search
main
0

Политика и право Общественный контроль за правительством Тема Конституционное право. Конституционный вопрос в России”. 9-й класс

Вопросы истории и теории конституционного права
Понятие конституции. Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.
Слово конституция происходит от латинского constitutio – установление, устройство. Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод. Власть утверждает такие формы правления, которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости.
Итак, конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
Известно несколько способов принятия конституции: конституционным собранием, конвентом (США), учредительным собранием (Италия, Индия), путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия). Конституция может быть октроирована, т.е. введена односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом.
Место и значение конституции в ряду других правовых актов. Велика роль конституции как юридического документа. Она основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все иные законы должны приниматься в соответствии с ее положениями. Например, если конституция закрепляет республиканскую форму власти, то вряд ли будет правильно, если в какой-то части страны примут положение о наследственном монархическом правлении. Бывают конституции, положения которых имеют прямое действие. Такова Конституция Российской Федерации. В случае нарушения какой-либо ее статьи можно брать текст Основного Закона и защищать свои права, апеллируя к нему.
Американский правовед Ч.Э.Хьюджес считает, что “конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи”. По-видимому, имеется в виду действенность конституции как документа, на который могут реально опираться судьи при рассмотрении конкретных гражданских, уголовных и других дел.
Конституция в отличие от текущих законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями.
Виды конституций. Все конституции условно можно разделить на три типа. Первый тип – конституции идеологические, какими были все советские конституции. Второй тип – конституции власти, главная задача которых – распределение властных функций и полномочий. Большинство конституций относится к этому типу (например, конституция США). Третий тип конституции – это конституция человека. В центре основного закона государства должен стоять человек, его неотъемлемые права и свободы. Таковы конституции Испании, Германии, Италии.
Конституции бывают писаные и неписаные.
В большинстве стран конституции писаные и представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Однако есть страны, конституции которых выглядят по-другому. В этих государствах (например, в Великобритании) нет конституции в обычном смысле этого слова. Великобритания является конституционной монархией. Источниками британской конституции признаются статуарное право, включающее парламентские законы, конституционные соглашения, и системы “общего права” (прецедентного).
Статуарную основу конституции Великобритании составляют около четырех тысяч правовых документов, среди которых такие акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969 и 1974 гг., и другие.
Конституционные соглашения представляют собой сложившиеся на практике обычаи, которые не пользуются судебной защитой. Например, формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в Палате общин. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися соглашениями (обычаями).
Конституционное (государственное) право – ведущая отрасль российской правовой системы. Его нормы регулируют основные принципы политического, социально-экономического и территориального устройства государства, организацию и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. Провозглашенные в нем правовые принципы и нормы обладают высшей юридической силой. В Российской Федерации для обозначения этой отрасли права используется также понятие “государственное право”. Принципы российского конституционного права: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основными источниками конституционного права являются Конституция РФ 1993 г., федеральные конституционные законы, такие, как “О Конституционном суде”, “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации” и т.д., а также федеральные законы РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации” и др.
Конституционная система, конституционализм. “Когда мы говорим о влиянии конституции, мы должны помнить, что конституция сама по себе является только клочком бумаги, – считает Л.Фридмэн. – Могущественна не сама конституция, а конституционная система”. Эта система стоит из отношения общества к конституции и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. На протяжении минувшего семидесятилетия мы могли убедиться в том, что советские конституции были декларациями, во многих своих частях не рассчитанными на реализацию в действительности. Ныне важно, чтобы все действия, государства в первую очередь, строго соответствовали конституционным нормам.
Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти.
Конституционализм – продукт длительного исторического развития стран, в которых постепенно крепли элементы договорного конституционного правления. Вспомним английскую Великую хартию вольностей или Венгерскую золотую буллу, идеи эпохи Просвещения, сформированные мышлением, базировавшимся на свойственных естественному праву представлениях.
Любое определение конституционализма включает суждение об очевидных ценностях. А.Ховард предлагает в разговоре о конституционализме учитывать следующие основные разделы: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях. – А.Н.) правительство; открытое общество; неприкосновенность личности; правовые нормы; преемственность; проведение в жизнь конституции; общественный контроль над правительством; разделение властей; федерализм; судебный надзор. Для здоровья конституционализма является существенным гражданское образование. Люди, не понимающие основных правил свободного правительства, скорее всего не смогут сохранить его. Конституционализм, таким образом, предполагает высокий уровень политической культуры населения, его осведомленность и информированность.
Первая писаная конституция. “Конституция США 1787 года – первая писаная конституция, оставшаяся единственно действующей с XVIII века, – одна из самых “неподатливых”, “неподвижных” среди основных законов развитых капиталистических стран, – отмечает В.Маклаков. – Особенностью этой конституции является ее незначительная формальная изменяемость. Юридический текст конституции лишь дополняется путем внесения поправок (дополнений) к конституции”.
Конституция США была разработана и принята заседавшим в Филадельфии конвентом, получившим впоследствии название конституционного. Он состоял из 55 председателей 11 штатов – членов конфедерации.
Наряду с конституцией в США действует огромное количество законодательных актов, решений органов управления, затрагивающих различные области общественных отношений.
Приспособление положений конституции к текущим потребностям, помимо внесения поправок, обеспечивается в значительной мере решениями судов, особенно верховного суда США. Верховный суд, разъясняющий в многочисленных решениях основной закон, фактически создает новые конституционные нормы.
В США конституционное правление является могущественной силой, с которой должны считаться все. Американская конституция является живым законом, поскольку ее нормы осуществляются в повседневной жизни. Некоторые из них проводятся в жизнь судами посредством “судебного контроля”. Суды не являются единственными проводниками конституционной системы, однако их роль в этом деле велика. Когда американские граждане говорят о конституции как о живом законе, они обычно имеют в виду доктрины и трактовки, которые были изобретены, развиты и распространены судами.

Вопросы
1. Что такое конституция? 2. Каковы роль и место конституции среди других правовых актов? 3. Какие бывают виды конституций? 4. Что представляет собой конституционное право Великобритании? 5. Что такое конституционное право? 6. Из чего состоит конституционная система? 7. Что такое конституционализм? 8. В какой стране появилась первая писаная конституция? Каковы ее особенности?

Задания для самостоятельной работы
1. Какие из перечисленных ниже государств имели или имеют писаные конституции? В каких действуют конституции неписаные?
США, Великобритания, Италия, Япония, Россия до 1917 г., Россия с 1918 г.
2. Определите каждый из трех типов конституций: главное место занимают положения о правах и свободах человека; содержится реклама существующему строю, но далеко не все положения реально осуществимы; главным образом утверждены структура, функции, порядок формирования высших органов государственной власти.
3. Сделайте в классе сообщение об одной из знаменитых конституций прошлого.

Тесты
1. Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право… Какое понятие объединяет эти термины:
а) принципы права;
б) отрасли права;
в) теории права?
2. Каково второе название конституционного права:
а) основное право;
б) государственное право;
в) управленческое право?
3. “Конституция” образована от латинского constitutio, что означает:
а) установление;
б) согласие;
в) договор.
4. Какое определение соответствует понятию “конституция”:
а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;
б) это присяга на верность государству;
в) это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека и др.?
5. Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире:
а) Франции;
б) Ирландии;
в) США?
6. В какой развитой демократической стране нет конституции, а есть отдельные конституционные (государственные) акты:
а) Германии;
б) Великобритании;
в) Бельгии?

Проблемы для обсуждения
1. Почему важнейшей характеристикой конституции является то, что говорят о ней судьи?
2. В каком соотношении находятся “здоровый конституционализм” и гражданское образование?
3. Почему в США и других демократических странах конституционное правление является могущественной силой?

Конституционный вопрос в России

Правовое регулирование государственной власти и управления в старой России. Регулирование государственной власти и управления на Руси развивалось, как и в других европейских странах, по логике обычного (от слова “обычай”) права. В рамках этого права, а в последующем и соответствующих законов формировались положения о престолонаследии, самодержавной власти и об участии различных сословий народа в управлении страной. В период Московского царства власть великого государя, самодержца была безграничной. Ведению самодержавной власти подлежало все, чем жил народ, его потребности, политические, экономические, семейные, нравственные и т.д. Представительным учреждением, через которое действовала верховная власть, была Боярская Дума, которая в чрезвычайных случаях превращалась в Земский Собор. В Земском Соборе народ был представлен достаточно широко. В него входили полностью вся Боярская Дума, высшее духовенство, участвовали местные выборные власти от дворян, купцов; бывали и “уездные люди”, т.е. вольные крестьяне.
Приведем в качестве примера состав Собора 1598 г., избравшего царем Бориса Годунова: духовенство – 99; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5; сотники черных сотен – 16.
Первые упоминания о конституции. Впервые о конституции заговорили в начале XIX в., сначала М.Сперанский и его сподвижники, затем декабристы. Значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра II: отмена крепостного права, судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, учреждение земства. Александр II склонялся к введению в России конституционных основ монархического правления, но процесс разработки и принятия конституции был прерван убийством царя в 1881 г. В период правления Александра III конституционные ожидания либеральной общественности реализованы не были. Консервативные слои русского общества осуждали всякого рода западнические конституционные грезы, поскольку такая форма правления в русском обществе не имела, по их мнению, исторических оснований. России нужен постоянно действующий Минин, в случае необходимости готовый вновь воссоздать русское государство по тому образцу, который ясными и определенными чертами навечно запечатлен в общенародной душе.
Конституционные идеи приживались на русской почве с трудом. Л.Толстой писал, что “переменять монархию на конституцию – это такой же вздор, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество” (т.е. мелкие вздорные секты).
Другими словами, в России основная масса народа вообще не представляла себе, что такое конституция. Среди образованных слоев с давних пор произошло разделение на славянофилов-почвенников и западников демократического и либерального, реже консервативного толка. Славянофилы не видели необходимости в перенесении на отечественную почву “договорной”, по преимуществу правовой основы организации общественной жизни и государственной власти, считая совершенным самодержавное правление, опирающееся на православие и народность. Западники же считали, что без конституции и других атрибутов демократии европейского типа Россия обречена на вечную социально-политическую, экономическую и культурную отсталость.
Позиции сторонников и противников конституции были диаметрально противоположны. Публицист А.Петров подчеркивал: “Без конституции, заключающей в себе основы европейского современного демократизма, Россия не сможет стать в ряд цивилизованных государств, являющихся двигателями мирового прогресса”. А вот мнение известного монархиста Н.Маркова: “Обретя конституцию, Россия через некоторое время превратится во второстепенную державу, с коей не станут считаться даже ее незначительные соседи, всегда заглядывавшие ей в рот”.
Манифест 17 октября 1905 г. В бурные годы первой русской революции император Николай II вынужден был предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством через представительную власть – Государственную Думу.
Манифест 17 октября явился началом буржуазного конституционализма. В нем содержались обещания незыблемых основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности. Демократизировался состав избирателей. Государственная Дума, решение о создании которой было принято ранее, приобрела законодательные полномочия.
Манифест 17 октября октроировал (т.е. вводил верховной волей, сверху) в России конституционный принцип. Выраженные в нем принципы гражданских прав уже не могли быть взяты императором обратно.
Основные государственные законы Российской империи. Вскоре были разработаны Основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании.
“Явившиеся плодом преобразовательной деятельности правительства в 1906 году новые Основные государственные законы, учреждения Государственного Совета и Государственной Думы и Положение о выборах в эту Думу произвели неопределенное, смутное впечатление, – отмечал Р.Дистерло. – Что сделали эти законодательные акты из России, чем стало русское государство? По мнению одних, монархия в России преобразована в конституционную, ограниченную монархию; по мнению других, власть монарха в России осталась по-прежнему неограниченной, а новыми законами лишь привлечено к участию в государственном управлении народное правительство… Кто виноват в этом – истолкователи закона или сам закон? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо с возможным беспристрастием исследовать содержание новых Основных законов… Получается, что современная Россия имеет два государственных строя, два образа правления – самодержавно-монархический и конституционно-монархический… Историческое начало царского самодержавия сохраняет свою прежнюю силу. Основные законы не отменили самодержавия, но с ними связано огромное государственное преобразование. Законами этими образованы и призваны к жизни представительные государственные учреждения, на которые возложены непременное участие в законодательной деятельности и охрана законности в управлении. Отсюда как необходимые следствия вытекают решительное отделение законодательства от управления и строгое подчинение последнего закону. Отсюда же вытекает и перемена государственной роли чиновничества, которое прежде в качестве аппарата и законодательства, и управления было в действительности единственным центром государственного воздействия на жизнь и деятельность которого в настоящее время введена в русло собственно управления и поставлена на контроль законодательных учреждений. Итак, участие в делах государственного правления независимой силы – народного представительства и обеспечение закономерности в управлении – вот главнейшие результаты преобразования, совершенного изданием новых Основных законов”.
В.Гессен считал, что конституционный режим покоится на следующем принципе: ни один закон не может быть издан иначе, как с согласия народного представительства. Где этот принцип установлен в законодательном порядке, там неограниченной или самодержавной власти монарха нет и не может быть места. Этот принцип установлен Манифестом 17 октября: с этого дня неограниченной или самодержавной власти “де-юре” на Руси не существует.
Советские конституции. “Советская конституция в своем развитии отразила важнейшие вехи продвижения советского общества по пути социалистического и коммунистического строительства, – считают авторы книги “Конституция Страны Советов”, изданной в 1982 г. – Ее истоки идут от первых актов советского государства. Это прежде всего Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная вождем Октябрьской революции В.Лениным и ставшая в полном смысле слова манифестом нового мира. На ее базе была создана первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 года.
Это Конституция СССР 1924 г., ознаменовавшая создание советской социалистической федерации. Важной вехой в развитии советской государственности стало принятие Конституции СССР 1936 г. И наконец, Конституция 1977 г., закрепившая факт построения в СССР развитого социалистического общества”.
Для советского этапа конституционного развития России характерны следующие особенности. Конституции создавались на основе теории классовой борьбы. Тем не менее советские конституции содержали ряд важнейших демократических принципов; их содержание говорит о высоком профессиональном уровне их создателей. Вместе с тем значительный демократический потенциал российских советских конституций во многом не был реализован, что свидетельствует о фиктивности ряда принципов и норм российских основных законов.
В первые годы советской власти правовед-марксист М.Рейснер утверждал: “Самому духу нашей конституции (1918 г.) и советского строя противоречит декларация каких-то индивидуальных и субъективных прав, которые были бы весьма у места в буржуазных конституциях; там все исходило от индивида… У нас такого “суверенного индивида” нет и быть не может, у нас господствует не “я”, а “мы”, не личность, а коллектив, не гражданин, а рабочее общество. И в конце концов, если потребуется коллективу “использовать” так или иначе отдельного “товарища” социалистической республики, то никакие личные неприкосновенности и права не могут служить препятствием…”
“Правовая жизнь России кончилась в начале 1918 г. с разгромом учредительного собрания, – считает Ю.Феофанов. – Большевики были только узурпаторами власти, значит, все их наследники тоже. Не случайно народный депутат Сахаров предлагал на I съезде начать с Декрета о власти”.
В 1924 г. была принята Конституция СССР. Ее характеристика содержится в словах П.Гронского: “Что представляет из себя Союз Советских Социалистических Республик согласно Советской Союзной Конституции, одобренной Союзным Съездом в январе 1924 года? Союз Советских Социалистических Республик нельзя считать государством, а, не будучи государством, Союз, естественно, и не обладает международно-правовой личностью, не представляет из себя полноценного субъекта международного права. В этом нетрудно убедиться при внимательном анализе постановлений самой Советской Конституции 1924 г. Советское союзное государство выросло не из национального корня, как все современные государства, а из стремления к интернациональному объединению всех трудящихся… Раз советское государство не имеет национального стержня, пределы его безбрежны, оно стремится в идеале впитать в себя все народы мира, поэтому декларация, представляющая из себя введение к конституции и составляющая ее неразрывную часть, дальше объявляет: “что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим (советским) республикам, как существующим, так и имеющим возможность присоединиться в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 г. основ мирного сожительства (и братского сотрудничества) народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом на пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику”.
Принцип поощрения сепаратизма (право наций на самоопределение вплоть до отделения), заложенный в этой Конституции и последовательно продолженный в конституциях 1936 и 1977 гг., по-настоящему “сработал” в конце 1991 г., разрушив некогда единое государство СССР, образованное на части территории Российской Империи.
История свидетельствует, что попытки реально демократизировать советские конституции кончались ничем. Об этом говорит, в частности, деятельность рабочей группы по подготовке конституции при Хрущеве. Авторы проекта мечтали о том, чтобы выборы депутатов Верховного Совета СССР проводились на альтернативной основе. Этот орган власти должен работать постоянно. Верхнюю палату целесообразно формировать на принципах подлинной федерации. Всенародно избираемый президент – не более чем на два срока одно и то же лицо. Новая судебная система в целом… Гарантии неприкосновенности личности, жилища, переписки… И эти скромные предложения были сочтены властями дерзким вольнодумством.
Конституция РСФСР 1978 г. Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., была типичной советской социалистической конституцией, точной копией Конституции СССР 1977 г. (как и прочие конституции союзных республик). Она закрепила построение общенародного государства и развитого социализма. Однако со временем, по мере накопления в обществе изменений, связанных с движением России в сторону свободного рынка, демократии, ее содержание стало входить в противоречие с действительностью, и возникла необходимость внести в нее соответствующие изменения. Это было сделано Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов России в 1992 г. Изменения касались системы государственных органов, порядка их формирования (в частности, избирательной системы); были зафиксированы принципы многопартийности, многообразие форм собственности (при этом признавалась частная собственность); был введен пост Президента России, учрежден Конституционный суд; “РСФСР” как название страны заменили на “Российскую Федерацию – Россию”; включили Декларацию прав и свобод человека и гражданина; ввели Федеративный договор в качестве приложения и др. В результате, по словам К.Любарского, она превратилась в “лоскутное одеяло”. Эти и другие изменения не могли составить с основным текстом Конституции 1978 г. нечто единое и непротиворечивое. “Конституция эпохи развитого социализма”, даже исправленная и дополненная, должна была уступить место правовому акту, соответствовавшему новой эпохе.

Вопросы
1. Каковы были некоторые установления в области государственной власти и управления в старой России? 2. Когда впервые достаточно широко заговорили о конституции? 3. Каково было настроение российского общества по отношению к конституции, конституционным основам правления? 4. За какую “конституцию” выступали солдаты – участники выступления декабристов на Сенатской площади? О чем это говорит? 5. Когда в России были приняты Основные государственные законы, выполнявшие роль неписаной конституции? 6. Стала ли монархия в России конституционной после принятия Основных государственных законов? 7.Какой документ провозглашал начало конституционализма в России? 8. На каком принципе покоится конституционный режим? 9. Какие конституции принимались после октября 1917 г.? 10. Когда в России кончилась правовая жизнь? 11. Каковы характеристики советского этапа конституционного развития России? 12. Почему в советский период нашей истории робкие предложения внести в конституцию некоторые демократические положения были сочтены дерзким вольнодумством?

Задания для самостоятельной работы
1. Приведите из истории России примеры парламентского решения государственных проблем (формирование властей и т.д.).
2. По мнению одних юристов и политологов, после принятия Основных государственных законов, учреждения Государственного совета и Государственной Думы в России установился конституционный (парламентский) тип монархии. Другие считают российскую монархию абсолютистской. А каково ваше мнение по этому вопросу? Обоснуйте его.
3. Подтвердите историческими фактами, что в России с октября 1905 г. укрепился конституционный режим.
4. Почему парламентская монархия, сложившаяся в Великобритании, Швеции, Голландии и других странах, вызывала такую антипатию у части российской общественности?

Тесты
1. Как называлось собрание конституционных актов Российской Империи, действовавшее до февраля 1917 г.:
а) Конституция Российской Империи;
б) Основные государственные законы;
в) Принципы государственного управления?
2. Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово “конституция”:
а) в 1905 г.;
б) в 1918 г.;
в) в 1924 г.?
3. Сколько конституций было принято в нашей стране после октябрьской революции 1917 г.:
а) две;
б) четыре;
в) восемь?
4. Сколько конституций было принято в США со времени объявления независимости:
а) одна;
б) две;
в) четыре?
5. Когда была принята последняя Конституция СССР:
а) в 1965 г.;
б) в 1977 г.;
в) в 1985 г.?
6. Когда была принята предыдущая Конституция России:
а) в 1956 г.;
б) в 1975 г.;
в) в 1978 г.?

Проблемы для обсуждения
1. Почему некоторые слои российского общества опасались принятия в стране конституции?
2. Всегда ли перенесение на отечественную почву даже прогрессивных западных политико-правовых моделей способно привести к положительным результатам?
3. Объем прав человека до и после Октябрьской революции 1917 г.
4. Почему многие нормы советских конституций оказались фикциями?
5. Имели ли Советы реальную власть в СССР?

Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте