search
main
0

политинформация

политинформация

Шансов меньше – потенциал больше

Пока схема борьбы за кремлевское кресло явно биполярна. И именно на этом строится избирательная кампания двух главных претендентов. Но кто может поручиться, что и им не приходится задумываться: а не возникнет ли в какой-то момент некий “мистер икс”?

В своей предыдущей “политинформации” (“УГ” # 13) мы рассказали о рейтинге трех отрядов претендентов. На этот раз директор Центра стратегического анализа и прогноза профессор Д.Ольшанский развивает эту тему, рассматривая ее в плоскости вопроса: “Президентские выборы: война “старой” и “новой” элит”. Мы уже не раз на страницах газеты публиковали мнение на этот счет ведущих политологов – о судьбе правящих элит в России. Сегодня – еще одна любопытная версия с точки зрения модельной характеристики.

Дмитрий Ольшанский:

Нынешняя президентская кампания – переломный этап в истории российской правящей элиты. Это последние выборы с доминированием “старой”, уже “уходящей” элиты. Нынешний политический отряд сократился до семи известных фамилий. Причем с 1991 года в этой семерке появилась только одна новая фамилия – А.Лебедь. Но его не все считают политиком.

Нынешний кризис России – кризис политических элит. Пока не завершится переходный период от старых к новым, не будет согласия верхов и низов в понимании того, что такое политика. Но переходы такого периода не бывают безболезненными – вызывают “войну” элит.

Текущая предвыборная кампания демонстрирует появление представителей новой, “восходящей” политической элиты. По экспертным оценкам она отличается большим прагматизмом, рациональностью и технологичностью, большой энергетикой, включая большее честолюбие и амбициозность, более адекватными управленческими навыками. В целом она ближе к нынешним условиям, поскольку в них и сформировалась.

Ситуация демонстрирует три модели новой элиты:

– модель “Брынцалов” (это имя за последние недели уже стало нарицательным, по выражению председателя Центризбиркома Н.Рябова – “это феномен”): сверхмощная энергетика дает возможность противостоять не только кризисным явлениям в рамках своей “фармацевтической империи”, но и прорываться через правила игры, устанавливаемые существующей властью (выигрыш процесса против ЦИКа в Верховном суде). Экстравагантные демонстрации личного успеха в этой модели сочетаются с социалистическими представлениями об организации общества. Потенциал роста: финансовые ресурсы, создание партийно-политической структуры, шлифовка харизмы.

– модель “Шаккум”: сверхрациональный управленческий подход дал возможность совместить практический технологический опыт функционирования в старой и новой экономике, достаточно сильный энергетический потенциал и умение аккумулировать интеллектуальный потенциал (создатель фонда “Реформа” сумел привлечь лучшие имена и силы, продемонстрировал за последние годы эффективную работу). Подчеркнуто “тихое” движение и умение до поры находиться в “тени” сочетается с развитыми организаторскими качествами и приверженностью к социалистическим способам отношений. Потенциал роста: организационные ресурсы, создание партийно-политической структуры, овладение публичной харизмой.

– модель “Завидия – Тарасов”: в отличие от предыдущих, данный вариант предпринимает не первую попытку “прорыва во власть”. После взлета на первом этапе реформ последовал определенный спад. Однако он преодолен. Рационализм и стрессоустойчивость сочетается с определенным политическим опытом. Потенциал роста: обучаемость, гибкость мышления, амбициозность.

Старая элита сформировалась в предыдущем времени и в предыдущих технологиях власти. Находясь у власти, она, естественно, будет приспосабливаться к своему мировосприятию.

Юрий КОВЕШНИКОВ

Рассмотрев семь фамилий мы можем увидеть, что каждая представляет собой модель, так или иначе связанную с прошлым.

Мы не будем называть эти семь фамилий, а лишь – их модельные символы. Но, думаю, не трудно будет догадаться, кого имеет в виду Д.Ольшанский. Символ разрыва с прошлым и решительного “броска” в шоковые реформы уже вчерашнего дня. Следующая модель – при всем социалдемократическим интернационализмом. Символ раннего этапа поиска так и неосуществившихся вариантов типа “500 дней” и “Согласия на шанс”. Мятущийся символ августа 1991 года. Стареющий символ советского преуспевания. Символ поражения СССР.

Рейтинговые оценки, по мнению Д.Ольшанского, наиболее активных сегодняшних претендентов на пост Президента РФ делят их на три основные группы. Первая состоит из действующего президента и выносится за скобки в связи с несопостовимостью стоящих за ним ресурсов по сравнению с другими соискателями. Его шансы в прогнозном плане преобладают. Вторая представляет старую, наиболее известную часть политической элиты. Предстоящие выборы в последний раз дадут этой группе преобладающие позиции. Третья включает представителей новой, восходящей элиты. На ближайших выборах ее шансы ниже, однако потенциал больше.

Появляется еще одна группа сильных региональных лидеров: Б.Немцов, Ю.Лужков, Э.Россель. Но их модели больше подходят при обсуждении претендентов на следующие выборы.

А вы, уважаемые читатели, уже определились, за кого будете голосовать? Еще нет. Значит, пока всерьез мы говорим только об основных уже наметившихся тенденциях в нынешней президентской выборной кампании.

Юрий КОВЕШНИКОВ

учителя и власть

учителя и власть

Черные дыры для зарплаты

Типичной стала и такая статья расходов из бюджета, как оплачивание учебы детей высокопоставленных чиновников в престижных вузах. Губернатор требовал провести внутреннюю ревизию использования бюджетных средств за последние годы и в случае злоупотреблений принять самые жесткие меры: вернуть неправомерно использованные бюджетные средства в казну, наказать виновных вплоть до передачи материалов в суд.

Кому же доверена ревизия расходования бюджетных средств на местах? Во многих случаях тем, кто кровно заинтересован в сокрытии нарушений.

Вот, к примеру, Зиминский район: недавно газета “Восточно-сибирская правда” опубликовала результаты такой проверки. И выяснилось, что приличные суммы из бюджета района использовались районной администрацией на выдачу беспроцентных ссуд родным и знакомым. Например, изрядный куш получило акционерное общество “Окинское”, которое строит коттеджи для местных чиновников (в том числе главе администрации и его заму), в этом случае растворялись средства, выделенные на обустройство тысячи дачных участков для населения.

60 миллионов рублей из бюджета глава администрации П.Карачун перечислил Иркутской экономической академии за учебу детей четырех районных руководителей. А глава фонда медицинского страхования Г.Окунь ухитрился за счет больных, стариков восстановить в мединституте отчисленного за неуспеваемость сына. Естественно, тоже за кругленькую сумму из фонда.

Так что надеяться на то, что губернаторский приказ будет выполнен, – наивно. Тем более что существует еще немало черных дыр, в которые утекают бюджетные деньги, в том числе и на учительскую зарплату.

Очередь как форма протеста

В течение трех часов представители преподавательских коллективов, оставив свои школы, простояли в символической очереди у кабинета главы администрации города. Участники акции требовали немедленной ликвидации задолженности по заработной плате.

Педагоги побеждают на выборах

По сообщениям Виктории ГАЛКИНОЙ и “Экспресс-хроники”

уровень жизни

уровень жизни

Овощи дорожают, сахар дешевеет

По данным Госкомстата, непродовольственные товары за квартал выросли в цене на 6,9 проц. Среди них наиболее подорожали отдельные виды медикаментов, печатной продукции и топлива для населения (на 15-31 проц.).

Платные услуги стали дороже на 19,1 проц. Тарифы на проезд в пригородных поездах поднялись на 53 проц., на проезд в трамвае – на 29 проц., а в поездах дальнего следования – на 19 проц. Цены на отдельные виды бытовых и медицинских услуг выросли на 10-11 проц. В то же время практически не изменилась с начала года стоимость банковского обслуживания.

В целом потребительские цены в этом году могут подняться на 40 проц.

РИА “Новости”

официоз

официоз

Мы работаем так, как нас финансируют

Афоризмы вообще похожи на адвокатов, которые неизбежно видят только одну сторону дела. Поэтому-то и коллегия после такого афористичного заклинания министра с воодушевлением оспаривала всем нынче известную аксиому: образование задыхается от безденежья.

Да, мол, утверждал докладчик, заместитель министра Юрий Роговский в своем получасовом докладе, состоящем из сотен цифр, которые отлетали от серого вещества слушателей, – разве можно обучать детей, если на это выделено в расходной части бюджета всего 1,1%. Минфин, мол, непонимающий и скупой, давал в основном деньги на скудную зарплату, на мизерные стипендии и “частично на организацию питания учащихся”…И так далее, в том же духе. Охи, вздохи, сетования. Немного пожурили за то, что деньги эти мизерные часто расходуются местными властями не по назначению. Что надо, мол, ужесточить финансовую дисциплину. И еще раз – и так далее и тому подобное.

Правда, прозвучало и одно “новшество”, которое уже муссируется не первый год научной и педагогической общественностью, и не только муссируется, но кое-где уже внедряется на местах – это многоканальное финансирование образования. Но на коллегии это прозвучало как некое откровение, как ноу-хау.

Но не будем судить уж слишком строго. Бюджет – понятие экономическое, сложное, без сухих цифр трудно что-то обьяснить. Доклад, очевидно, был профессионально подготовлен с точки зрения экономистов. Но это ведь не заседание коллегии Минфина, где цифры и термины всем понятны и отскакивают, как говорится, от зубов. На коллегии Министерства образования члены коллегии явно скучали, слушая доклад. Словно разговор этот их мало интересовал.

Да и впрямь, исполнение бюджета не самоцель. За сухими цифрами – сотни тысяч самоотверженных учителей, которые понятия не имеют об этих гигантских цифрах. Они просто чувствуют на себе весь прессинг этого бюджета, который просто называют деньгами, своей зарплатой, которую и получают-то с таким опозданием.

Не сумела коллегия на этот раз подняться над констатацией, не возвысила свой голос в защиту учителя.

Конечно, педсовет – это не заседание коллегии министерства. Разные “весовые категории”. Обычный учитель и руководитель высокого ранга.

Коллегия приняла решение, постановила. Будет исправлять ошибки. Все как всегда: принять к сведению, принять меры, подготовить и внести на рассмотрение, усилить контроль…

Ни к чему не придерешься, документ составлен по форме. Но нет в нем гражданского накала, гражданской позиции министерства к властям, к президенту, который обещал сделать образование самым приоритетным институтом России. И, наконец, к Закону “Об образовании”, за выполнение которого прежде всего Министерство образования, если надо, должно положить голову на плаху… Но и на этот раз все как-то расплылось в формальной галочке. Правда, было одно мудрое предложение: надо уметь жить на те средства, которые сегодня реальны. Но эта мудрость живет в школах и без напоминаний. Школа знает, как это сделать.

Думаю, афоризм министра о том, что “мы работаем так, как нас финансируют”, обиден для учителя. Жизнь говорит совсем об обратном. Только нельзя министерству на это уповать.

Игорь АФАНАСЬЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте