Когда я писал эту статью, я не улыбался: это действительно совершенно серьезная статья. Хотя посмеяться или хотя бы усмехнуться есть над чем. Ведь все учительские идеалы – как научить детей творчеству, дать простор свободному творческому мышлению – диаметрально противоположны тому, что я написал. Почему?
Жизнь парадоксальна. С одной стороны, мы хотели бы видеть в детях их творческую жилку, с другой – наступает на нас неумолимая реальность, и, например, надо проверить знания ученика, да хоть то, читал он произведение, о котором пишет, или нет. Поэтому к тому, к чему отношение априорно должно было бы быть как к продукту ТВОРЧЕСТВА, апостериорно (постфактум) оно превращается совсем в другое. Реальные критерии оценки сочинений совсем другие. И ученики просто-таки не знают, верить нам или нет. И кое-кто может, пожалуй, воспринять сказанное как своего рода «вредные советы». Но это не так: советы – полезные.
Если бы я инструктировал моего сына или дочь (и так было не раз), как НА САМОМ ДЕЛЕ нужно писать сочинение, то сказал бы вот что.
Сочинение – камень преткновения для многих по причине неадекватного к этой форме заданий отношения. Поскольку мои дети не раз готовились к экзамену этого типа, я придумал несколько простых правил, следование которым не только упрощает, как мне кажется, работу над сочинением, но и объясняет, что это такое.
Прежде всего нужно раз и навсегда запомнить, что сочинение вовсе не есть способ самовыражения и творчества. Что бы кто ни говорил. Никаких философий тут быть не должно. Если это забыть, то очень просто даже хорошему ученику получить двойку. На самом деле вам предлагается в краткой форме выразить свое знание и понимание предмета (не себя!). В этом суть. Требуется осознать некое самоограничение, прежде чем приступить к работе. Это сходно с самоограничением монаха.
Не советую писать план сочинения заранее. Если нужен план, то его можно написать в самом конце работы, уже держа текст перед глазами. Все дело в том, что основной шаблон плана слишком прост, чтобы его еще и записывать. Вот он: введение, основная часть, заключение. Это и есть тот план, который вы «держите в уме».
Первое, что нужно сделать, – выбрать тему сочинения. Не стоит брать никаких «свободных тем». Оценка будет на балл ниже. Встаньте на место учителя: он должен проверить ваши знания по литературе, а вы его так разочаровали! Выбирайте не то, что вам нравится, а то, что вы лучше знаете.
Второй пункт. Прочтите внимательно тему. Не пренебрегайте формулировками темы. Сосредоточьтесь на ней. Поищите в своей памяти все частности, все факты и мелочи, которые к этой теме имеют прямое отношение – все это может понадобиться. Самая страшная ошибка, которую вы можете сделать, – уйти в сторону от темы. Пусть заголовок сочинения впечатается в ваше сознание на предстоящие часы работы. Забудьте обо всем, кроме темы и того, что к ней имеет прямое отношение!
Третий пункт. Вы пишите введение. Это тот же самый заголовок, только повторенный немного в расширенном варианте и другими словами. Синонимы! Вспоминайте синонимы! Старайтесь не употреблять рядом одни и те же слова.
Во введении должно быть три-четыре предложения. Это отдельный абзац. Одно из предложений введения должно содержать вопросительный знак.
Возьмите какой-нибудь справочник или руководство по сочинениям. Не читайте их, обычно это ужасная халтура, посмотрите только темы. И потренируйтесь писать введения. Чтобы научиться хорошо писать введения, необходимо написать их приблизительно 30 штук. Тогда на экзамене будет автоматически получаться хорошо.
Вот пример. Предположим, вы выбрали тему «Слово о полку Игореве» – патриотическое произведение русской литературы». Тогда вступление могло бы выглядеть так:
«Слово о полку Игореве» – одно из первых светских произведений русской литературы. Автор его, доныне неизвестный, призывает к единству русской земли, в XII веке расколотой на враждующие между собой княжества.
Князь Игорь Святославович Новгород-Северский предпринимает поход на врагов Руси половцев, проигрывает битву и попадает в плен. Почему же героем патриотического произведения становится князь, потерпевший поражение, князь, по вине которого вся его дружина погибла? В поисках ответа на этот вопрос откроем «Слово», перелистаем его страницы.
Четвертый пункт. Пишем основную часть. Требования такие. 85% основной части – пересказ текста произведения, о котором идет речь в теме. Пересказ должен быть таким, чтобы получался ответ на вопрос, заданный во введении (в том предложении, в котором вопросительный знак). Поэтому необходимо не только прочесть текст данного произведения, но и научиться его пересказывать как в целом, так и подчеркивая отдельный аспект.
Почти в каждом предложении основной части должны встречаться слова из названия сочинения.
Оставшиеся 15% – это ваши комментарии. Они должны быть очень краткими и относится исключительно к теме. Один раз можно поставить «я думаю, что». Необходимо также привести какое-нибудь высказывание какого-нибудь критика или слова автора о своем произведении. Для этого нужно читать учебник. Не учить, а именно читать, выделяя нужные факты и оценки карандашом на полях. Потом еще раз нужно их прочесть и окончательно запомнить.
Вот как могла бы выглядеть основная часть в нашем сочинении про князя Игоря.
Не послушался Игорь предупреждения вещей птицы Дива, не придал должного значения солнечному затмению, предвещавшему ему, «внуку Даж-Бога», несчастье, может быть, смерть, и скрепя сердце пустился в опасный поход.
И вот уже русские витязи на чужбине. Но тяжело у них на душе, и природа только усиливает ощущение тревоги.
И предчувствия не обманули: сражение было проиграно, а князь Игорь попадает в плен к половцам. «Ворота» на Русь теперь открыты, и половецкие орды бросаются на русские города и села грабить, разорять, уводить жителей в полон.
А в Киеве великий князь Святослав Всеволодович видит вещий сон: свои собственные похороны. Как звезды с черной погребальной паполомы падают на грудь ему слезы-жемчужины… И бояре истолковывают Святославу его сон.
Князь!
Первопричина
тоске, что твою душу полонила,
известна нам: два сокола слетело
со отчего престола злата…
И здесь нам пора вернуться к вопросу, который мы поставили в начале сочинения: почему в качестве сюжета патриотического произведения выбрано именно поражение русского князя?
Дело в том, что автор «Слова о полку Игореве» ставит перед собой задачу понять истинные причины этого поражения. Это даже не безрассудство князя Игоря, который ослушался предостережений Дива и грозного смысла солнечного затмения.
Автор «Слова о полку Игореве» пытается проникнуть в истинную подоплеку происходящего, понять глубинные причины неудачи. Эти причины проясняются в «златом слове Святослава».
Беда в другом:
князья не помогают!
Старейшинство в ничто
вы обратили…
Оказывается, главная причина бедствий русской земли в том, что князья забыли старинные обычаи единства княжеского рода, уважение к старейшинству в роду и ввязались в споры и войны между собой за власть и земли.
Из летописей нам известно, что непосредственно перед походом Игорь вел жестокую войну с Переяславльским князем Владимиром. Теперь же, как сообщает автор «Слова», и Игорево войско не воскресить, и жители Переяславльского княжества «кричат под саблями» половецкими. Игорь в плену, а князь Владимир ранен.
Потому-то такой тревогой за судьбу русской земли звучат слова киевского Святослава, потому-то таким пафосом наполнен его призыв отомстить половцам за поражение Игоря.
Загородите
стрелами острыми своими
ворота Степи!
Позвените оружьем
за землю Русскую,
за раны Игоря,
отчаянного Святославича!
И когда князь Игорь, словно услышав молитвы и плач своей Ярославны, бежит и возвращается на Русь, то это сравнивается автором с появлением Солнца на небе: так радуется русская земля!
Надеется Русь на грядущее соединение князей в общем деле защиты и укрепления Отечества – потому и радуется.
Пятое. Заключение. Еще одно повторение темы сочинения в виде нескольких предложений, но уже никакого вопроса. Это краткая формулировка ответа (но опять-таки ничего нового по сравнению с темой!). Последняя фраза должна быть слегка наполнена «пафосом», как бы если вы хотели поставить восклицательный знак.
Впервые в «Слове о полку Игореве» прозвучала в русской литературе идея Общего Дела, объединяющего всех русских людей.
Как мы знаем, к несчастью, эти надежды в конце XII века оказались тщетными: через несколько десятилетий после похода Игоря, в 1223 году, прямые потомки тех князей, к которым обращался Святослав, потерпят сокрушительное поражение от татаро-монгольских полчищ в сражении на Калке, причем основной причиной этого поражения станет несогласованность действий князей.
А потом всех по одиночке разобьет русских князей Батый…
И все же это не умаляет величайших заслуг автора «Слова о полку Игореве», великого памятника патриотической мысли Древней Руси.
Итак, перед вами – черновик сочинения. Теперь зачеркните все слова, которые можно зачеркнуть, не изменяя смысла. После этого переписываем начисто. Внимание к грамматике!
Комментарии