Как ни хороша теория, но без практической подпитки не обойтись. Тем более будущему учителю. Среди видов практики в РГПУ им. А.И. Герцена выделяются учебные и производственные. Каждая из этих групп включает в себя целую систему практик. Например, учебные дробятся на учебно-ознакомительные, учебно-методические и учебно-исследовательские, а производственные – на педагогическую, педагогическую методическую и педагогическую стажерскую. Виды практик при этом определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Собственно, внутри видов учебные практики делятся на стационарные и экспедиционные. Последние, выездные, в первую очередь касаются таких факультетов, как факультеты географии, биологии, естествознания, социальных наук, истории, религиоведения. К примеру, практика политологов проходит в Москве, в Федеральном Собрании, в Госдуме.
По длительности прохождения практик в лидерах остаются факультеты естественно-научного направления, поскольку за счет выездных экспедиций у них большой спектр подготовки в полевых условиях. В поселке Кавголово Ленинградской области студенты, например, проходят практику геологии, почвоведения, гидрологии, ботаники, зоологии. Фактически это учебные практики, которые осуществляют подготовку специалистов в области конкретных дисциплин, что позволяет ребятам на третьем курсе проходить комплексную практику, на основании которой они на четвертом курсе выезжают в далекие экспедиции. В этом году студенты факультета географии были в Нижнем Тагиле, Красноярске, Владивостоке. Факультет биологии выезжал в район Белого моря, а факультет физики практиковался в астрономической обсерватории Кисловодска. «Музыканты» изучали фольклор в Тверской области, в то время как «археологам» раскрывал исторические тайны Великий Новгород.
Если расшифровывать систему учебных практик, то учебно-ознакомительные вводят студента в ритм жизни образовательного учреждения (причем базами практик могут выступать и учреждения системы дополнительного образования и культуры, а также негосударственные коммерческие структуры). На учебно-методической практике он начинает получать первичные профессиональные умения, чтобы к стажерской практике уже предъявить уровень их сформированности.
Преддипломная практика, кстати, характерна для моноуровневой подготовки, то есть для тех специалистов, что учатся в университете пять лет. В бакалавриате тоже есть учебные и учебно-исследовательские практики, а вот в магистратуре другой спектр: там нет так называемых производственных практик, зато имеются научно-исследовательская и научно-педагогическая. Первая в зависимости от направления проходит на разных базах, вторая либо в школе, либо в вузе.
Базовые площадки для практик выбирают сами факультеты и заключают договор. Главный критерий отбора при этом – высокий квалификационный уровень преподавателя, что будет курировать студента.
На летнюю педагогическую практику теперь выезжают не все факультеты, а лишь факультеты музыки, безопасности жизнедеятельности и психолого-педагогический. Длится она в основном две недели, но большинство ребят предпочитают проводить в загородных лагерях все лето, тем более что за это они получают зарплату.
Таким образом, система непрерывных и взаимосвязанных практик позволяет готовить студента последовательно. С первого курса у ребят начинаются полевые практики, на третьем курсе они подключаются к научно-педагогическим практикам, и на старших курсах полученные знания помогают им выступать уже в роли педагога.
Популярность практик характеризуется тем фактом, что редкий студент имеет за них оценку «удовлетворительно». Примечателен тот факт, что после прохождения практики в определенной школе около 40% выпускников изъявляют желание туда вернуться.
Санкт-Петербург
Комментарии