Одно из актуальных направлений современного дошкольного образования – ранняя профориентация воспитанников. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами четкую задачу – формировать у детей дошкольного возраста положительное отношение к труду и профессиональной деятельности. В этом возрасте, играя, дети познают окружающий мир в целом и, в частности, получают первоначальное представление о профессиях и профессиональных навыках.
Когда, как не в детстве, можно попробовать себя в разных ролях – повара и парикмахера, врача и строителя, пекаря и столяра? И, возможно, у кого-то детская игра перерастет в дело всей жизни. В нашей школе для реализации задачи профориентации дошкольников был выбран проект BabySkills, а также организован одноименный межшкольный чемпионат. По словам разработчика проекта Анфисы Заляловой, BabySkills – многоступенчатое получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности (создание полигона ранних профориентационных проб).
Первый межшкольный чемпионат BabySkills школа №1288 провела при поддержке Московского городского педагогического университета в 2018 году. Начали с одной компетенции – «Воспитатель детей дошкольного возраста». В 2019 году добавилась компетенция «Кулинарное дело», а в 2020-м чемпионат проводится уже по 4 компетенциям. С каждым годом мы расширяем диапазон профессий, с которыми не просто знакомим детей, но и формируем у них элементарные профессиональные навыки и умения – поваров, воспитателей, инженеров, программистов. Школ-участниц с каждым годом тоже становится все больше. В первом чемпионате принимали участие команды дошкольников в возрасте 5‑6 лет нашей школы, а также школ №1980 и №1298 «Профиль Куркино».
Во втором чемпионате к нам присоединились еще 2 команды – школ №875 и №141. В 2020 году участвовать в чемпионате готовы команды уже 7 школ.
Принципиальная позиция нашего чемпионата – отсутствие оценок и баллов.
Задача BabySkills чемпионата не выявление лучших участников. Критерии оценивания универсальны для всех компетенций, и участники награждаются не по количеству набранных баллов, а по номинациям за уникальность и индивидуальность выступления: самая творческая работа, самая веселая работа, самая оригинальная работа. Все дошкольники – участники чемпионата получают памятные значки, грамоты и подарки. Кроме того, для полноты «профессиональных» ощущений наши сотрудники создают для всех команд – участников чемпионата спецодежду, например, повара, официанта, строителя.
Конкурсными заданиями по компетенции «Воспитатель детей дошкольного возраста» в соответствии с образовательными областями «физическое развитие» и «художественно-эстетическое развитие» были проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста и сюжетная аппликация.
У детей были такие задания: подобрать материалы и оборудование; представить комплекс упражнений для гимнастики; рассказать о правилах поведения во время занятия; продемонстрировать знание основных команд; последовательно провести упражнения утренней гимнастики, использовав игровые приемы.
Во время этого конкурса дети проявили знания о труде воспитателей детского сада, продемонстрировали организаторские способности.
Конкурс «Сюжетная аппликация» проводился с целью демонстрации умения детей проводить занятие по созданию коллективной сюжетной аппликации в совместной деятельности.
Конкурсные задания: определить тему аппликации; подобрать необходимый материал; распределить обязанности; использовать сюрпризный момент; провести вводную беседу (напомнить правила работы с оборудованием, обсуждение сюжета, подбор материала); создать аппликацию; оказать помощь в выполнении задания; подвести итоги занятия; убрать рабочее место.
В процессе чемпионата дети с интересом выполняли задания, активно взаимодействовали друг с другом, проявили умение договариваться, выполняя задание, следовать инструкции.
Конкурсными заданиями по компетенции «Кулинарное дело» стали: приготовление бутерброда по предложенной тематике; декорирование торта на заданную тему; сервировка стола. Участники продемонстрировали навыки приготовления пищи и ее презентации, соблюдения стандартов личной и пищевой гигиены, а также техники безопасности.
С начала 2020 года активно прошла подготовка к III чемпионату по компетенциям «Кулинарное дело», «Воспитатель детей дошкольного возраста», «Инженер-конструктор», «Робототехника» (на базе набора Matata Lab). Правда, состязания состоялись в дистанционном режиме во время работы дежурных дошкольных групп.
Новые компетенции были выбраны не случайно. Воспитатели, анализируя свободные игры детей в группах, назвали самыми популярными играми именно конструктор, детскую посуду, игровые кухни и спортивный уголок. Кроме того, занятия физкультурой традиционно одни из любимых у дошколят. Выполняя конкурсные задания, дети с удовольствием сервируют столы, проводят утреннюю зарядку со своими сверстниками, создают машину будущего из конструктора Lego, составляют алгоритм действий и программируют маршрут, выполняя задание с помощью развивающей конструкторской среды Matata Lab.
Появление в чемпионате таких компетенций, как «Инженер-конструктор» и «Робототехника», связано с актуальностью инженерного образования. Компетенция «Робототехника» основана на использовании конструкторских сред, которые помогают дошкольникам в привычной им игровой форме развивать логическое и алгоритмическое мышление, осваивать азы программирования. В апреле 2020 года в онлайн-режиме воспитатели посетили секцию Matata Lab Московского международного салона образования, где узнали о возможностях современных образовательных игр, что позволило придумать и разработать интересные задания для этой компетенции.
В подготовке к чемпионату принимают участие многие сотрудники нашей школы. Воспитатели готовят конкурсантов, другие сотрудники разрабатывают необходимую документацию, задания, пишут сценарий, придумывают костюмы, готовят оборудование, tool-боксы, подарки и другие необходимые атрибуты. Кроме того, активное участие в подготовке принимают и родители воспитанников.
Вместе с педагогами они организуют мастерские от представителей разных профессий и общение с ними, проводят мастер-классы и рассказывают детям о своей профессии, проводят ярмарки профессий.
Современный мир меняется стремительно, изменяются потребности общества, появляются новые технологии. Поэтому и родители, и воспитатели должны рассказывать детям о профессиях окружающего мира, о тех навыках, которые необходимы им в жизни. И начинать такую работу надо как можно раньше. Ранняя профессиональная ориентация не только позволяет расширять представления о мире труда и различных профессиях, но и развивает те навыки, которые необходимы ребенку именно сегодня, знакомит с теми умениями, которые смогут пригодиться подрастающему человеку в будущем.
Три проведенных чемпионата по стандартам BabySkills показали, что такого рода соревнования, безусловно, способствуют решению задач по ранней профориентации дошкольников; готовят их к участию в чемпионатах профессионального мастерства (KidSkills, JuniorSkills, WorldSkills Russia); обеспечивают, с одной стороны, активное взаимодействие образовательной организации и родителей, а с другой – профессиональный обмен опытом между воспитателями и педагогическими работниками образовательных организаций Москвы.
А главное – участие в чемпионате дает возможность детям пробовать себя в разных профессиональных сферах, узнавать о профессиях не только из книг и рассказов взрослых, но и из собственной практической квазипрофессиональной деятельности. Чемпионат по стандартам BabySkills – это всегда яркие впечатления и множество положительных эмоций у всех участников и гостей.
Елена ШАШЕНКОВА, координатор научно-методической работы школы №1288 имени Героя Советского Союза Н.В.Троян;
Марина ЭТУМЯН, методист школы №1288 имени Героя Советского Союза Н.В.Троян
Комментарии