search
main
0

Политология. Повышается политическая активность

Одной из актуальнейших задач, вызванных трансформацией социально-политической системы современной России, является развитие политической культуры гражданского типа в стране и в регионе.

К выполнению ее подключились вузы Прикамья, многие школы и общественные организации, Пермский государственный университет. Развивается сотрудничество с образовательными учреждениями начального профессионального образования. Создано творческое педагогическое сообщество, в которое вошли руководители и преподаватели гуманитарных дисциплин лицеев и училищ (№№1, 3, 4, 14, 25, 27, 39, 52, 77 и др.)

На основе анализа политологических исследований и современных представлений педагогики названное сообщество считает возможным определить, что политическая культура (в педагогическом аспекте) есть совокупный результат обучения и воспитания, представляющий собой комплексную характеристику освоенного политического опыта, сформированного политического сознания и в соответствующей мере происходящего и предстоящего в будущем конвенционального политического поведения. Все это выражается в заинтересованности в решении существующих общественно-политических проблем, подготовленности к политическому участию в жизни общества, способности взаимодействовать с государственными институтами. Формирование политической культуры – это целенаправленный процесс обучения и воспитания. Он включает в себя освоение политического опыта, выработанного человечеством. Развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности поведению.

С этой целью прошли научно-практические конференции и обучающие семинары межрегионального и регионального уровня по проблемам: преподавание избирательного права и обществознания, влияние системы образования на развитие гражданского общества в России, роль образования в преодолении проблем становления гражданского общества в России, методические и организационные основы культурного взаимодействия в обществе.

Для студентов гуманитарных специальностей необходимо уметь использовать полученные знания в социальной практике. Студенты философско-социологического и историко-политологического факультетов Пермского университета участвовали в организации и проведении активных форм педагогического воздействия, готовящих молодежь региона к политическому участию. Это экспертные «круглые столы» «Молодежь и политика: выбор поколения» (в рамках «Открытого форума молодежи Пермского края»), «Бизнес, политика и молодежь», ежегодный конкурс творческих работ «Моя гражданская позиция», гражданские форумы «Молодежь и политика», «Молодежь. Выборы. Политика», «Я – гражданин XXI века».

Студенты учатся и сами учат осуществлять следующие операции: отделять факт от мнения о нем, политических идеологем, стереотипов; абсорбировать содержание факта с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Эффективность дискуссий как видов учебной работы не подлежит сомнению. Принципиально значимо осуществлять следующие этапы: понять, какое влияние оказывает эта проблема на жизнь людей. Выделить, какие основные факты содержит проблема. Проанализировать все положительные и отрицательные аспекты, которые содержит проблема. Спрогнозировать последствия и затраты каждого из возможных вариантов решения проблемы. Вникнуть и отнестись с уважением к высказанным точкам зрения. Осуществить поиск фактов, обстоятельств, мнений, которые делают выбор столь трудным. Преодолеть личный внутренний конфликт ценностей, если он возникает.

Студенты привыкают к специфической роли ведущего, который глубоко знает обсуждаемую проблему и владеет приемами абстрагирования от собственных позиций. Позволяет участникам размышлять и свободно высказывать свои представления. Задавать наводящие, провоцирующие вопросы. Интерпретировать мнения, если они недостаточно ясно сформулированы. Предотвращать или устранять конфликт, если он возник. Удерживать участников доминирования, вовлекая в разговор наибольшее число участников; апеллировать к предвзятым мнениям и предрассудкам. Заключительный этап работы – рефлексия, размышление, самонаблюдение, теоретическая деятельность, направленная на осмысление собственных действий и выбранной позиции, чтобы поддержать и развить желание участников понимать собственные чувства и действия.

При поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту №06-0682601а/У в Пермском государственном университете реализуется исследование «Формирование политической культуры студентов».

Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте