Вся жизнь на Земле подчиняется цикличной смене дня и ночи, приливов и отливов океана. Казалось бы, время должно восприниматься всеми одинаково, но это не так – его восприятие заметно отличается от культуры к культуре. Ученые-антропологи выделяют две системы времени, имеющие отношение к человеческому общению: монохронную и полихронную; первая характеризуется сосредоточенностью на чем-то одном в данный промежуток времени, вторая подразумевает озабоченность многими вещами одновременно. Обе временные системы существуют независимо одна от другой и, подобно маслу и воде, никогда не смешиваются. Не менее важное значение имеет отрезок времени, на котором сосредоточено внимание той или иной культуры. Так, жители США ориентированы на настоящее и самое ближайшее будущее, их соседи латиноамериканцы – на прошлое и настоящее, а культуры Индии, Ирана и стран Дальнего Востока – исключительно на прошлое. Никто пока не сумел объяснить причины этих различий, хотя, несомненно, их следует искать в религиозных и культурных традициях этих стран.
Представители монохронных культур воспринимают время линейно, уподобляя его дороге, которая начинается в прошлом, проходит через настоящее и убегает в будущее. “Линейное” время естественным образом распадается на сегменты и структурируется, становясь при этом почти ощутимым. Следовательно, его можно “потратить”, “потерять”, “сэкономить”; именно при таком отношении ко времени становится возможной формула “время – деньги”, а скрупулезная пунктуальность и вовсе не удивляет. Поскольку монохронное время заставляет людей концентрироваться на выполнении одного дела, они не любят, когда их прерывают. В результате монохронное время изолирует людей друг от друга, воздвигая невидимые барьеры в процессе общения, преодолевать которые могут лишь те, кому это по каким-либо причинам позволено.
Из концепции линейного восприятия времени вытекает и другое важное следствие, касающееся процесса “переваривания сообщений”, – принимаемая информация, как правило, обрабатывается “монохрониками” последовательно, и по этой причине она жестко структурируется и фокусируется, а сам процесс ее обработки строго контролируется.
По каким признакам можно определить “монохроника”? Типичный “монохроник” стремится “делать все по очереди”, не забегая вперед и полностью концентрируясь на выполняемой работе. При этом он следит за строгим исполнением как плана работы, так и рабочего графика. Для успешной деятельности ему постоянно необходима новая информация, но ее должно быть ровно столько, чтобы он не “утонул” в ней – и при ее отсутствии, и при ее избытке все дело может просто встать. В процессе работы он старается “не залезать на чужую территорию”, не беспокоит без нужды коллег всевозможными расспросами и стремится всячески избегать разного рода “самодеятельности” и “партизанщины”, строго придерживаясь неких правил этики – как писаных, так и неписаных, – принятых в обществе и на работе. Он редко берет взаймы и одалживает, уважает частную собственность и привык к установлению недолговременных взаимоотношений.
В монохронной культуре все – и люди, и их деятельность – должно быть аккуратно разложено по полочкам. Офисы по возможности звукоизолированы, а их обитатели защищены отрядами секретарей и всевозможных помощников, информация к начальству должна поступать строго дозированно. Однако, поскольку в монохронной культуре и свое и чужое время – такая же частная собственность (для монохроника – понятие священное), как, скажем, автомобиль или дом, ни один уважающий себя начальник никого не заставит просиживать долгие часы у себя в приемной.
Монохронная временная система доминирует в США и Канаде, в странах северной Европы, в Германии, Швейцарии и Великобритании. Однако привычку делать “все по свистку” никак нельзя назвать естественной для человека, поскольку это нарушает внутреннюю ритмику человеческого организма и негативно отражается на умонастроении человека. Монохронное время – побочный результат (а с точки зрения развития человеческого общества, возможно, один из самых важных, это покажет будущее) промышленной революции в Англии и в других европейских странах, и протестантская трудовая этика с ее специфическим пониманием места и предназначения человека в жизни в значительной степени способствовала его появлению.
Полихронная временная система преобладает во Франции, странах Средиземноморья и Латинской Америки и во многих аспектах является почти полной противоположностью монохронной. Полихронное время можно уподобить пребыванию в точке, которая для всех открыта и в которой постоянно что-то происходит. Типичный “полихроник” во главу угла непременно поставит человеческие взаимоотношения, и у него сильно развито стремление к установлению длительных и прочных контактов. Он с легкостью нарушает любые договоренности и готов немедленно изменить самые важные планы, особенно в том случае, если это необходимо сделать ради своих родных, друзей или старых деловых партнеров. Да и при выполнении работы его усердие в значительной степени определяется отношением к тем, ради кого делается эта работа. Понятие “частной собственности”, поистине священное для “монохроника”, не имеет большого значения для “полихроника”, и потому он с легкостью одалживает и, не особенно задумываясь, берет взаймы.
“Полихроник” не только способен делать несколько дел одновременно – он еще постоянно накапливает информацию, которую получает буквально отовсюду. Собственно говоря, он живет в море информации, знает обо всем и обо всех. Вот почему французский офис заметно отличается от американского или немецкого. “Полихроники” чувствуют, что пребывание в замкнутом пространстве мешает поступлению к ним жизненно важных сведений; поэтому начальник-“полихроник” может запросто выйти из своего кабинета и решить вопрос прямо в просторной приемной, успев при этом перемолвиться по разным поводам с десятком других посетителей. Соблюдение жестко установленных сроков представляет серьезную проблему для “полихроника” – французы, например, с большим трудом могут распланировать свою жизнь на ближайший месяц, а арабы успеют просто-напросто забыть о встрече, назначенной, скажем, на две недели вперед.
Невозможно представить, сколько конфликтов и взаимного непонимания возникает при контакте людей, воспринимающих время по-разному. Примеров тому не счесть, причем некоторые из них имели поистине эпохальное значение. Франция как минимум дважды делала попытки изменить свою временную систему, обе из которых, однако, закончились провалом. Одним из следствий печально знаменитой Варфоломеевской ночи, когда французские католики перебили местных протестантов, стало то, что Франция сохранила не только католическую веру, но и – вполне возможно – свою традиционную полихронную временную систему. А введение нового календаря в период Великой французской революции говорит само за себя. В России, всегда ориентированной на прошлое – не только свое, но и византийское – и там находящей примеры для подражания и оправдания настоящего, смена общественного строя также повлекла за собой переориентацию на весьма отдаленное будущее, доходившую иногда чуть ли не до полного забвения собственной истории и пренебрежения настоящим. Так что причиной противоречий между большевиками и их противниками была не только идеология, но и восприятие времени.
“Полихроники”, в отличие от “монохроников”, считают, что могут начать все делать заново лишь потому, что им так захотелось. Иногда это плохо кончается. Один архитектор-“монохроник” взялся спроектировать в Нью-Йорке небоскреб для заказчика-“полихроника”. “Вылизав” проект до мельчайших деталей, архитектор принес его на утверждение патрону. Однако тот вместо должных – и вполне заслуженных – слов благодарности попросил добавить к зданию парочку подземных гаражей для своих лимузинов. Через несколько месяцев архитектор принес доработанный проект, однако на сей раз неугомонный “полихроник” пожелал основательно расширить ванну и гостиную в своих апартаментах. Еще через полгода у него возникла идея устроить ресторан и оборудовать смотровую площадку на верху здания. Поскольку проектирование и строительство небоскребов – процесс чрезвычайно сложный и трудоемкий, требующий увязки в единое целое всех его деталей, архитектору всякий раз приходилось все пересматривать заново. Дело кончилось отказом архитектора работать над проектом и судебным разбирательством. А небоскреб так и остался на бумаге.
Один немецкий менеджер-“монохроник” был уволен из французской фирмы по причине того, что не справлялся со своими обязанностями. Немец был просто шокирован: “Ведь мне никто ни разу не сказал, чего от меня хотят!”. Иная ситуация сложилась для француза-“полихроника”, работавшего в немецкой компании. Начальник-немец постоянно напоминал своему подчиненному, что надо делать, хотя все это тот и сам прекрасно знал. В конце концов гордость и чувство самоуважения француза не выдержали, и он уволился.
В момент кризиса СССР власти активно заговорили о возвращении к ленинским заветам, то есть, по сути, попытались переориентироваться на прошлое, что было внутренне чуждо тогдашней официальной идеологии. Не будем повторять, что из этого вышло – сие всем прекрасно известно. Не менее любопытная картина вырисовывается и сейчас, когда власть отчаянно пытается совместить несовместимое – примирить временные системы, одна из которых ориентирована на настоящее и недалекое будущее, другая – на прошлое. Именно в этом одна из главных причин ее слабости. И уж нисколько не удивительно, что некоторые из сегодняшних коммунистов так легко находят общий язык с приверженцами самых либеральных взглядов – временная-то ориентация тех и других весьма похожа…
В заключение рискнем немного заглянуть в будущее – как-никак началось новое тысячелетие, и в такой момент обидно не видеть дальше этого самого носа. Что же произойдет, если Россия все-таки переориентируется на традиционные ценности прошлого? Вполне возможно, что следствием этого станет возвращение к старому календарю и старой орфографии, исход значительной части россиян из перенаселенных городов, восстановление царской и усиление земской власти, расслоение людей по социальному статусу, причем куда более заметное, чем по имущественному, увеличение рождаемости и бесконечные локальные войны с агрессивными мусульманскими режимами.
Тест
Укажите букву, которая наиболее точно описывает ваше поведение в ситуациях, приведенных в тесте, или отражает ваше мнение относительно высказываемых предположений. Буквы А и Е – крайние точки возможного поведенческого спектра, С – середина этого спектра, В и D – промежуточные точки между его краями и серединой:
А В С D Е
1. При выполнении работы, которая должна быть закончена к определенному сроку, вы:
А. разрабатываете жесткий план, позволяющий наверняка завершить ее к намеченному времени или раньше;
Е. разрабатываете гибкий план, с помощью которого вам, возможно, удастся сделать ее к намеченному времени.
2. По вашему мнению, необходимая для работы информация наиболее эффективно распространяется:
А. посредством детальных инструкций, представляемых сотрудникам в письменном виде;
Е. главным образом в устной форме, посредством неформального общения с сотрудниками.
3. По вашему мнению, чтобы добиться успеха в работе, следует сосредоточиться на:
А. достижении намеченных целей и реализации поставленных задач;
Е. установлении хороших взаимоотношений между сотрудниками.
4. Если вы хотите что-то обсудить с коллегой и видите дверь его комнаты закрытой, вы скорее всего:
А. уйдете, решив, что ваш коллега не хочет, чтобы его беспокоили;
Е. постучитесь к нему и попросите уделить вам несколько минут.
5. Свои личные вещи вы:
А. стараетесь никому не одалживать;
Е. готовы одолжить чуть ли не кому угодно.
6. Когда опаздываете на встречу, вы:
А. обязательно извинитесь за опоздание;
Е. не станете извиняться, предполагая, что другие понимают, что причина вашего опоздания достаточно серьезна.
7. На ваш взгляд, хорошим менеджером является тот, кто:
А. ценит мнения своих сотрудников, но принимает важные решения единолично;
Е. старается привлечь сотрудников к выработке решений любой важности.
8. Деловую презентацию вы проводите:
А. последовательно, упорядоченно и логично;
Е. гибко и спонтанно, учитывая ситуацию.
9. По вашему мнению, хороший сотрудник – это тот, кто:
А. специализируется в одной области деятельности и стремится стать в ней экспертом;
Е. приобретает сведения из как можно большего количества смежных областей.
10. Получив задание вы стараетесь:
А. выполнить его последовательно, по частям;
Е. одновременно работать над разными его частями.
Подсчитайте, сколько раз вы отметили каждую из букв А, В, С, D, Е и впишите результаты в пустые места возле соответствующих букв. Затем для каждой буквы произведите умножение и запишите полученное произведение. После этого сложите все произведения и определите общую сумму.
А * 0 =
В * 2 =
C * 4 =
D * 8 =
Е * 10 =
Итого
Если общая сумма составляет:
0-25. Ярко выраженный “монохроник”, преобладают ответы А и В.
План для вас – это все, и ради его осуществления вы готовы многим пожертвовать. Ваши личные отношения подчинены производственной необходимости. У вас жесткий, почти авторитарный стиль работы. Принимая решения, вы руководствуетесь исключительно своим видением проблемы.
26-50. Умеренный “монохроник”, преобладают ответы В и С.
Вы хороший организатор, умеете расставить приоритеты при выполнении задач и четко сформулировать их. Общаясь на работе, вы излагаете свои доводы сжато, логично и по возможности – в письменной форме. Даже ваше нерабочее время четко расписано и строго регламентировано. Для вас важно мнение коллег, однако при выработке решений ваше слово является решающим.
51-75. Умеренный “полихроник”, преобладают ответы С и D.
При выполнении работы вы готовы скорректировать ее сроки и план, если происходит что-то более важное. Вы работаете одной командой со своими коллегами и при этом устанавливаете с ними неформальные отношения. При принятии решений вы во многом полагаетесь на мнение ваших сотрудников.
76-100. Ярко выраженный “полихроник”, преобладают ответы D и Е.
Вы разбиваете работу на несколько параллельных участков, которые должны выполняться одновременно, назначаете ответственных, устанавливаете ориентировочный срок ее выполнения и разрабатываете гибкий план. Вы считаете, что успех дела определяется как усилиями сотрудников, так и их способностью стать единой командой. Длительные неформальные совещания с коллегами являются для вас главным способом выполнять работу. Даже на работе ваше поведение отличается спонтанностью и непредсказуемостью. Решения принимаются путем достижения консенсуса с коллегами. Руководя, вам приходится соблюдать баланс между своим видением проблемы и мнением коллектива.
Андрей КУЗЬМЕНКОВ
Комментарии