Дистанционное обучение продолжается, пройдены этапы осознания, притирки и принятия ситуации всеми участниками образовательного процесса. Эта мера, конечно же, вынужденная, но необходимая.
Однако, пандемия – это одно, а качество получаемых знаний совсем другое. На учителя невольно возложена дополнительная ответственность, ведь онлайн обучение имеет негативное свойство – расслаблять детей, снижая успеваемость. И с этим необходимо бороться, как родителям, так и педагогам. Введённая в 2020 году дистанционная форма образования зеркально отражает модель современного общества, где гаджеты практически заменяют полноценный социальный контакт. Тем не менее человек всегда будет стремиться к взаимодействию и коммуникации, и это свойство можно использовать, чтобы повлиять на вовлечённость учеников в образовательный процесс.
Каждый учитель, опираясь на накопленный опыт, стремится сделать обучение максимально доступным, дополняя классическую модель своими собственными наработками. Педагоги поделились с нами своими профессиональными секретами и рассказали, кто и как поддерживает максимально продуктивный образовательный контакт с учениками, а также какие способы показали себя с наилучшей стороны.
Сергей Ковальчук, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ, эксперт конкурса “Моя страна, моя Россия”, учитель истории школы №165 г. Новосибирск: “Когда меня спрашивают, как можно знать все по истории, я отвечаю – никак, потому что всю историю знать невозможно. А вот изучать ее через свои интересы довольно легко. Если нравятся автомобили – через историю техники, если нравится музыка – через искусство. Например, моя любимая тема – Великая Отечественная война. Таким образом выстраивается диалог между педагогом и учеником. Для себя я выделяю три основных лайфхака, чтобы помочь своим ученикам изучать историю в столь не простой период:
Хобби и увлечения. Я рассказываю ученикам о своем опыте поисковой деятельности, что я видел сам в местах боев, а также большой интерес вызывает мой архивный опыт. Когда мне удается установить судьбы не только своих родственников, но и своих земляков. Обычно это эмоциональные рассказы с демонстрацией документов, вещей с мест боев. В классе создан демонстрационный стенд, где представлены собранные мною находки. Некоторые школьники увлекаются подобной деятельностью и просят научить ее основам.
Работа в социальных сетях. В наш век технологий и гаджетов подростки много времени проводят в социальных сетях. Отвлечь их довольно сложно, поэтому я использую соцсети в образовательных целях. Мною сформированы несколько групп по разным аспектам ВОВ. Я обращаю внимание школьников на то, что необходимую информацию к уроку они могут найти в специализированной группе. Также я рекомендую подписаться на 2-3 новостные группы и начинаю урок с обсуждения того, что ученики узнали и подкрепляю эти знания оценками. Таким образом выстраивается хорошая мотивация.
Творчество. Если учитель – человек творческий и в его творчестве есть его же предмет, это может также привлечь дополнительное внимание к уроку. Я пишу стихи и основная тематика – это ВОВ. В рамках урока соответствующей тематики я могу вставить отрывок своего произведения, например:
Мне было страшно. Мне хотелось жить.
Мне в это лето было восемнадцать.
Я как и все хотел любить, дружить.
Мне было страшно. Страшно в том признаться..
Нас было много тех, кто жить хотел,
Почти что все – обычные же люди,
Почти что все, пожить кто не успел,
И тех, кто точно после жить не будет..”
Ирина Климова, учитель русского языка и литературы, школа № 1466 г. Москва: “С начала дистанционного формата мы применяли классические инструменты – уроки МЭШ, цифровое интерактивное задание через журнал и, конечно же, старые добрые презентации через демонстрацию экрана. Очень быстро мне стало понятно, что этого мало и интерес школьников к обучению теряется, а уроки становятся скучными и однообразными. Я задумалась о необходимости привлечения новых форматов и начала их осваивание. Опыт показал, что уроки в сети часто оказываются не качественными, поэтому пришлось создавать свои уроки на новых платформах.
Интерактивная доска. Все очень легко двигается, прикрепляются стикеры, также ученики могут сами зарегистрироваться и произвести необходимые действия, прокомментировать, дополнить, выразить свою реакцию на тот или иной вопрос и так далее. Уроки становятся более живыми.
Интерактивная презентация со вставками видео, ссылками на различные ресурсы, где указывается информация по предмету, по конкретной теме, которую проходим в данный момент.
Чек-листы. Сейчас довольно модная тема, особенно при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Помогает дополнительно контролировать качество образовательного процесса, напоминая, все ли книги вы прочитали, все ли правила изучили, все задания выполнили. Для чего ученику необходимо установить галочку в нужном месте. Это дополнительно учит организованности, что особенно актуально в период дистанционного обучения, когда процентов на 70-80 организация учебного процесса ложится на плечи самих учеников.
Google формы, в которых очень легко делать различные тесты с выбором одного или нескольких ответов. Учитель сам составляет тест, опираясь на пройденный материал в конкретном классе, и не использует готовый материал коллег, что очень удобно и продуктивно.
Валентина Валковская, работает учителем алгебры и геометрии уже 40 лет, МБОУ Ленинская СОШ, Ростовская область: “С начала дистанционного обучения наш педагогический коллектив постарался сделать все необходимое, чтобы качество процесса обучения не пострадало и дети продолжали получать знания в полном объеме.
Использование демонстрационных видео. Для большего понимания учениками пройденного материала, а также для наглядного примера выполнения математических заданий я записывала видеоролики, в которых старалась максимально доступно разобрать текущую тему. Такой формат воспринимался учениками с интересом, ведь видеоролик можно просмотреть несколько раз, для более полного усвоения информации.
Графические планшеты. Это очень удобный инструмент, который позволяет в режиме реального времени показывать ученикам выполнение тех или иных заданий. При этом я использовала метод очередности, задавая ученикам разные задания по очереди. Таким образом графический планшет заменяет работу у классной доски.”
Дарья Соколова, учитель русского языка, г. Новосибирск: “В своей работе я успешно использую полезные, с моей точки зрения, интернет-ресурсы. Это помогает повысить качество образовательного процесса в целом и создать дополнительный интерес учеников к предмету.
Электронная тетрадь позволяет составлять контрольные, проверочные, домашние задания с учетом потребностей учеников. Это существенно облегчает дистанционный процесс и оптимизирует время педагога. Лично для меня оптимальным форматом является Skysmart.
Участие в олимпиадах и конкурсах сочинений. На просторах интернета достаточно хороших и полезных сайтов, которые предлагают принять участие в дистанционных олимпиадах по любому предмету или поучаствовать в конкурсах сочинений. Я предлагаю своим ученикам проверить уровень знаний по предмету, прочувствовать свои силы. За участие ребята получают электронные сертификаты и дипломы, которые можно распечатать и вложить в портфолио ученика, что является дополнительной приятной мотивацией.
Сайты для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Ресурсы такого рода предлагают множество вариантов экзаменационных работ с ответами, а также хорошо подходят для самостоятельной работы учеников, с целью самоподготовки. В своей практике я использую Rustutors“.
Образовательный процесс должен продолжаться несмотря на быстро меняющиеся реалии современного мира. Ведь сегодняшние школьники, наши дети, завтра станут полноправными членами общества, освоив разные профессии. Поэтому, безусловно, очень важен личный вклад каждого педагога в фундаментальные основы процесса обучения, в каком бы формате он не проходил. И за это каждому из вас, дорогие учителя, большое спасибо!
Комментарии