search
main
0

Полезные навыки

В «Учительской газете» от 17 октября обсуждался вопрос о том, стоит ли возродить курс домоводства в российских школах. С инициативой о его введении выступил председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров. Соответствующее обращение он направил в Министерство просвещения РФ.

 

В советской школе уроки домоводства были неотъемлемой частью системы трудового воспитания. Накопленный в те годы опыт уже актуализируется и возвращается в современную школу. С первого сентября начали действовать внесенные в Закон «Об образовании в РФ» поправки о трудовом воспитании. В соответствии с возрастными и психофизическими особенностями установлены обязанности учеников по участию в общественно полезном труде, поддержанию чистоты и порядка в школе. Любая инициатива реализуется с учетом школьной инфраструктуры, поэтому единой модели пока не возникает. По данным Минпросвещения России, на начало учебного года мастерских для трудового обучения не имели 32% образовательных организаций, кабинеты домоводства – 43%, а учебно-опытные земельные участки – 53% из 39440 школ.

Домоводство в СССР было одновременно инструментом воспитания, социализации и освоения первичных профессиональных умений. В современной школе оно тоже должно быть современным, ориентироваться на потребности семей, учитывать природные, национальные, культурные особенности регионов. Если почитать самые первые советские учебники по домоводству, легко обнаружить, что они были гендерно нейтральными. Но затем и в советской, и в российской школе стало практиковаться разделение трудового обучения по половому признаку. Сегодня многое из области классического домоводства в повседневной жизни переходит в разряд хобби. А навыки уборки, самообслуживания, приготовления пищи были бы одинаково полезны и мальчикам, и девочкам.

В целом инициативы по обучению детей ведению домашнего хозяйства отражают интересы и ожидания значительной части родителей. Опросы, проводившиеся экспертами проекта ОНФ «Равные возможности – детям» и фондом «Национальные ресурсы образования» в 2017‑2019 годах, показали, что 80% родителей хотят, чтобы в школе ребенка приучали убирать за собой, мастерить и готовить, из них больше половины сочли, что это поможет социализации. Из направлений развития школьника ведение домашнего хозяйства как одно из наиболее важных отметил каждый пятый родитель.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте