Открытый, прозрачный характер информации о деятельности – обязательная черта систем образования в развитых странах мира. Информационная открытость системы образования отвечает интересам государства, потребителей образовательных услуг, местного сообщества, самих образовательных учреждений. В условиях усиливающейся конкуренции, как на рынке образовательных услуг, так и конкуренции за бюджетные средства в условиях нормативного подушевого финансирования, развитая система связей и отношений с общественностью становится все более значимым фактором конкурентоспособности образовательного учреждения. Администраторам необходимо активно учиться создавать и использовать «социальный капитал» в интересах развития образовательного учреждения.
Политика открытости позволяет привлечь внимание общественности к проблемам и перспективам развития учреждения и обеспечить ее деятельное участие в их решении (содействие в реализации) через благотворительную деятельность, попечительство, участие в фондах целевого капитала.Известно, что основой эффективных отношений, партнерского сотрудничества служит взаимный обмен информацией. Для оптимального развития совместной деятельности ее субъекты должны обладать полной и достоверной информацией.В докладе министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на президиуме Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов «Об использовании результатов комплексных проектов модернизации образования при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и обеспечении права граждан на выбор образовательного учреждения» среди основных эффектов названо «повышение открытости системы образования». Отмечено, что «в рамках комплексных проектов на всех уровнях управления достигнуто понимание, что общественное участие в принятии решений требуется на всех этапах выработки этих решений, будь то вопросы изменений в Сети или оценки труда учителей и распределения на ее основе стимулирующих выплат, и что ключевая роль здесь принадлежит школьным советам, наделенным реальными полномочиями, а также информационной открытости школ потребителям».Соответственно в перспективе в каждом муниципалитете, в каждой школе должны быть обеспечены: деятельность общественных советов, их непосредственное участие в выработке всех ключевых решений по вопросам деятельности школ; информационная открытость школ потребителям через систему открытого мониторинга и публичных отчетов.В свою очередь Председатель Правительства РФ Владимир Путин отметил, что «образовательные учреждения должны стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей деятельности, содержащие полную и объективную информацию».В Московской области в рамках КПМО в 2008-2009 годах все общеобразовательные учреждения подготовили и разместили на своих сайтах публичный доклад.Актуальной задачей стало обеспечение их качества. Одновременно развивалась практика подготовки докладов о результатах деятельности муниципальных систем образования.Качество публичных докладов и их доступность для целевой аудитории остаются низкими. Руководители учреждений в своем большинстве не видят целесообразности в публичной отчетности, рассматривают ее как очередную нагрузку в контексте необходимости отчитаться перед учредителем.Зачастую образовательные учреждения предлагают в качестве публичной отчетности существующие формы ведомственной отчетности или компиляции их фрагментов. Содержание, язык и стиль этих документов не адекватны интересам и возможностям восприятия целевых групп публичной отчетности.Формат публичного доклада предъявляет достаточно высокие требования к культуре анализа, навыкам работы с информацией. Сегодня наблюдается серьезный дефицит указанных компетентностей у администрации образовательных учреждений, что негативно сказывается на качестве докладов и соответственно интересе к ним со стороны общественности.С целью выявления и распространения лучших практик публичной отчетности школ, презентации образцов профессионального и ответственного подхода к коммуникации с общественностью Академия социального управления инициировала проведение конкурса.Вопросы информационной открытости образовательных учреждений, органов управления образованием входят в число приоритетных направлений разработок и исследований академии. В 2006 году академия участвовала в межрегиональном проекте Национального фонда подготовки кадров, в рамках которого были подготовлены первые в области региональный, муниципальные и школьные публичные доклады. В рамках областной целевой программы мной и ведущим научным сотрудником Центра стратегических разработок Татьяной Мерцаловой разработаны методические рекомендации и пособие по подготовке публичных докладов, проведены обучающие семинары для специалистов муниципальных органов управления и руководителей школ. Также подготовлены рекомендации по докладам учреждений дошкольного и профессионального образования.Проведение конкурса стало закономерным шагом в продолжении этой работы.Победителями конкурса Академии социального управления на лучший публичный доклад муниципального органа управления образованием Московской области стали:1-е место – доклад «О состоянии и результатах деятельности системы образования Одинцовского муниципального района Московской области в 2009-2010 учебном году».2-е – публичный доклад «О состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования городского округа Балашиха в 2009-2010 учебном году».3-е – публичные доклады «Ресурсное обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в городском округе Орехово-Зуево: достижения и проблемы» и «О состоянии и результатах развития системы образования Щелковского муниципального района в 2009-2010 учебном году».Прозрачность и подотчетность – важнейшие принципы современного социального управления. Академия намерена и в дальнейшем проводить работу по их реализации как в своей практике, так и в практике учреждений всех уровней.Сергей КОСАРЕЦКИЙ, руководитель Центра стратегических разработок АСОУ
Комментарии