search
main
0

Полгода в автономии. Вадим ЗАЙЦЕВ, директор лицея №6, Тамбов

Закон об автономных учреждениях №174-ФЗ принят достаточно давно и широко использовался в ряде регионов – в Татарстане, Чувашии. Например, в Татарстане уже года два назад почти все перешли на автономию, а в Тамбове мы пока первые. Последний 83-й закон, подписанный президентом 8 мая, упорядочивает учреждения, деля их на казенные, бюджетные и автономные. С казенными понятно – это, например, школы, существующие при тюрьмах, или ведомственные больницы, или военные вузы. Все остальные должны стать или бюджетными, или автономными. Но в принципе по большому счету для родителей, детей и учителей существенной разницы между бюджетным и автономным учреждением нет. Существенная разница есть для руководителя и для бухгалтерии данного учреждения. Мы, находясь в автономии полгода, можем говорить и о различиях, и о своем пока еще не очень большом опыте.

Для руководителя разница в следующем: если в бюджетном учреждении счет открыт в казначействе, то у автономного он открывается в банке. Если у бюджетного учет идет, как у бюджетного, то у автономного свой, как у хозрасчетного учреждения, – в этом отличие для бухгалтерии. Еще отличие: если бюджетное получает внебюджетные средства, то их сначала зачисляют на счет соответствующего бюджета, например муниципального, а потом средства возвращаются в учреждение уже как муниципальные. У автономного вся внебюджетка, которая формируется, например, за счет платных дополнительных образовательных услуг, перечисляется сразу на банковский счет. Естественно, это удобнее. Ведь когда деньги проходят через казначейство, как в случае с бюджетным учреждением, всегда составляется жесткая смета, и очень проблематично потом что-то изменить, то есть перебросить средства с одной статьи на другую. А предугадать, что в течение года понадобится, трудно. У автономного учреждения с этим проще, но есть и свои трудности.

С первого января этого года все учреждения согласно изменениям в Бюджетном кодексе должны были работать по так называемому муниципальному или государственному, если это областное учреждение, заданию. Мы уже по нему работаем. В задании пишется, какие услуги мы должны оказать на бесплатной основе, в частности, обучение по программам с первого по одиннадцатый класс в рамках государственного стандарта. И на эти услуги выделяются государственные средства. Уменьшаться средства не могут, если не изменится госстандарт.

Но есть моменты, которые могут повлиять на уменьшение средств. Например, если вдруг учредитель установил в этом муниципальном задании, что 100% учеников должны окончить школу на «4» и «5». Если этого не случится, то по закону он имеет право в виде санкций уменьшить средства или вернуть учреждение в статус бюджетного, или отозвать задание. Например, в нашем задании учредитель прописал, что 100% выпускников 9-х и 11-х классов должны получить аттестаты. И хотя требование справедливое (мы лицей и должны соответствовать), но определенное волнение есть: вдруг какая-то случайность.

Именно в муниципальном задании определяется, сколько денег надо на коммуналку и когда мы эти деньги получаем. Плюс автономного учреждения по отношению к бюджетному в том, что задание доводится раз в квартал (у нас так), и есть возможность вместе с коллективом распределять и думать, на чем можно сэкономить и где сократить свои расходы. Например, давайте будем следить за тем, чтобы везде выключали свет и закрывали воду, и тогда сэкономленные от коммуналки деньги можно будет истратить на зарплату или на приобретение оборудования. Это большой плюс. При этом мы раз в квартал отчитываемся перед учредителем, так как он нам дал определенную сумму на выполнение госстандарта, и мы обязаны его выполнить. Уменьшить средства учредитель по закону может только за невыполнение задания.

Определенно можно сказать следующее: пока, на начальном этапе, самые большие трудности у бухгалтерии, которая ведет учет по-новому.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте