В ближайшие пять лет для Тамбовской области потребуется около шести тысяч рабочих, почти четыре с половиной тысячи специалистов со средним профессиональным образованием и без малого шесть тысяч специалистов с высшим образованием только под вновь созданные конкретные рабочие места. Так что проблема кадрового обеспечения становится еще острее и болезненнее, чем в прошлые годы.
Как правило, работодатели принимают более активное участие только на последних двух уровнях системы профессиональной ориентации и менее охотно идут в школы. Это связано с тем, что организации и предприятия хотят решить свою кадровую потребность не в столь далекой перспективе. Конечно, студент через 2-3 года уже будет готов к трудовой деятельности и на стадии производственной практики может вовлекаться в трудовые отношения, а школьника потребуется ждать как минимум еще 5-6 лет, что не устраивает работодателей. Однако практика показывает ошибочность такой политики с их стороны, ведь именно на этапе профессионального определения учащихся важна роль хозяев производств как основных представителей профессиональной сферы. И тут важна роль вуза, который сможет организовать профориентационную работу со школьниками и привлечь в нее работодателя. Тамбовский государственный технический университет предложил ряд действенных механизмов, которые позволяют сориентировать обучающихся (школьников и студентов) в профессиональном плане, приблизить обучающихся к реальному технологическому производству. При этом должна быть построена региональная система непрерывного технологического образования, опирающаяся на ряд положений – принципов ее организации. В первую очередь необходима многопрофильность, обеспечивающая возможность практического обучения по основным направлениям взаимодействия субъекта и объекта труда в системе технологических профессий, имеющих социальную обусловленность и структурированность по различным сферам и типам профессиональной деятельности. Во-вторых, непрерывность и преемственность для обеспечения системного практико-ориентированного обучения на протяжении всего периода с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на будущую профподготовку и профдеятельность. Не сбросить со счетов и многоуровневость. И последняя составляющая этого процесса – комплексное воздействие технологической подготовки на обучающихся за счет включения их в разнообразные виды деятельности, формирования и развития профессионально значимых качеств личности на основе взаимосвязи общего и технологического образования и самостоятельной деятельности.Наш вуз совместно с Институтом повышения квалификации работников образования, Управлением образования и науки и с привлечением заинтересованных работодателей региона разрабатывает концепцию развития школы технологического направления «ПОЛИТЕХ+». Ее цель – развитие сельской местности через вовлечение обучающихся в технологический процесс местных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Концепция школы «ПОЛИТЕХ+» базируется на реализации целей, содержания, форм и методов непрерывного технологического образования на дошкольном, школьном (начальном, основном, общем среднем) этапах и во всех видах неформального образования, направленного на формирование технологического мировоззрения и культуры граждан вне профессиональной сферы.Технологическое образование в школе будет реализовываться через проектную и исследовательскую деятельность в тесном контакте с соответствующими предприятиями в различных форматах. Среди них – экскурсии на предприятия, онлайн-лекции и семинары, вебинары, проектно-исследовательская деятельность с привлечением ресурсов ведущих предприятий области, мастер-классы. В качестве кураторов и тьюторов будут выступать преподаватели, студенты и аспиранты ТГТУ. Основные задачи, стоящие перед кураторами школы «ПОЛИТЕХ+» в рамках профориентационной работы в условиях непрерывного технологического образования, имеют несколько составляющих. Первым делом это разработка нормативно-правового обеспечения, учебно-методического комплекса и материально-технического оснащения, предусматривающих обеспечение и развитие региональной системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений модернизации системы профессионального образования. Также предусмотрено создание образовательной системы школы «ПОЛИТЕХ+» для подготовки будущих инженеров, помогающих региону в решении важных экономических проблем, при этом понимающих ответственность за личное и социальное благополучие, сохраняющих ментальные традиции и создающих новые ресурсосберегающие формы хозяйствования на селе. Не обойтись в этом случае без формирования образовательного процесса посредством интеграции учебно-тематических модулей естественно-научной направленности и разнообразных форм учебно-познавательной деятельности в общеобразовательные предметы, а также программ дополнительного образования в соответствии со спецификой технологического профиля общеобразовательного учреждения, направленных на реализацию приоритетных задач практико-ориентированной подготовки кадров, что называется, «под ключ». И наконец завершает этот процесс разработка совместно с педагогическим коллективом школьного учреждения и при участии работодателей рекомендаций по созданию системы предпрофильной подготовки и специализированной подготовки учащихся с выходом на конкретные профессии реальных производств. Результатом совместной работы должен стать опыт создания школы как ресурсного центра технологического образования области. При этом положительные практики, наработанные в ходе ее создания, позволят транслировать полученные достижения в работу техноклассов, создающихся в школах области. ТГТУ удалось совместно с сообществом предприятий перерабатывающих производств предложить универсальную систему реализации карьерных траекторий «Профлифт». Что важно, она позволяет школьнику осознанно выбрать образовательную траекторию по схеме «школа – техникум – вуз – предприятие» с учетом профинтересов и психологических особенностей обучающихся, множественности точек входа и выхода в системе многоуровневого профобразования. Эта система ориентирует школьника на конкретные программы высшего и среднего профессионального образования, которые нужны, чтобы освоить специальность и попасть в ту или иную производственную структуру. При этом она дает школьнику представление о том, какие дополнительные курсы, модули и темы, интегрированные в общеобразовательные предметы, нужно изучать, чтобы поступить на соответствующее направление подготовки в колледж/техникум или вуз.У нас создана укрупненная разработка реализации траектории «Профлифт». Существует и более детальная схема с перечнем тем, модулей и дополнительных программ для каждого класса, разработанная в специальной информационной программе. Она позволяет учителям, родителям и ученикам понимать, на что направлены соответствующие лабораторно-аналитические исследования в рамках предметов, проектно-исследовательской деятельности в школе. А тесное взаимодействие школы с работодателем, выраженное в участии в экскурсиях на предприятия, с посещением всех структур производства, проведение мастер-классов, лекций и семинаров позволяет школьнику более осознанно выбрать профессию. Кроме того, в рамках направления концепции многоуровневой профессиональной ориентации ТГТУ активно взаимодействует со школами города Тамбова и области. В ходе ее проведения реализуется профильное обучение по модели «университетский класс». Оно включает в себя популярные лекции для школьников по физике, химии, математике, являющиеся мотивационными к изучению предмета. Все занятия разработаны в интересной для школьника форме. Особое направление – это поддержка олимпиадного движения. ТГТУ проводит на своей базе совместно с ведущими вузами страны целую серию таких своеобразных состязаний для школьников. Олимпиады различного профиля и направленности дают возможность будущим абитуриентам проявить способности, при этом номинации и предметные области олимпиад охватывают все направления подготовки в вузе, самые значимые дисциплины, поэтому и участвуют в них самые заинтересованные, нацеленные на дальнейшую учебу в нашем университете.Результаты многолетней реализации системы профориентационной работы со школьниками совместно с работодателями региона в условиях непрерывного технологического образования, сотрудничество образовательных организаций и бизнес-сообществ Тамбовской области в реализации кадровой стратегии подтверждают эффективность работы вуза в этом направлении. В итоге наблюдается повышение интереса у детей к техническому творчеству и к техническим специальностям. В свою очередь повышение престижа профессионального технологического образования влияет на количество и качество подготовки абитуриентов, поступающих на специальности технологического профиля. Работодатели же подтверждают повышение процента трудоустройства выпускников вуза по выбранным специальностям, наличие мотивации у молодежи к успешной профессиональной самореализации в условиях рыночной экономики региона и всей страны.Наталия МОЛОТКОВА, первый проректор Тамбовского государственного технического университета, Тамбовская область
Комментарии