search
main
0

Полицейский, стрелок? Цифровой куратор? Кто же я?

Осознанный выбор

Родителям и детям часто сложно сориентироваться в современном образовательном пространстве. Не все нововведения и проекты воспринимаются как полезный инструмент, среда или возможность. Ускоренный ритм жизни, дефицит свободного времени, избыточность образовательного меню не всегда позволяют детям и родителям достаточно вникнуть в содержательное наполнение, понять конкретную суть и пользу предлагаемых образовательных мероприятий.

Выбор профиля – серьезное решение, которое принимает ребенок после 9‑го класса. Для старшеклассника это очень важный шаг, определяющий не только его учебную деятельность на ближайшие годы, но и будущий профессиональный вектор.

Как же дети делают этот выбор? Небольшой опрос показал, что старшеклассники при выборе профиля указывают следующие причины: интерес, возможность более близко ознакомиться с будущей профессией, изучать углубленно отдельные предметы. Но встречаются и такие ответы – «за компанию», «родители посоветовали», иногда это бегство от нелюбимых предметов, желание остаться с конкретным учителем/классным руководителем.

Задача школы не только качественно организовать обучение по профилю, построить образовательную траекторию для каждого ребенка, но и позаботиться о том, чтобы выбор профиля, который делают дети, был максимально осознанным.

В школе №1220 для того, чтобы дети смогли оценить возможные альтернативы и перспективы своего выбора, используют ресурсы городского проекта «Профессиональное обучение без границ». Программы профессиональной подготовки подбираются не только с учетом интересов старшеклассников, но и в соответствии с профилями, которые реализуются в школе. Такой подход дает возможность ребятам осваивать профессии по разным направлениям, более глубоко при этом погружаться в особенности выбранного профиля, приобретать профессиональные навыки.

Среди партнеров школы образовательный комплекс градостроительства «Столица», Колледж железнодорожного и городского транспорта, Колледж полиции. В результате освоения программ профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих ребята сдают квалификационный экзамен и получают свидетельство о профессии с присвоением квалификации. Наибольшей популярностью у старшеклассников пользуются профессии «оператор станков с числовым програм­мным управлением», «цифровой куратор», «полицейский», «стрелок», «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

В школе №1220 шире посмотрели на возможности проекта «Профессиональное обучение без границ» для создания внутренней мотивации у старшеклассников при выборе профиля обучения. Ребята не только могут получить профессию, но и включиться в общественно полезную работу, создать конкретный продукт, значимый для школы.

Один из таких проектов, который реализуется в коллаборации с колледжем «Столица», заключается в создании дизайн-проекта оформления пространства школы. Кроме занятий по программе профессиональной подготовки старшеклассники разрабатывают совместно с выпускниками и преподавателями колледжа дизайнерские решения, которые позволят сделать школу комфортной, создать зоны притяжения, наполнить их смыслами, важными для учеников. Такой творческий процесс требует использования не только профессиональных навыков для визуализации предложенных решений, но и умения работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения перед одноклассниками, приглашенными экспертами и администрацией школы, делать осознанный выбор и нести ответственность за принятые решения. Практический подход, в основе которого создание общественно полезного, значимого для ученика продукта, дает возможность глубже понять собственные интересы и мотивы, осознанно и самостоятельно принимать важные решения для будущей жизни и карьеры.

Творческая групповая работа позволяет старшеклассникам приобретать так необходимые в современном мире soft-компетенции. Важной частью является сотрудничество школьников с выпускниками колледжа – это и живое, неформальное общение, и совместная работа в рамках проектных групп, где студенты и школьники демонстрируют профессиональные навыки. На такие встречи приглашаются не только ребята, осваивающие программы профессиональной подготовки, но и школьный актив, представители управляющего совета школы. Таким образом, складывается другой уровень взаимодействия между участниками проекта, направленный на долгосрочную перспективу, создание совместного продукта, его внедрение в стенах школы.

Профиль обучения должен обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием. Проект «Профессиональное обучение без границ» позволяет выявить профессиональные намерения будущих выпускников, сформировать представление о своем профессиональном потенциале, что позволяет более осознанно подойти к выбору профиля обучения.

Екатерина МАРКОТЕНКО, заместитель директора по воспитательной работе школы №1220, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте