«Живое право» на четвертом этапе системы этико-правового образования. Особенности четвертого этапа системы этико-правового образования. Чтобы осмыслить специфику включения «Живого права» в четвертый этап (10-11-й классы) этико-правового образования, рассмотрим особенности этого этапа.
При всем многообразии организационных форм этико-правового образования в рамках учебного процесса (правовой модуль в курсе обществознания, систематические «полноценные» предметы допрофессиональной направленности, спецкурсы-факультативы) можно выделить общие подходы включения «Живого права» в учебный процесс. Конечно, в зависимости от количества учебных часов, выделяемых на изучение вопросов права, объем этого включения будет различным. «Государство и право. Конституционные основы Российской Федерации» – это программа факультативных занятий по выбору учащихся. 34 учебных часа – 17 занятий по 2 часа (учебное полугодие в 10-м или 11-м классе). Спецкурс ориентирован как на удовлетворение познавательных интересов учащихся более детально изучить вопросы права, так и на помощь учащимся, стремящимся в последующем поступить на юридические факультеты вузов, подготовиться к вступительным собеседованиям и экзаменам. При этом сверхзадачей предлагаемого спецкурса являются подготовка учащихся к самостоятельной жизни, создание условий для их позитивной интеграции в жизнь общества, становление и развитие правовой и политической культуры личности.
Окончание. Начало в № 42
В 10-11-х классах центральное место отводится курсу обществознания, в котором правовые знания являются лишь одним из компонентов, интегрированным с другими. Это позволяет учащимся более глубоко осознать место права в жизни общества, связь права с экономикой, политикой, нравственностью и культурой.
В петербургской модели курса обществознания для 10-11-х классов – «Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира» – системообразующими являются идеи и ценности гуманистической этики, что позволяет на новой возрастной ступени, перед выходом учащихся из школы, уточнить их нравственные ориентиры и жизненные принципы.
Что касается собственно правовых знаний, то в курсе обществознания они рассматриваются в качестве второго концентра и преподавание вопросов права ведется с последовательной опорой на уже имеющиеся у школьников правовые знания, в первую очередь полученные в 8-9-х классах в систематическом курсе «Права человека в свободной стране».
Отбор содержания правового компонента в курсе обществознания ориентирован:
на актуализацию правовых знаний в целях адаптации учащихся к окружающей жизни;
на более глубокое (по сравнению с 9-м классом) осмысление учащимися правовых явлений;
на получение учащимися новой правовой информации практической направленности, которая позволит им более полно представить свое правовое положение как в настоящее время, так и после окончания школы.
Исходя из этого определен следующий круг правовых вопросов, рассматриваемых на уроках обществознания:
1. Выдающиеся философы о праве, правовом государстве и гражданском обществе.
2. Роль права в жизни общества.
3. Роль права в жизни отдельного человека.
4. Органическая взаимосвязь государства и права.
5. Система права в России, отрасли права, их общая характеристика.
6. Конституционные основы жизни общества.
7. Права и свободы гражданина России, порядок их реализации, способы защиты.
8. Международные аспекты прав человека.
9. Основные направления обновления законодательства РФ.
10. Новые законодательные акты, регулирующие отношения между гражданином и государством, а также между гражданами.
11. Виды юридических профессий, их характеристика.
12. Новое в работе правоохранительных органов РФ.
В то же время на четвертом этапе правовое образование дифференцировано. После изучения вопросов права в 8-9-х классах у части учащихся появилось стремление получить в дальнейшем юридическую профессию, и они хотят приобрести дополнительные правовые знания для подготовки к поступлению в вузы на юридические факультеты. Значительную группу составляют и те старшеклассники, которые хотя и не собираются стать юристами, но убеждены, что правовая грамотность им необходима для достижения жизненного успеха, и поэтому стремятся к более детальному изучению права.
Есть и учащиеся, которые в дальнейшем изучении права стремятся просто удовлетворить свой познавательный интерес.
С учетом этих групп учащихся на четвертом этапе предлагаются предметы по выбору: «Из истории права», «Основы правовых знаний». Возможен и набор модульных спецкурсов, проводимых в виде факультативов.
На четвертом этапе в связи с ускорением процесса социализации учащихся накануне их выхода в «большую жизнь» особое значение приобретают формы самодеятельной внеурочной деятельности старшеклассников – самоуправление, клубная деятельность, научные ученические общества, объединения по интересам и т.д.
В этих формах находит свое место и правовое содержание, особенно практической направленности.
Методические пути включения «Живого права»
в учебно-методический комплекс этико-правового образования
в 10-11-х классах
При всем многообразии организационных форм этико-правового образования в рамках учебного процесса в 10-11-х классах (правовой модуль в курсе обществознания, систематические «полноценные» предметы допрофессиональной направленности, спецкурсы-факультативы) можно выделить общие подходы включения «Живого права» в учебный процесс. Конечно, в зависимости от количества учебных часов, выделяемых на изучение вопросов права, объем этого включения будет различным.
Наименее востребованной частью книги «Живое право», т.1, является персонифицированное содержание бесед, стиль и форма изложения в которых не вполне соответствуют возрасту и целевым установкам учащихся 10-11-х классов, а объем содержащейся в них правовой информации недостаточен для второго концентра.
В то же время все остальные компоненты УМК «Живое право» на четвертом этапе приобретают особую актуальность и могут быть по максимуму включены в преподавание правоведческих курсов и спецкурсов. Это историко-культурологический компонент межпредметного характера. На основе этого материала и соответствующей дополнительной литературы возможно проведение уроков-конференций.
Содержащиеся в «Живом праве» документы включаются в уроки лабораторного типа. «Практические советы» и инструкции УМК «Живое право» в сочетании с ролевыми и деловыми играми и творческими заданиями станут основой уроков-практикумов.
Ряд вопросов к «беседам» может определить содержание дискуссии или диалога.
Предлагаемые авторами «Живого права» социальные проекты адекватны задачам внеурочной деятельности старшеклассников и соответствуют их интересам и возможностям.
Рассмотрим методические пути включения «Живого права» в УМК правоведческих курсов и спецкурсов для 10-11-х классов на примере спецкурса «Государство и право. Конституционные основы РФ» (34 часа).
Программа спецкурса
«Государство и право. Конституционные основы Российской Федерации» для 10-11-х классов общеобразовательных школ – 34 учебных часа
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Государство и право. Конституционные основы Российской Федерации» – это программа факультативных занятий по выбору учащихся. 34 учебных часа – 17 занятий по 2 часа (учебное полугодие в 10-м или 11-м классе). Спецкурс ориентирован как на удовлетворение познавательных интересов учащихся более детально изучить вопросы права, так и на помощь учащимся, стремящимся в последующем поступить на юридические факультеты вузов, подготовиться к вступительным собеседованиям и экзаменам. При этом сверхзадачей предлагаемого спецкурса являются подготовка учащихся к самостоятельной жизни, создание условий для их позитивной интеграции в жизнь общества, становление и развитие правовой и политической культуры личности.
Это определяет специфику структуры содержания спецкурса. В нем высокий научно-теоретический уровень правовой информации, характерный для второго концентра изучения права, органически сочетается с ярко выраженной практической направленностью, проявляющейся в последовательном рассмотрении проблем правоприменения, процессуальных правовых норм с акцентированием внимания на реализации и защите прав граждан РФ.
Спецкурс включает в себя четыре темы:
Тема I – Государство – 8 часов.
Тема II – Право – 10 часов.
Тема III – Государство, право, личность, общество – 6 часов.
Тема IV – Конституционные основы РФ – 10 часов.
Содержание спецкурса реализуется в технологических модулях: рассмотрение комплекса объединенных общей проблемой вопросов осуществляется по нескольким взаимодополняющим друг друга ступеням познания:
I – введение в проблему: как правило, это двухчасовая лекция учителя, в которой содержится научный обзор всего круга рассматриваемых вопросов;
II – расширение информационного поля: конференция, на которой заслушиваются доклады учащихся, дополняющие материал лекции;
III – детализация и конкретизация знаний, опыт самостоятельного анализа: лабораторно-практическое занятие по изучению юридических и историко-культурных документов;
IV – уточнение позиций, закрепление: урок семинарского типа или дискуссия;
V – практика применения правовых знаний – игры, тренинги, творчески-созидательная и творчески-аналитическая деятельность;
VI – проверка и самопроверка: тестирование, письменные проверочные работы.
Такой технологический модель включает 5-10 уроков. При этом каждая из указанных ступеней в зависимости от содержания рассматриваемых вопросов и количества отводимых для их рассмотрения учебных часов может включать отдельный урок, 2-3 урока либо составлять лишь часть занятия.
Например, в одном занятии объединяются компоненты лабораторной работы и дискуссии; доклады учащихся могут быть заслушаны на уроке-лекции и т.д.
В зависимости от логики содержания возможно и изменение последовательности III-VI ступней. Например, проверка усвоения содержания (VI ступень) может быть и до практики применения.
Эффективность преподавания спецкурса будет значительно выше, если удастся дополнить его занятия рядом внеурочных дел: посещением судебного заседания, встречами с представителями правоохранительных органов, депутатами, членами общественных организаций правозащитной направленности.
Значительный вклад в решение задачи спецкурса могут внести проводимые во внеурочное время игры, моделирующие житейские правовые ситуации и судебные процессы, а также вовлечение учащихся в осуществление «социальных проектов».
Тема I – Государство – 8 часов.
Теории происхождения государства. Сущность и признаки государства. Древнейшие государства и специфические формы их возникновения. Функции государства. Формы организации политической власти. Формы государственного устройства. Политические режимы и их характеристика. Механизм государства и государственной власти. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Теория разделения властей. Правовое государство: сущность и признаки. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Активистская политическая культура граждан как условие становления и развития гражданского общества. Формы и способы воздействия граждан на политику государства.
Право в системе социальных норм. Сущность права, признаки права. Теории происхождения права. Ценность права. Право как явление культуры. Правовые акты в государствах Древнего Востока. Древняя Греция: оформление в законах демократического порядка управления в Афинах. Римское право, основные черты. Влияние римского частного права на развитие права в последующие эпохи. Прогрессивные изменения правовых систем в буржуазную эпоху. Развитие права в России. Влияние развития капитализма в России на совершенствование российского законодательства. Основные черты советской правовой системы. Современное право Российской Федерации. Право и закон. Источники права. Нормы права и их структура. Функции правовых норм. Правоотношения, их виды. Отрасли права. Система права. Роль правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования. Роль правосознания в жизни человека. Пути становления правовой культуры личности.
Органическая взаимосвязь государства и права. Правомерное поведение как цель государства и результат действия права. Отражение в правах характера политического режима. Правовое положение личности, права человека в условиях различных политических режимов: тоталитарного, авторитарного, либерального, демократического. Роль права в период перехода от одного режима к другому. Отражение в праве морального состояния общества, степени осознания обществом ценности жизни человека, свободы и достоинства.
Гуманистический характер Всеобщей декларации прав человека. Провозглашенные Всеобщей декларацией права человека как международный юридический стандарт. Механизм защиты прав человека в правовом государстве. Роль государства в обеспечении социального мира и согласия. Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства. Государственно-правовые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности. Государственно-правовое регулирование рыночных отношений. Государство, право, экология.
Общие закономерности развития конституций различных стран. Поиски конституционного идеала. Место и роль конституции в системе правовых актов государства. Конституция Российской Федерации. Конституционные основы взаимоотношений государства и личности.
Гражданство. Основные права и обязанности граждан Российской Федерации. Избирательная система. Права избирателя.
Состав и территория Российской Федерации. Государственное устройство.
Система государственной власти. Конституционный принцип разделения властей. Система представительных органов государственной власти. Институт президента. Исполнительная государственная власть. Судебная власть. Принципы судопроизводства.
Конституционный суд Российской Федерации – высший орган судебной власти по защите конституционного строя.
Прокуратура Российской Федерации. Роль прокурорского надзора в охране правопорядка.
Местное самоуправление.
Роль активистской политической и правовой культуры граждан РФ в совершенствовании конституционных основ и законодательства России.
Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук
Комментарии