Министр образования Москвы Исаак Калина в прямом эфире телеканала «Москва 24» рассказал о промежуточных итогах пилотного проекта по развитию общего образования, создании образовательных комплексов, работе управляющих советов и развитии дошкольного образования.
Исаак Калина отметил, что в настоящее время необходимо формировать образовательные комплексы, так как объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте, в состав таких комплексов нынче входят и учреждения дошкольного образования. Речь идет в целом о развитии профильного образования: «Eсли одному ребенку нравится литература, а другому математика, то в мощном комплексе каждый из них сможет получить необходимые знания, – уверен Исаак Иосифович. – Комплексы дадут возможность профессиональной реализации и учителям, у них появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Кроме того, такие специалисты, как психологи, учителя иностранных языков, музыкальные руководители, нужны и в дошкольных учреждениях. Создание комплексов поможет объединить усилия педагогов».Калина подчеркнул, что все профессиональные педагоги смогут найти свое место в новых образовательных комплексах: «Комплексы будут формироваться внутри микрорайонов, но возможны и исключения, например Центр образования №548 «Царицыно», который работает блестяще, несмотря на большие расстояния между корпусами».Глава Департамента образования сказал, что решение об объединении школ будет принимать Правительство Москвы, в любом случае без ведома коллективов образовательных учреждений объединение не произойдет: «Они взвешивают все за и против, анализируют риски, оценивают перспективы». Отвечая на вопросы москвичей, Исаак Иосифович сказал, что родители смогут выбирать для своих детей ближайшую к дому школу, в 2013 году планируется закрепить дома за всеми школами микрорайона, а не только за одной из них: «В этом есть свои риски, но мы хотим предоставить семьям большую возможность выбора, хотим, чтобы директора посоветовались с родителями, будет ли так удобнее. Уровень всех московских школ сегодня практически одинаковый, москвичи очень разумные люди и понимают, что великих различий между школами быть не может. За последние годы выровнено финансирование школ, их материально-техническое состояние, во всех школах учителя имеют компьютеры, везде есть специальные компьютерные классы».Многих москвичей до сих пор волнует, как будет проходить электронная запись в первый класс. Исаак Калина подробно ответил на этот вопрос: «В настоящее время в Москве работает электронная запись, на сайте высвечивается школа, соответствующая регистрации, но можно выбрать еще две школы. Сначала вы получите приглашение от школы, которая за вами закреплена, ей можно ответить, что вы планируете учиться в другой школе. В установленный срок вы получите приглашения в другие школы».Первая система электронной записи была отработана в системе дошкольного образования.Глава департамента рассказал, что в ближайшее время будет модернизирована электронная очередь в детские сады. Она станет гораздо удобнее – с документами родители должны будут приходить только один раз, когда их пригласят в конкретный садик. Традиционный вопрос о зарплате был задан и на этот раз. На что глава департамента сказал: «Фонд оплаты труда сейчас зависит только от количества учеников, а распределение зависит от администрации, профкома и управляющего совета. Сегодня органы власти только обеспечивают финансирование, департамент не устанавливает зарплаты, он только определяет минимум. В Москве нет учителей, которые получают этот минимум. За последнее время зарплата учителя в среднем выросла на 30% за счет перераспределения финансов от административных работников к работникам школ». Во многом благосостояние педагогов выросло в результате реализации пилотного проекта «125 школ», который был запущен 1 апреля 2012 года, впоследствии к проекту присоединились и другие школы, сейчас в нем участвуют свыше 90% школ. «Суть проекта – изменить характер отношений между школой и семьей, – отметил Исаак Калина. – Механизмом реализации было выбрано личностно ориентированное финансирование. Каждый школьник, которого школа не взяла, – это прошедшие мимо 120 тысяч рублей в год. Педагоги заинтересованы работать так, чтобы ученики хотели учиться в этой школе. В школах должно быть как в самолетах, когда говорят: «Спасибо, что вы выбрали нашу компанию». Калина подчеркнул, что считает этот проект педагогическим, а не финансово-экономическим: «Можно уже подвести промежуточные итоги проекта «125 школ». Тенденции уже есть: увеличивается доля школ, в которых можно получить образование самого высокого качества, образуются комплексы, улучшается менеджмент. Кроме того, что не менее важно, изменились поведение детей, их отношение к миру, уменьшается количество правонарушений среди учащихся, за 6 месяцев 2012 года количество правонарушений в школах снизилось, несмотря на увеличение общего количества детей. Показатели поведения московских детей самые лучшие по России». Острый момент – реакция учителей на пилотный проект.Учителя отреагировали на проект по-разному, заметил Калина: «Кто-то жалуется, что родители стали много требовать. Но всякое движение вызывает трение. Так, есть высококвалифицированный учитель, а есть тот, кто халатно относится к своим обязанностям. Такой учитель вызывает отторжение у учеников, и они уходят».
Комментарии