search
main
0

Полезность и достоинство. Проблема детства в контексте двух культур

У соседа по большому многоквартирному дому умерла жена. Пятилетний мальчик пошел к нему в гости, и, когда вернулся, мама спросила, о чем они там разговаривали. «А я не разговаривал, – ответил малыш, – я помогал ему плакать». Эту историю рассказал на заседании «круглого стола» «Детство как социокультурный феномен», который состоялся в Федеральном институте развития образования, один из крупных ученых. На «круглом столе» шло обсуждение проекта «Детство-2030».

Алина РАДЧЕНКО, руководитель ФГУ «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации»:

– Появилась уникальная возможность объединить усилия общественности и власти, которые, на наш взгляд, должны стать проводниками идей, заложенных в проекте «Детство-2030». Одна из задач – привлечь внимание наиболее квалифицированных экспертов в области детства, чтобы наработки стали не только предметом дискуссии, но и объективной реальности. Комплексное представление о том, что такое детство, в обществе отсутствует. Справедливости ради надо сказать, что этого нет и в других странах. Как правило, к детям относятся как к недолюдям, которым еще только предстоит стать людьми.

Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования, академик РАО:

– Важно понимать, что проблема детства связана с политическим развитием страны. Мы видим детство в контексте полюсов двух культур – полезности и достоинства. Тот, кто рассматривает его только в контексте культуры полезности, оценивает детство не как самоценность и уникальность, а только как подготовку к взрослой жизни. Детский сад рассматривается как подготовка к школе, школа – к вузу, вуз – к профессии. Такое прагматическое восприятие детства не позволяет воспринимать его как самобытную, уникальную культуру развития человечества. Никакие образовательные программы невозможны без двоекультурного анализа детства. Опережающий научный анализ, опережающая экспертиза всех программ должны быть впереди любых управленческих решений, которые касаются мира детства.

Ольга КАРАБАНОВА, заместитель декана факультета психологии

МГУ имени М.В.Ломоносова:

– Каковы психологические особенности современных детей? Первая тенденция – поляризация развития детей и подростков. Есть группа детей, которые характеризуются как благополучные, и группа (к сожалению, увеличивающаяся), которая испытывает серьезные трудности в развитии. Такая поляризация напрямую связана с особенностями социальной ситуации в стране.

По-прежнему сохраняется ситуация, о которой говорили еще в 60-70-е годы прошлого столетия. Это форсирование интеллектуального развития ребенка в ущерб личностному. Для современных детей характерно отсутствие любознательности и познавательных интересов, что стало проблемой и школьного, и дошкольного образования. Это связано, как представляется, с особенностями отношений с близким человеком в семье. Напомню, что характер таких отношений – основа развития ребенка. Падение любознательности напрямую связано с формированием эмоциональной спутанности, роста тревожных типов привязанности, явлением симбиоза в детско-родительских отношениях.

Хочу обратить внимание на особенности современных детей и подростков, связанные с возникновением информационной среды. Сегодня мы с уверенностью говорим об информационной социализации. Это новая проблема. Мы должны признать: возник новый институт социализации ребенка, который развивается в некотором пространстве, не совсем связанном с психологическими и педагогическими исследованиями. Этот институт важен тем, что порождает новую психологическую реальность – виртуальную. Интернет, компьютерные игры формируют ребенка. Он теряет чувство реальности! У детей, живущих в информационной реальности, возникает феномен утраты чувства необратимости. В компьютерной игре всегда можно вернуться к началу игры. Осознание необратимости очень важно для человека, именно оно порождает смысл жизни.

Николай МАЛОФЕЕВ, директор Института коррекционной педагогики РАО, академик:

– Цель специального образования была подготовить ребенка-инвалида к конкретной рабочей специальности.

Сегодня картина совершенно изменилась: тех рабочих мест, к которым мы всегда готовили детей, нет и уже никогда не будет. Это есть причина того, что коррекционное образование должно кардинально измениться.

Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии РАО, академик:

– В течение последних четырех лет мы осуществляем комплексную оценку развития детей 5-6-летнего возраста. В программе участвуют 40000 ребят из разных регионов. Мы получаем разные параметры социального, личностного, интеллектуального развития. Разные! Эти ножницы возникли не сегодня. Интеллектуальное развитие действительно форсируется (хотя я бы сказала, что это скорее запас сведений и знаний, причем без знания элементарного). Выяснилось, что биологический возраст детей отстает от «паспортного». И это вилка в полтора-два года. Ножницы между биологическим и паспортным возрастом создают условия для того, чтобы возникал целый комплекс школьных проблем. До тех пор пока не будет комплексной оценки развития ребенка, пока не будет системных исследований, мы не сможем разработать никаких программ развития детей на будущее. Точно так же, как и никаких инноваций в образовании.

Существует анализ образовательных инноваций за последние 50 лет. Ни одна из них не учитывает психофизиологических закономерностей развития ребенка! И тогда возникает вопрос, а зачем они все нужны?

Мой вывод: нужна площадка для взаимодействия разных специалистов в области детства.

Екатерина ПАТЯЕВА, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова:

– Мы много говорим о социальной ситуации детства. Эта ситуация сегодня весьма усложнилась. Светлая сторона жизни для многих детей сегодня исчезает. И если мы, взрослые, не создадим и не укореним систему поддержки детства, то получим поколение, где число духовно искалеченных людей будет только возрастать.

Во многих странах создаются центры поддержки и обучения родителей, родительские университеты. Хороший пример для нас! Это должна быть государственная программа.

Екатерина ПАТЯЕВА, доцент кафедры психологии личности факультета психологии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте