Статья Ольги Мариничевой «Ключи от Утопии» вызывает глубокие размышления. Сегодня остро ощущается недостаток духовности. Она как кислород, без которого человек задохнется, в какой бы технически совершенной машине он ни сидел. Забота о духовной атмосфере и есть сегодня одна из важнейших забот человечества.
Владимир КАРАКОВСКИЙ, доктор педагогических наук, директор 825-й школы, Москва
Время властно требует не просто хорошую педагогику, а педагогику отношений. Если говорить коротко и просто, можно утверждать, что воспитывают слова, дела и отношения. Слова могут быть верными и неверными, дела могут быть удачными и неудачными. Но если отношения правильные, они компенсируют, поправят и неточное слово, и не получившееся дело. Отношения, по моему убеждению, более всего влияют на воспитание, на образ жизни коллектива.
Так вот, к педагогике отношений я пришел через коммунарство.
Впервые о коммунарах я узнал от своих учеников. Осенью 1964 года десятиклассники Саша Мещерский и Наташа Суслина вернулись из Всероссийского лагеря «Орленок». Вернулись восторженные, полные интереснейших идей и настроений. Там, откуда они приехали, на берегу Черного моря близ Туапсе, проводился слет юных коммунаров. Ребятам так не терпелось поделиться своими мыслями и чувствами, что здесь же, на железнодорожном вокзале, они стали взахлеб рассказывать встречающим их друзьям о необычных людях – коммунарах, здесь же стали разучивать песни, речовки, девизы. С этого дня в школе появилось новое слово – «коммунар». С этого дня начались трудовые десанты, операции «Радость людям», коммунарские дни.
Надо различать коммунарство как организацию и коммунарство как методику, как систему воспитательных приемов. Мне лично кажется предпочтительным второй вариант. Дело в том, что в школе есть немало условностей, обязательных моментов режима, есть и скучная, повседневная, даже рутинная работа – без этого школа не школа. На одном интересе и романтике всю ее жизнь не построишь. Но именно сейчас, как никогда, жизнь и быт школы нуждаются в обновлении, а методика воспитания – в освобождении от дидактического пресса, от засоренности и формализма. И тут неоценимую помощь окажет коммунарская методика.
Каковы же черты коммунарства, его принципы?
Первое. Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения. Ребята с гордостью называют себя коммунарами, ибо высокие идеалы коммуны считают для себя реальными жизненными ориентирами и воплощают их в своей среде без опасений быть осмеянными. Это удовлетворение естественной потребности юности в идеале.
Второе. Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие.
Третье. Пять само: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Абсолютное неприятие иждивенчества, работа без расчета на взрослых. Высочайшая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиниться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства в коммуне, работа дежурных командиров.
Четвертое. Новые взаимоотношения со взрослыми, педагогами. Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых. Коммунары сами приглашают к совместной с ними работе взрослых, облекая их полным доверием, но не предоставляя им никаких преимуществ, кроме гарантированного уважения.
Пятое. Творчество – черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать самое скучное дело интересным, даже праздничным ведет к постоянной импровизации, экспромту. Выдумывание новых форм неизбежно обостряет внимание к инструментовке, к педагогической технике. Поэтому все коммунары – люди ярко выраженных педагогических наклонностей.
Шестое. Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна – это союз единомышленников, братьев по духу, борьбе за лучшую жизнь. Коммунары все делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом коммунаре яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в коммунарах постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую долю его тяжести.
Вообще в коммунарском быте много игр, ритуалов, которых люди трезвого, делового склада просто не поймут. Реалисты не будут растрачивать себя на долгие лирические разговоры у костра; они спокойно спят по ночам, восстанавливают свои силы. Они не будут очертя голову кидаться на первый зов о помощи – сначала подумают, взвесят все «за» и «против». Романтики устраивают себе ночные тревоги, свято верят в дружбу и, забывая о себе, живут «для улыбки товарища». Их зовут чудаками, снисходительно улыбаются вслед: чем бы дитя ни тешилось… Но без таких чудаков жизнь была бы серой и скучной. Да и когда «чудить», если не в юности!
Коммунарская (или «орлятская») методика – это громадное богатство, которым сегодня надо владеть каждому педагогу-воспитателю. Но для этого нужен определенный уровень отношений. Если просто заменить старост дежурными командирами, при этом ничего не меняя ни в содержании, ни в характере их деятельности и положения, – толку не будет. Если призвать детей к откровенности, но при первом же непривычном суждении обидеться и закатить истерику – это принесет непоправимый вред воспитателю. Если на родительских собраниях клясться в любви к детям и подчеркивать свою жертвенность, а на самом деле ненавидеть их и раздражаться при первом появлении ребенка, – надо немедленно уходить из школы.
Комментарии