search
main
0

«Полезные» привычки. От компьютеров голова идет кругом. У детей и взрослых

В российских школах много компьютеров, не отвечающих санитарным нормам. Жидко-кристаллическими экранами похвастать могут разве что в столицах. А вот старые модели, как признает ЦГСЭН, представляют опасность для здоровья, поскольку излучения от них существенно превышают допустимые уровни. Доказано, что длительное воздействие электромагнитных полей может вызвать заболевания центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, органов зрения и пищеварения. Правда, заключает ЦГСЭН, в большинстве школ все в порядке.

И все же за последние пять лет отмечен рост «школьных» болезней в среднем на 10 процентов. Конечно, щурятся и сутулятся дети не только из-за компьютеров. К тому же очень немногие подвергаются «длительному воздействию электромагнитного излучения». В одних школах ЭВМ работают по 80 часов в неделю, в других – по 8. И зависит это не только от количества учащихся. В городе не осталось ни одной общеобразовательной школы, которая бы не имела компьютеров. Российский норматив – 1 машина на 80 учащихся – Омск уже превысил. У нас один ПК приходится на 55 человек. В большинстве своем компьютеры действительно хорошие – «Пентиумы», с 17-дюймовыми мониторами. Правда, до жидкокристаллических дело еще не дошло, но защита на них – неплохая.

Причем школы можно условно разделить на три группы. Примерно 20 процентов составляют «пионеры» – те, которые приобрели технику давным-давно, еще в начале 90-х. На долю «середняков», получивших ЭВМ в 2002 году по президентской программе, приходится 40 процентов. «Отстающие» увидели машины летом 2003-го благодаря сразу двум программам – федеральной и губернаторской. Активнее всего работают как раз «пионеры». Именно из их числа отдел информационных технологий выбрал 20 самых увлеченных и заинтересованных преподавателей, создав первую в Сибири систему координаторов. Координаторы инициируют и помогают предметникам вместе с ребятами создавать сайты, проекты, методические разработки. Под их руководством дети и взрослые не только побеждают в российских интернет-конкурсах, но и объявляют их сами. Все это богатство выкладывается на Омский образовательный сервер. Каждый школяр может ознакомиться с ним в классе открытого доступа в интернет, созданного одним из первых в стране при гимназии №19. Бесплатно – затраты берет на себя городское управление образования. Запрет наложен только на игрушки, музыкалки и порносайты, которые поначалу сильно привлекали пользователей.

В первую очередь техника поставлялась туда, где ее нет и не было. А старая пока дюжит. Надежде Маркер, координатору школы №99 на окраине Ленинского района, родители готовы поставить памятник при жизни – за то, что она выводит ребятишек из подвалов, увлекая их интеллектуальными занятиями. Еще более важно, что они уже готовы помогать школе материально. Правда, люди на окраинах особым богатством обычно не отличаются, многого дать не могут, на новые машины не соберут.

«Середняки» тоже включились в работу. Компьютеры используются на всех уроках вплоть до физкультуры. Ольга Гилева, физрук гимназии №75, вместе с биологом Мариной Вирютиной создали проект «Береги фигуру смолоду». Теперь даже те, кто освобожден от физических нагрузок, изучают предмет теоретически. Особенно активизировались педагоги, когда на базе городских школ были созданы площадки «Обучение для будущего» Всемирной благотворительной программы Интел. В отличие от многих в России омские учителя занимаются 72 часа, а не 40. Прогресс явный. 790 человек научились применять информационные технологии в повседневной практике. Почти треть из них работают в начальных классах. Родители тоже увлеклись. Ученик школы №140 поблагодарил учителя за то, что мама, ставшая компьютерно грамотной после курсов, вдруг решилась модифицировать домашнюю машину. Жанна Маджанова, историк школы №39, честно сказала, что поначалу восприняла курсы как потерю времени. Зато теперь может назвать себя если не хакером, то и не лохом. В 30 лет в первый раз самостоятельно включить и выключить компьютер – уже маленькая победа.

Побеждать себя пришлось и руководителям учебных заведений. Многие восприняли технику не как подарок судьбы, а как обузу. Отделу информационных технологий пришлось вести с ними индивидуальную работу. Светлана Мельниченко, руководитель проекта «Школы. Обучение для будущего», объясняет это тем, что директора в большинстве немолоды, прогресса побаиваются. Новые «Пентиумы» безопасны для учащихся, зато создают администраторам лишнюю головную боль: «Мы унитазы-то охраняем, а тут такое!»

Из 40 процентов «отстающих», ставших обладателями роскошных машин больше полугода назад, установить ее удалось немногим. Чтобы оборудовать компьютерные классы, нужны деньги – примерно треть от стоимости самих ПК. Как минимум 30 тысяч рублей уходит на электрическую часть – проводку, заземление, освещение, локальную сеть. Но нужна еще и мебель – начиная с жалюзи и заканчивая стульями, «обеспечивающими поддержание оптимальной рабочей позы с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины». Таких стульев лично я не заметила даже в классе открытого доступа в интернет. Стоят они по тысяче рублей. Не говоря уже о безмеловой доске, которая раз в десять дороже. Где взять деньги?..

Многие новенькие компьютерные классы уже не существуют даже на бумаге. Последнее поступление было в 12 общеобразовательных учебных заведений. В 7 из них зарегистрированы кражи или попытки краж, по данным Хлыстовой. В школе №31 подарки прямо в коробках тут же спрятали в единственный кабинет с железной дверью. До лучших финансовых времен. В начале апреля секретарша зачем-то решила заглянуть внутрь коробок. Обнаружилось, что половина из них – пусты. В срочном порядке стали думать, как установить то, что осталось. Через неделю выяснилось, что осталось еще меньше. В школе №59 технику «конфисковали» на глазах вахтера – думал, предупредить забыли. В 38-й просто стукнули по голове. Это нетрудно – большинство учебных заведений охраняют пенсионеры. Держать молодых и здоровых средства не позволяют, а тревожная кнопка связи с милицией тоже требует денег.

– Мы все время убеждаем, – говорит Хлыстова, – устанавливайте машины! И стареют морально, и украсть их в коробках проще.

В школе №56 установили передовыми темпами, о чем и пожалели. Меры против воровства приняли посильные, то есть варварские: прикрутили системные блоки к столам, на мониторах краской крупно написали инвентарные номера. И жалюзи на окнах есть, и решетки. Правда, с крупными ячейками, через одну из которых некто мелкий пробрался и вынес по запчастям все, что мог.

Положительные примеры тоже, разумеется, есть. Начальная школа-детсад №122 была одной из первых компьютеризованных. Директор Любовь Ивановна Рахметова покупала лучшие машины – по объему не памяти, защиты. Обзавелись охраной, оборудовали класс. Кроме прочего, посадили «клумбу» кактусов, поглощающих излучение. Сейчас технику заменили – купили новые «Пентиумы» с жидкокристаллическими мониторами. Директор – педагог. К счастью учащихся, не компьютерщик, влюбленный в технику, и не чиновник, влюбленный в цифры. Поэтому не считает, что польза от ПК превышает вред от него – в любом случае.

– Вы посмотрите, сколько гадостей от автомобилей – и выхлопные газы, и ДТП, – успокаивали меня в отделе информационных технологий. – Но ведь без них невозможно нормально жить.

Хотелось бы жить не просто нормально, а еще и спокойно. НШДС №122 обошлась малой кровью. Спонсоры не пожалели денег, родители – рук. Да и компьютеров там всего 4 штуки. Поскольку это довольно престижное учебное заведение, почти семейное и в хорошем районе, у него есть куда обратиться за помощью. А что делать окраинным школам, где-нибудь в Учхозе, где работающих родителей не отыщешь, а про спонсоров отродясь не слыхали?

Хотя в школе №10, обычной общеобразовательной, находящейся тоже не в самом лучшем месте – поселке Солнечном, компьютерный класс «последней волны» оборудовали. Но исключительно благодаря авторитету директора Галины Матвеевны Кожедуб, которая работает здесь больше 30 лет, знает всю округу и нынешних бизнесменов когда-то учила сама… Если бы такими были все, городской администрации не пришлось бы напрягаться. Впрочем, с напряжением или без него городское управление образования вместо того, чтобы помочь материально, просто переложило самую сложную, мужскую работу на женские плечи директоров школ. В сельских школах, между прочим, новые компьютеры уже работают и даже подключаются к интернету – областные и районные администрации нашли возможность помочь детям.

К тому же установка компьютеров – еще не все. Учить детей работе на них выпускники курсов еще могут. Но обслуживать машины за 72 часа не научишься. Учителей информатики в Омске можно пересчитать по пальцам. Хотя Омский государственный педагогический университет готовит таких специалистов аж на четырех факультетах! Они идут в коммерческие структуры. В школах, на тысячу рублей в месяц, остаются либо худшие, либо те, кто делает научную карьеру. Александр Александрович Гончаренко, педагог школы №93 – историк по образованию, но кандидатскую собирается защищать по информационным технологиям. Если после этого он останется, то будет, видимо, единственным учителем с ученой степенью. Есть еще одна неувязочка – ПК поступили уже после того, как была проведена тарификация. Ждали, но не верили, поэтому ставки информатиков просто не заложили.

Впрочем, все, что ни делается, как известно, к лучшему. Может быть, это и неплохо, что компьютерные классы не делаются. Может быть, мы просто не готовы к прогрессу. Кроме физического здоровья должно быть еще и психическое. В управлении образования считают, что компьютерной зависимости у школьников быть не может – в классах детям играть с мышкой не дозволят, а на клубы никаких денег не хватает. Хочу огорчить чиновников – хватает. Независимо от степени семейного достатка. За неделю я случайно познакомилась с двумя подростками, которым бы поставила этот диагноз, будь врачом. А как иначе расценить то, что один проматывает в компьютерном клубе деньги бабушки-опекуна, а другой истратил 18 тысяч рублей, накопленных родными на покупку дома в деревне? Десяток школьных психологов в ответ на мой вопрос, готовы ли они к профилактике компьютерной зависимости, принципиально не отличающейся ни от наркотической, ни от алкогольной, – впали в задумчивость. Других проблем навалом – в отличие от средств на новую дополнительную литературу. Прокормиться бы на ставку в 1700 рублей. Единственная школа, за которую можно быть спокойной, – 33-я. Психолог Лариса Васильевна Долгова еще пять лет назад стала внедрять в школу программу «Полезные привычки». И, как только начали устанавливать «пентиумы», взялась изучать проблемы, с ними связанные, – на всякий случай.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте