мониторинга. На городском уровне отрабатывается возможность электронной записи в дошкольные образовательные учреждения. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте