В гимназии №1529 состоялась научно-практическая конференция «Социальная молодежная инициатива» (социальное проектирование в диалоге «Образование и общество»). Организатор ее – Центральное окружное управление образования, которое возглавляет Вера Лопатина. Среди участников были руководители школ, их заместители по воспитательной работе, вожатые, представители советов молодых учителей и детского движения. Наступило время деловых людей. Поколение начала ХХI века значительно отличается от своих сверстников последних десятилетий ХХ столетия. Сегодня – эпоха самоопределения, самоутверждения. Уже в школе ребята хотят что-то делать конкретное, значимое. Они учатся самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. А руководители образования, педагоги стараются создать для них все условия для гармоничного развития личности, востребованной современным обществом. О том, как школьники Центрального округа вовлекаются в социально значимую деятельность, и шла речь на этой конференции.
Заместитель директора окружного методического центра, председатель городского Совета молодых учителей Павел Кузьмин говорил о воспитательной роли социального проектирования. Он назвал основные и наиболее успешные проекты, созданные за эти годы: «История парламентаризма», «Молодежный фестиваль современного искусства», «Молодежный клуб талантов». Старшеклассники активно развивают программу «Я – доброволец».
Директор гимназии №1529 Марина Соловьева раскрыла инновационную суть социального проектирования. По ее мнению, с помощью этой методики ребята обучаются искусству жить в новых социально-экономических реалиях, воспитываются патриотами, приобщаются к культурным ценностям, становятся людьми с активной гражданской позицией.
Заместитель директора школы №353 Илья Новокрещенов рассказал о взаимодействии Молодежного ученического совета и Совета молодых педагогов. Значительный интерес у собравшихся вызвала тема «Развитие школьной прессы. Исследовательские экспедиционные проекты учеников старших классов», с которой выступил учитель школы №1259 Владимир Головнер:
– Создан окружной медиацентр. Здесь ребята получают навыки работы с информационными потоками. Медиацентр открыт для всех. Каждый может найти себе занятие по душе. В сферу этой работы входит и web-дизайн, и графический дизайн, и видеодокументалистика, и журналистика.
Газета «Центр-класс»
Кстати, за небольшой период сотрудниками окружного медиацентра создано несколько проектов, которые были признаны методическими пособиями. Был выпущен диск, в нем собраны документальные фильмы, ставший в значительной мере уникальным изданием. Сюда включены фильм о сражениях под Москвой, о блокаде Ленинграда, есть кадры об эпохе холодной войны и серия документальных очерков «Век революции», а также фильм об аварии на Чернобыльской АЭС.
На базе медиацентра действует учебный центр, в нем ведутся занятия по использованию программной продукции, необходимой при создании проектов. Вот некоторые обучающие темы: графика в среде Adobe Photoshop, нелинейный видеомонтаж на примере Adobe Premiere. Преподают на этих курсах наиболее квалифицированные специалисты в области ИТ.
Ребята, участвуя в деятельности в медиацентре, получают навыки грамотной работы с информацией. Они снимают фильмы, делают сайты, учатся профессионализму, постоянно ищут новые идеи.
Есть у учеников Центрального учебного округа города Москвы своя газета «Центр-класс», адресованная в том числе и учителям, и родителям. Она выделяется среди других печатных изданий. Если обычная пресса рассказывает о внешнем мире, то эта сообщает о том, что происходит в локальном внутреннем мире – в школе. Корреспонденты общаются с героями своих репортажей и заметок тут же, в школьном коридоре. С газетой сотрудничают ученики 6-11-х классов и, конечно же, учителя. Идеи предлагают сами дети. Газета «Центр-класс» признана лучшим школьным изданием в стране как социально-образовательный проект. В ней публикуются самые разные материалы и снимки. Скажем, в номере за сентябрь помещен разворот «Спортзал – территория жизни». Авторы его пишут: любой ученик может стать спортсменом, потому что условия для этого созданы во всех школах округа. Занятия ведут тренеры из большого спорта. Детский оздоровительный центр «Центральный» превратился в единой окружной спортзал, куда входят все школьные залы.
Добровольческое движение, появившееся в нашей жизни в середине 90-х годов прошлого века, становится все более востребованным в школьной среде. Об этом рассказал ученик школы №188, председатель молодежного ученического совета Центрального административного округа Евгений Минаев. Добровольцы помогают ветеранам войны, озеленяют школьные дворы, улицы. Они побывали в Ржеве Тверской области и отремонтировали там памятники на деньги, заработанные своим трудом.
Школьники Центрального округа – активные участники походов, многочисленных программ, предложенных молодежным ученическим советом, дискуссий. Об успехах и проблемах, которые еще предстоит решать в будущем учебном году, говорили выступавшие на конференции.
Протяни руку другу
Илья Новокрещенов, заместитель директора школы №353, председатель окружного Совета молодых педагогов ЦАО:
– Совет молодых педагогов совместно с Молодежным ученическим советом подготовили несколько инициатив. Осенью прошлого года состоялась ставшая традиционной акция «На рубежах обороны Москвы». Ветераны Великой Отечественной с ребятами и молодыми специалистами посетили места ожесточенных боев 1941 года. Там они провели митинг с возложением цветов к мемориальному комплексу обороны Москвы.
В честь Года русского языка Молодежным ученическим советом под руководством Совета молодых педагогов Центрального административного округа создан проект «От Пушкина до наших дней». Работая над ним, подростки вместе с педагогами посетили города, ставшие колыбелью русских писателей, где собрали много интересных фактов об их жизни и деятельности. В течение нескольких месяцев они знакомились с жизнью Горького, Тургенева, Пушкина, Ахматовой, Толстого, Есенина и других. Прошли встречи с сотрудниками музеев, велись исследовательские работы, отсняты видеоматериалы. На презентации проекта был показан фильм о великих писателях и поэтах, сыгравших большую роль в становлении и развитии русской и советской литературы.
Презентация проекта «Герои нашего времени» в рамках целевой программы «Молодежь Москвы» была представлена восьмисюжетным фильмом о молодых людях, добившихся значительных успехов в своей деятельности (журналистика, наука, спорт, творчество, общественные организации, здравоохранение, образование). Каждый сюжет рассказывает о конкретном человеке и его профессии. Главная задача, которая стояла перед авторами, – популяризация в современной молодежной среде идей профессиональной самоотдачи, стремления к успеху. Сегодня ребята создают новый проект – «Герои нашего времени-2».
Молодежный ученический совет Центрального округа разработал и защитил на конкурсе социальных проектов «Эврика» проект «Города воинской славы», цель которого – распространение знаний о подвиге этих городов и их защитников, сохранении памяти о Великой Отечественной войне, воспитание уважительного отношения к ветеранам. Подростки под руководством молодых педагогов выезжали в города, которым было присвоено звание «Города воинской славы». Был подготовлен цикл видеофильмов об Ельце и Ржеве, проведена презентация в Музее Вооруженных сил РФ накануне Дня Победы. В дальнейшем они намерены посетить все города воинской славы, сделать о них ролики и распространить фильмы по школам округа.
Окружная акция «Неделя добра» включала в себя культурно-спортивные праздники, субботники. В ней участвовали 15000 учеников из 120 школ округа, молодые педагоги, а также представители Молодежного общественного совета при префекте. В рамках этой программы подготовлены акции: «Протяни руку другу», «Подари ребенку книгу», «Молодые таланты, присоединяйтесь!», «Сделай будущее своими руками», «Добрые дела».
Молодой учитель Татьяна Сергеевна Давыдова предложила проект «Друг для друга» для своих коллег. Он победил на конкурсе социальных проектов «Эврика». На следующий учебный год намечается его реализация.
В прошлом году стартовал конкурс «Новая смена» для тех, кто выбирает педагогическую профессию. Он поможет ребятам проверить правильность выбора своего пути, будет способствовать повышению престижа профессии учителя. В прошлом учебном году в конкурсе участвовали 76 учеников из 12 школ округа. Он проходил в несколько этапов:
1-й этап – игра «Брейн-ринг на педагогическую тематику», во время которой конкурсанты отвечали на вопросы, связанные с историей отечественной и зарубежной педагогики, рассказывали о современном столичном образовании. Предлагали пути решения различных педагогических ситуаций.
2-й этап – эссе «Педагогика – моя будущая профессия». В нем старшеклассники размышляют о том, какой видят они свою будущую профессию.
3-й этап – деловая игра «Директор школы – это я». В ходе его подростки разрабатывали проекты школы будущего. Они предлагали пути сотрудничества администрации и учителей с детьми и их родителями, пути дальнейшей информатизации школ, варианты обучения детей-инвалидов, модели ученического самоуправления, говорили о значении спорта в современной школе. Каждая команда представила рекламу своей школы.
4-й этап – презентация «Мой первый урок». Ему предшествовал Единый день дублера, во время которого старшеклассники выполняют роль учителей и администрации школы. Конечно, перед этим дублеры прошли серьезную подготовку. На презентации проекта «Мой первый урок» конкурсанты делились впечатлениями о проведенном ими занятии. Сделали анализ своих уроков, раскрыли методы, которые они использовали.
Финал конкурса состоял из двух частей – итоговые испытания для финалистов и церемония награждения всех участников конкурса. Абсолютным победителем конкурса стал Сергей Чурилин.
В этом году к этому конкурсу добавится еще один этап – «Занятия с малышами». Участники его совместно с молодыми педагогами подготовят и проведут игры и занятия с воспитанниками детских садов.
Обучать
Марина Соловьева:
– Воспитание (в переводе с древнерусского) – это возвышенное духовное питание человека, связанное с умением извлекать «спрятанное». Суть этого процесса можно определить как создание такого уклада жизнедеятельности школы, который формирует первичные социальные нормы и опыт взаимодействия детей с разными людьми. Главная наша цель – обучать детей искусству жить. Это значит обеспечить успешную социализацию с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей и новой социально-экономической реальности. Наши задачи: выявить и развить способности и интересы учеников; создать условия для формирования активной гражданской позиции в рамках социального проектирования; помогать воспитанию толерантности и уважения к правам человека.
У нас сложился принцип уважительного отношения к каждому ребенку, к его индивидуальным и возрастным особенностям. Мы принимаем неповторимое своеобразие.
Работа в этом направлении определяет главные особенности реализуемой в гимназии воспитательной модели.
Модернизируется и система управления воспитательным процессом: типичную для школы вертикальную структуру органично дополняют ученическое соуправление, сообщество учителей-новаторов, взаимодействие с родительской общественностью и широкомасштабное сотрудничество с предприятиями и организациями.
Остановимся подробнее на наших самых успешных социальных проектах. Это ориентиры добра, совести, справедливости, ответственности, красоты – основа становления и развития личности гимназистов, морально-нравственные принципы в организации общения и отношениях с другими людьми, саморегуляция поведения и основа развития духовно-нравственной личности ученика.
Одним из успешных социальных проектов в этой области, имевшим большой социально значимый и воспитательный эффект, является оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Нашим партнером в таких благотворительных акциях на протяжении нескольких лет является московская специализированная школа-интернат №8. Учащиеся гимназии участвуют в сборе гуманитарной помощи воспитанникам, выезжают с музыкальными концертами. У детей и их родителей такая совместная деятельность развивает желание помогать людям, сопереживание, альтруизм. Гимназисты начинают активно интересоваться условиями жизни разных слоев населения города Москвы, находить тех, кому можно оказать реальную поддержку. Примером может служить проведение по инициативе ребят благотворительной акции в Морозовской детской больнице.
Гражданская активная жизненная позиция учеников – основа их будущей жизни в обществе. Поэтому особое внимание в гимназии уделяется патриотическому воспитанию, которое дополняется проектом сотрудничества с ветеранами 85-го гвардейского минометного Двинского краснознаменного полка на базе школьного музея боевой славы. Стали традиционными уроки мужества, концерты для ветеранов, активная поисковая работа. Наши гимназисты участвовали в раскопках в поселке Любань Новгородской области и захоронении останков павших воинов на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.
Проведение по инициативе активистов музейного сектора экскурсий по местам боев в Подмосковье и поездок по городам-героям (Смоленск, Тула, Ленинград, Волгоград, Брест) позволяет расширить как фонды нашего музея, так и документальную базу для выполнения проектных работ. Ветераны и активные участники музейного кружка проводят для гимназистов экскурсии, рассказывают о нелегких днях осени-зимы 1941 года.
Социальное проектирование позволяет воспитывать у учащихся позитивный образ собственного «Я», ответственное поведение, интерес к здоровому образу жизни. Наиболее полно эти подходы реализует комплексная программа «День здоровья». В ее рамках проводятся как предметные уроки, так и внеклассные занятия, встречи. Подготовка к мероприятиям проходит в тесном сотрудничестве педагогического коллектива, ученического совета, родительского актива. Лучшие из представляемых работ находят свое практическое воплощение (публикация плакатов, проведение на базе проектов тематических классных часов) и вне гимназии (конкурсы «Я выбираю жизнь», «Эврика!»).
Республика «Исток»
Стиль жизни в гимназии культивирует положительные образцы поведения и интерес к жизни человека интеллигентного, нравственного, самостоятельного, ответственного за свою судьбу и судьбу своей страны. Поэтому инициаторами создания уклада жизни гимназии зачастую бывают сами учащиеся. Она становится очагом культуры, творчества, самоопределения, любви, надежды и веры в будущее, где ученики – активные участники воспитательного процесса, а педагоги – профессиональные руководители-партнеры, эффективно управляющие данным процессом.
В ученическое соуправление включены на разных уровнях все гимназисты, что помогает каждому проявить себя, реализовать свои творческие возможности, а как следствие – завоевать уважение одноклассников, найти свое место в коллективе.
По инициативе гимназистов создан клуб актива соуправления «Лидер». На его основе работает «Центровая команда», занявшая второе место в окружной игре и второе место в городском смотре-конкурсе 2006 и 2007 годов.
Классные часы – любимые минуты общения, которых ждут. Они начинаются выпусками школьных новостей. Традиционно ведущими становятся лучшие гимназисты, которые представляют самые интересные и запомнившиеся события гимназической жизни.
Еще один проект ученического соуправления – наш школьный календарь и школьный дневник. Разработчиками и дизайнерами выступили наши ребята. В них перечислены традиционные мероприятия гимназии (туристический слет, гимназическая ассамблея «Зажги свою звезду», психологические игры и выездные лагеря), а иллюстрациями к ним служат фотографии наших детей.
Новый проект ученического соуправления – школьная республика «Исток». Он был разработан гимназистами в лагере ЮНЕСКО осенью 2007 года. Такое участие развивает у ребят деловые, коммуникативные качества, способствующие сплочению коллектива единомышленников, выявлению и созданию творческих, инициативных групп гимназистов. Глава республики – президент. Есть правительство и министерства, администрация президента и совет школы.
Гимназисты предложили создать в гимназии «территорию детства», где полностью могли бы реализоваться принципы социального партнерства в управлении образовательным учреждением. Для работы школьной республики нами был выделен отдельный блок, где функционируют типография, полученная в результате победы в национальном проекте «Образование», школьное телевидение, конференц-зал для собраний ученического актива, предусмотрена возможность выхода в Интернет.
Все это дает возможность гимназистам применить полученные знания на практике, увидеть конкретный результат своих усилий, понять и оценить взаимосвязь успеха и хорошего образования. Участие в разнообразных социальных проектах позволяет наиболее полно реализовать свой творческий потенциал.
Дети – это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека. От их благополучия зависит благополучие нашего общества в целом.
Каждая школа в Центральном округе имеет свои особенности, свои уникальные детские и педагогические коллективы. Многочисленные программы, конкурсы, презентации социальных проектов позволяют всесторонне воспитывать учеников, учитывая их индивидуальные наклонности, и прогнозировать стратегические направления развития школ.
Комментарии