Размышляя о роли языка или языков в жизни человека и всего человечества в целом, мы не можем не обратиться к истории. Язык – это не просто слова, на протяжении тысячелетий язык формировал мышление людей и позволял им договариваться, заключать союзы, вести торговлю и создавать своды законов, религиозные предписания и международное право. Язык позволил создавать конструкции, существующие исключительно в человеческом сознании, но дающие возможность организовывать социум и все многообразие сложных процессов в нем.
По мере развития человеческого общества язык был тем связующим звеном, которое позволяло социуму функционировать, развиваться и усложняться.
Язык всегда остается носителем, распространявшим культуру, религию, философию и идеи, меняющие мир.
В конце концов именно благодаря такому инструменту, как язык, мы и стали теми, кем являемся сейчас.
Во все времена люди понимали важность изучения языков как способа доступа к самым передовым знаниям своего времени и обмена знаниями. В Средние века и эпоху Возрождения европейская, российская и турецкая аристократия владела как минимум несколькими языками. Разными языками владели купцы и торговцы, архитекторы и строители, политики и дипломаты.
Сегодня любое качественное образование подразумевает изучение одного или нескольких языков международного общения. Это, как правило, самые распространенные в мире языки: английский, испанский, французский, китайский.
Знание нескольких языков международного общения часто является одним из необходимых условий для работы в крупной международной компании, дополнительным фактором при приеме на работу и помогает строить успешную карьеру.
Изучая языки, мы можем глубже понять и прочувствовать культуру других народов и образ их мышления.
Прогресс и технологии сегодня дали нам возможность доступа ко всем библиотекам мира, мы можем общаться и изучать языки с их непосредственными носителями через Интернет. Определенно можно сказать, что изучение языков расширяет возможности и стирает границы.
Иногда один разговор с новым человеком на его языке может открыть удивительные возможности и даже изменить жизнь. Человек, владеющий только собственным родным языком, лишен такой возможности.
Сейчас благодаря технологиям, смартфонам, электронным переводчикам может показаться, что изучение языков больше не нужно, за нас все сделает программа. Но какое это удовольствие, когда тонко понимаешь другого человека, его шутки, настроение, игру слов!
В современном мире часто в речи комментаторов, дикторов телевидения, в рекламе мы встречаем неграмотно построенные фразы на родном языке. Невозможно владеть иностранным языком, если ты не владеешь своим родным языком, невозможно грамотно изъясняться на иностранном языке, если ты неграмотно изъясняешься на родном языке, невозможно понять культуру другой страны, если ты не знаком с культурой и историей, с традициями своей родной страны.
Школа №1798 «Феникс» всегда была известна своей направленностью на изучение иностранных языков. Изначально это было сочетание французского и английского с углубленным изучением французского языка, что давало нам возможность достигать высокого уровня владения иностранными языками. Мы стараемся сохранять этот высокий уровень и сейчас.
Ежегодно проводятся предметные недели французского и английского языков, в ходе которых проходят различные мероприятия, конкурсы, викторины, концерты. В последние годы растет интерес к изучению русского языка, участие детей во Всероссийской олимпиаде школьников и Московской филологической олимпиаде. Два года подряд ученица нашей школы Мария Д. становится победителем заключительного этапа олимпиады по русскому языку. Она приняла участие в создании аудиогида на французском языке для Музея Победы на Поклонной горе.
Приобщение к олимпиадному движению начинается еще в начальной школе, когда четвероклассники впервые принимают участие в олимпиаде «Языки и страны на иностранных языках». С увлечением ребята готовятся ко всем этапам олимпиады, и в этом им помогают учителя русского языка и иностранных языков. И это дает свои результаты. Среди выпускников и учащихся школы призеры и победители регионального и заключительного этапов ВОШ по французскому и русскому языкам.
Кроме того, наши школьники принимают активное участие в университетских олимпиадах, что дает возможность получать дополнительные баллы при поступлении в вузы. Это «Учитель школы будущего» (победители Михаил П., Мария М.), «Высшая проба», Ломоносовская олимпиада «Умения XXI века» (призеры Елизавета К., Екатерина М.).
Сотрудничество с вузами не ограничивается олимпиадами. Дети, участвующие в проекте «Новый педагогический класс», часто посещают лекции, семинары, мастер-классы в вузах, а студенты проходят педагогическую практику в нашей школе.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в межрегиональной (ранее международной) конференции, которая стартовала под эгидой Ирландского Пушкинского фонда. Теперь эта работа продолжается на межрегиональном уровне по инициативе гимназии №67 Санкт-Петербурга. Несколько раз в разные годы конференция проходила в нашей школе. В 2023 году конференция пройдет в Санкт-Петербурге, в Пушкиногорье, куда отправится делегация ребят.
Очень интересным стал для педагогов и учеников лингвистический проект School InstaVoice, где каждый ученик может выразить свое мнение на английском языке и может быть услышанным.
Наши ученики участвуют в городских мероприятиях на иностранных языках и становятся победителями и призерами. Так, уже второй год ребята участвуют в городском билингвальном конкурсе LinguaStars («ЛингваСтарз»), где одна из наших учениц стала абсолютным победителем.
Большую роль играет проектная деятельность на иностранных языках. На протяжении нескольких лет обучающиеся становились участниками и призерами городской конференции «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в секциях на иностранных языках (Мария Д., Диана Ю.). С большим интересом ребята участвуют в городской билингвальной конференции «Полиглот», занимая призовые места. Например, абсолютным победителем 2021‑2022 учебного года стала Мария Д. с проектом «История России в произведениях живописи». В 2021‑2022 учебном году принимали участие в городском конкурсе социально значимых экологических проектов с элементами исследования на иностранных языках «Школа за экологию: учись быть ответственным!» и заняли второе место.
В нашей школе издавна уделялось особое внимание языковому образованию. Наши ученики успешно сдавали международные языковые экзамены DELF, начиная восхождение по языковой лестнице в 3‑м классе и достигая уровня независимого владения языком. Благодаря уровню В2 выпускники имели возможность обучаться в Сорбонне (Лада Э.), проходить стажировки в различных вузах. Но не только учеба помогает ребятам овладеть языком. Фестиваль французской культуры «Фа-си-ля-chanter» собирал любителей французского языка и музыки в стенах нашей школы.
Школа №1798 долгое время была участницей лингвистического обмена, когда семьи русских детей принимали французских школьников, а потом наши ребята приезжали во Францию, имея возможность практиковать французский язык, знакомиться с образом жизни. В настоящий момент, начиная с пандемии, это общение приобрело виртуальную форму. Дети записывают друг другу видеообращения, рассказывают о себе и своих увлечениях. Создаются небольшие видеоролики, посвященные взаимодействию русских детей с французскими школьниками.
Школа продолжает свои традиции лингвистического образования. Начиная с пятого класса в школе формируются лингвистические группы, где на более углубленном уровне изучается как родной язык, так и два иностранных языка. Наша школа готовится к вступлению в проект «Лингвистическая вертикаль». Он предполагает не просто изучение иностранных языков и родного языка на расширенном уровне. В рамках проекта учащиеся ознакомятся с основами языкознания, прикладной лингвистики, практикой перевода, где, несомненно, основную роль играет знание родного языка. Таким образом, создается более целостная картина – и языковая, лингвистическая, и культурологическая.
Когда мы перекладываем ответственность за коммуникацию исключительно на вспомогательные гаджеты, то теряем один очень важный компонент – связь с языком. Ведь, изучая другой язык и тем более разговаривая на нем, мы тренируем мозг и создаем новые нейронные связи.
Так что можно сказать: знаешь языки – изучаешь мир! Знаешь языки – общаешься с миром! Знаешь языки – открываешь возможности!
Анна ПРАВДИНА, учитель русского языка и литературы школы №1798 «Феникс»;
Татьяна ПЛЮЩЕНКОВА, учитель французского языка школы №1798 «Феникс»;
Ольга КОРЖАКОВА, учитель английского языка школы №1798 «Феникс»
Комментарии