search
main
0

Полезное содружество. «Живое право» в курсе «Права человека в свободной стране»

«Живое право» на четвертом этапе системы этико-правового образования. Особенности четвертого этапа системы этико-правового образования. Чтобы осмыслить специфику включения «Живого права» в четвертый этап (10-11-й классы) этико-правового образования, рассмотрим особенности этого этапа.

При всем многообразии организационных форм этико-правового образования в рамках учебного процесса (правовой модуль в курсе обществознания, систематические «полноценные» предметы допрофессиональной направленности, спецкурсы-факультативы) можно выделить общие подходы включения «Живого права» в учебный процесс. Конечно, в зависимости от количества учебных часов, выделяемых на изучение вопросов права, объем этого включения будет различным. «Государство и право. Конституционные основы Российской Федерации» – это программа факультативных занятий по выбору учащихся. 34 учебных часа – 17 занятий по 2 часа (учебное полугодие в 10-м или 11-м классе). Спецкурс ориентирован как на удовлетворение познавательных интересов учащихся более детально изучить вопросы права, так и на помощь учащимся, стремящимся в последующем поступить на юридические факультеты вузов, подготовиться к вступительным собеседованиям и экзаменам. При этом сверхзадачей предлагаемого спецкурса являются подготовка учащихся к самостоятельной жизни, создание условий для их позитивной интеграции в жизнь общества, становление и развитие правовой и политической культуры личности.

Окончание. Начало в № 42

В 10-11-х классах центральное место отводится курсу обществознания, в котором правовые знания являются лишь одним из компонентов, интегрированным с другими. Это позволяет учащимся более глубоко осознать место права в жизни общества, связь права с экономикой, политикой, нравственностью и культурой.

В петербургской модели курса обществознания для 10-11-х классов – «Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира» – системообразующими являются идеи и ценности гуманистической этики, что позволяет на новой возрастной ступени, перед выходом учащихся из школы, уточнить их нравственные ориентиры и жизненные принципы.

Что касается собственно правовых знаний, то в курсе обществознания они рассматриваются в качестве второго концентра и преподавание вопросов права ведется с последовательной опорой на уже имеющиеся у школьников правовые знания, в первую очередь полученные в 8-9-х классах в систематическом курсе «Права человека в свободной стране».

Отбор содержания правового компонента в курсе обществознания ориентирован:

на актуализацию правовых знаний в целях адаптации учащихся к окружающей жизни;

на более глубокое (по сравнению с 9-м классом) осмысление учащимися правовых явлений;

на получение учащимися новой правовой информации практической направленности, которая позволит им более полно представить свое правовое положение как в настоящее время, так и после окончания школы.

Исходя из этого определен следующий круг правовых вопросов, рассматриваемых на уроках обществознания:

1. Выдающиеся философы о праве, правовом государстве и гражданском обществе.

2. Роль права в жизни общества.

3. Роль права в жизни отдельного человека.

4. Органическая взаимосвязь государства и права.

5. Система права в России, отрасли права, их общая характеристика.

6. Конституционные основы жизни общества.

7. Права и свободы гражданина России, порядок их реализации, способы защиты.

8. Международные аспекты прав человека.

9. Основные направления обновления законодательства РФ.

10. Новые законодательные акты, регулирующие отношения между гражданином и государством, а также между гражданами.

11. Виды юридических профессий, их характеристика.

12. Новое в работе правоохранительных органов РФ.

В то же время на четвертом этапе правовое образование дифференцировано. После изучения вопросов права в 8-9-х классах у части учащихся появилось стремление получить в дальнейшем юридическую профессию, и они хотят приобрести дополнительные правовые знания для подготовки к поступлению в вузы на юридические факультеты. Значительную группу составляют и те старшеклассники, которые хотя и не собираются стать юристами, но убеждены, что правовая грамотность им необходима для достижения жизненного успеха, и поэтому стремятся к более детальному изучению права.

Есть и учащиеся, которые в дальнейшем изучении права стремятся просто удовлетворить свой познавательный интерес.

С учетом этих групп учащихся на четвертом этапе предлагаются предметы по выбору: «Из истории права», «Основы правовых знаний». Возможен и набор модульных спецкурсов, проводимых в виде факультативов.

На четвертом этапе в связи с ускорением процесса социализации учащихся накануне их выхода в «большую жизнь» особое значение приобретают формы самодеятельной внеурочной деятельности старшеклассников – самоуправление, клубная деятельность, научные ученические общества, объединения по интересам и т.д.

В этих формах находит свое место и правовое содержание, особенно практической направленности.

Методические пути включения «Живого права»

в учебно-методический комплекс этико-правового образования

в 10-11-х классах

При всем многообразии организационных форм этико-правового образования в рамках учебного процесса в 10-11-х классах (правовой модуль в курсе обществознания, систематические «полноценные» предметы допрофессиональной направленности, спецкурсы-факультативы) можно выделить общие подходы включения «Живого права» в учебный процесс. Конечно, в зависимости от количества учебных часов, выделяемых на изучение вопросов права, объем этого включения будет различным.

Наименее востребованной частью книги «Живое право», т.1, является персонифицированное содержание бесед, стиль и форма изложения в которых не вполне соответствуют возрасту и целевым установкам учащихся 10-11-х классов, а объем содержащейся в них правовой информации недостаточен для второго концентра.

В то же время все остальные компоненты УМК «Живое право» на четвертом этапе приобретают особую актуальность и могут быть по максимуму включены в преподавание правоведческих курсов и спецкурсов. Это историко-культурологический компонент межпредметного характера. На основе этого материала и соответствующей дополнительной литературы возможно проведение уроков-конференций.

Содержащиеся в «Живом праве» документы включаются в уроки лабораторного типа. «Практические советы» и инструкции УМК «Живое право» в сочетании с ролевыми и деловыми играми и творческими заданиями станут основой уроков-практикумов.

Ряд вопросов к «беседам» может определить содержание дискуссии или диалога.

Предлагаемые авторами «Живого права» социальные проекты адекватны задачам внеурочной деятельности старшеклассников и соответствуют их интересам и возможностям.

Рассмотрим методические пути включения «Живого права» в УМК правоведческих курсов и спецкурсов для 10-11-х классов на примере спецкурса «Государство и право. Конституционные основы РФ» (34 часа).

Программа спецкурса

«Государство и право. Конституционные основы Российской Федерации» для 10-11-х классов общеобразовательных школ – 34 учебных часа

Пояснительная записка

Программа спецкурса «Государство и право. Конституционные основы Российской Федерации» – это программа факультативных занятий по выбору учащихся. 34 учебных часа – 17 занятий по 2 часа (учебное полугодие в 10-м или 11-м классе). Спецкурс ориентирован как на удовлетворение познавательных интересов учащихся более детально изучить вопросы права, так и на помощь учащимся, стремящимся в последующем поступить на юридические факультеты вузов, подготовиться к вступительным собеседованиям и экзаменам. При этом сверхзадачей предлагаемого спецкурса являются подготовка учащихся к самостоятельной жизни, создание условий для их позитивной интеграции в жизнь общества, становление и развитие правовой и политической культуры личности.

Это определяет специфику структуры содержания спецкурса. В нем высокий научно-теоретический уровень правовой информации, характерный для второго концентра изучения права, органически сочетается с ярко выраженной практической направленностью, проявляющейся в последовательном рассмотрении проблем правоприменения, процессуальных правовых норм с акцентированием внимания на реализации и защите прав граждан РФ.

Спецкурс включает в себя четыре темы:

Тема I – Государство – 8 часов.

Тема II – Право – 10 часов.

Тема III – Государство, право, личность, общество – 6 часов.

Тема IV – Конституционные основы РФ – 10 часов.

Содержание спецкурса реализуется в технологических модулях: рассмотрение комплекса объединенных общей проблемой вопросов осуществляется по нескольким взаимодополняющим друг друга ступеням познания:

I – введение в проблему: как правило, это двухчасовая лекция учителя, в которой содержится научный обзор всего круга рассматриваемых вопросов;

II – расширение информационного поля: конференция, на которой заслушиваются доклады учащихся, дополняющие материал лекции;

III – детализация и конкретизация знаний, опыт самостоятельного анализа: лабораторно-практическое занятие по изучению юридических и историко-культурных документов;

IV – уточнение позиций, закрепление: урок семинарского типа или дискуссия;

V – практика применения правовых знаний – игры, тренинги, творчески-созидательная и творчески-аналитическая деятельность;

VI – проверка и самопроверка: тестирование, письменные проверочные работы.

Такой технологический модель включает 5-10 уроков. При этом каждая из указанных ступеней в зависимости от содержания рассматриваемых вопросов и количества отводимых для их рассмотрения учебных часов может включать отдельный урок, 2-3 урока либо составлять лишь часть занятия.

Например, в одном занятии объединяются компоненты лабораторной работы и дискуссии; доклады учащихся могут быть заслушаны на уроке-лекции и т.д.

В зависимости от логики содержания возможно и изменение последовательности III-VI ступней. Например, проверка усвоения содержания (VI ступень) может быть и до практики применения.

Эффективность преподавания спецкурса будет значительно выше, если удастся дополнить его занятия рядом внеурочных дел: посещением судебного заседания, встречами с представителями правоохранительных органов, депутатами, членами общественных организаций правозащитной направленности.

Значительный вклад в решение задачи спецкурса могут внести проводимые во внеурочное время игры, моделирующие житейские правовые ситуации и судебные процессы, а также вовлечение учащихся в осуществление «социальных проектов».

Тема I – Государство – 8 часов.

Теории происхождения государства. Сущность и признаки государства. Древнейшие государства и специфические формы их возникновения. Функции государства. Формы организации политической власти. Формы государственного устройства. Политические режимы и их характеристика. Механизм государства и государственной власти. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Теория разделения властей. Правовое государство: сущность и признаки. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Активистская политическая культура граждан как условие становления и развития гражданского общества. Формы и способы воздействия граждан на политику государства.

Право в системе социальных норм. Сущность права, признаки права. Теории происхождения права. Ценность права. Право как явление культуры. Правовые акты в государствах Древнего Востока. Древняя Греция: оформление в законах демократического порядка управления в Афинах. Римское право, основные черты. Влияние римского частного права на развитие права в последующие эпохи. Прогрессивные изменения правовых систем в буржуазную эпоху. Развитие права в России. Влияние развития капитализма в России на совершенствование российского законодательства. Основные черты советской правовой системы. Современное право Российской Федерации. Право и закон. Источники права. Нормы права и их структура. Функции правовых норм. Правоотношения, их виды. Отрасли права. Система права. Роль правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования. Роль правосознания в жизни человека. Пути становления правовой культуры личности.

Органическая взаимосвязь государства и права. Правомерное поведение как цель государства и результат действия права. Отражение в правах характера политического режима. Правовое положение личности, права человека в условиях различных политических режимов: тоталитарного, авторитарного, либерального, демократического. Роль права в период перехода от одного режима к другому. Отражение в праве морального состояния общества, степени осознания обществом ценности жизни человека, свободы и достоинства.

Гуманистический характер Всеобщей декларации прав человека. Провозглашенные Всеобщей декларацией права человека как международный юридический стандарт. Механизм защиты прав человека в правовом государстве. Роль государства в обеспечении социального мира и согласия. Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства. Государственно-правовые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности. Государственно-правовое регулирование рыночных отношений. Государство, право, экология.

Общие закономерности развития конституций различных стран. Поиски конституционного идеала. Место и роль конституции в системе правовых актов государства. Конституция Российской Федерации. Конституционные основы взаимоотношений государства и личности.

Гражданство. Основные права и обязанности граждан Российской Федерации. Избирательная система. Права избирателя.

Состав и территория Российской Федерации. Государственное устройство.

Система государственной власти. Конституционный принцип разделения властей. Система представительных органов государственной власти. Институт президента. Исполнительная государственная власть. Судебная власть. Принципы судопроизводства.

Конституционный суд Российской Федерации – высший орган судебной власти по защите конституционного строя.

Прокуратура Российской Федерации. Роль прокурорского надзора в охране правопорядка.

Местное самоуправление.

Роль активистской политической и правовой культуры граждан РФ в совершенствовании конституционных основ и законодательства России.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте