Цели и задачи: – расширить знания об использовании средств бытовой химии; – познакомить с классификацией средств бытовой химии по степени опасности»; – научить решать логические задачи творческого характера; – развивать диалектическое мышление; – отработать навыки безопасной работы со средствами бытовой химии, лекарственными средствами; – выделить главные правила хранения и использования химических средств и лекарств; – формировать чувство ответственности за безопасность не только своей жизни, но и окружающих.
Виды деятельности:
– работа с ситуационными задачами;
– самостоятельная работа (метод самостоятельного решения логических задач творческого характера);
– игра «Ромашка»;
– практическая работа по классификации средств бытовой химии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы урока.
Однажды мама ушла в магазин, оставив 4-летнюю Настю дома одну. Настя играла с посудкой. Через 15 минут мама вернулась и с порога услышала громкий плач девочки. Вбежав в квартиру, женщина увидела свою дочь с красными воспаленными руками и таким же ртом. Рядом с посудкой стоял флакон…
– Как вы думаете, что было рядом с посудкой?
– Почему с девочкой произошел такой неприятный случай?
– Как вы думаете, возможно ли было предотвратить этот случай?
3. Изучение нового материала.
Современный человек в своем жилище постоянно контактирует со множеством различных веществ: кислотами, порошками, ядами, т.е. средствами бытовой химии. Тема нашего урока… (на доске).
Можете ли вы себе представить, что у вас дома нет средств для мытья посуды, стирального порошка?
Помимо уже существующих вредных веществ появляются новые источники химической опасности. Это могут быть средства для борьбы с грызунами, новые синтетические материалы, новые чистящие, дезодорирующие средства. Все это называется средствами бытовой химии.
Задания:
– Как вы думаете, почему они так называются?
– Давайте назовем средства бытовой химии. Приведите примеры.
– Все эти средства могут нанести человеку вред, стать смертельно опасными. Иногда опасными становятся самые простые вещи.
– Ребята, раз они такие опасные, зачем же их выпускают? Зачем мы их храним дома? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
(Я показываю упаковку от средства, а дети называют его «плюсы» и «минусы». См. таблицу.)
3.1. Классификация средств бытовой химии по степени опасности (практическая работа).
– Ребята, а все ли средства бытовой химии воздействуют на организм человека одинаково?
Каждый препарат бытовой химии снабжен инструкцией, где указаны его назначение и способы употребления.
По степени потенциальной опасности для человека бытовые химикаты можно условно разделить на 4 группы (схема на доске без примеров):
безопасные (чистящие порошки, пасты, чернила, тушь);
относительно безопасные (отбеливающие и дезинфицирующие средства);
огнеопасные (аэрозольные упаковки, растворители, средства для обработки растений и борьбы с бытовыми насекомыми);
ядовитые (средства для борьбы с насекомыми, для защиты растений, некоторые пятновыводители).
(Раздаю детям пустые флаконы, и они, изучив инструкцию, делают вывод о степени их опасности.)
3.2. Постановка цели урока.
Все эти средства необходимы человеку и безопасны, если их правильно использовать. Сегодня мы на уроке должны с вами выработать памятку-инструкцию – правила использования и хранения средств бытовой химии, ядов и лекарств.
3.3. Правила использования средств бытовой химии.
Давайте поиграем в игру «Ромашка». Этот цветок поможет нам понять, какие правила надо соблюдать, используя различные средства бытовой химии.
Одна крупная ромашка на доске, и точно такая же маленькая у меня. Раздаю от маленькой по лепестку каждому, по ходу обсуждения отрываю лишние, «неправильные», лепестки у ромашки на доске. Можно совместить игру с физминуткой: правильные действия – встать, неправильные – остаться сидеть.
Надписи на лепестках:
1. Хранить отдельно от пищевых продуктов.
2. Использовать для игр.
3. Не допускать их попадания в глаза, рот, нос.
4. Пробовать на вкус.
5. Обязательно при покупке внимательно читать инструкцию по использованию.
6. Выбрасывать упаковку или этикетку, не читая.
7. Хранить в недоступных для детей местах.
8. Никогда не отрывать этикетку.
9. Хранить в хорошо проветриваемых помещениях.
10. Хранить в жилой комнате (спальне).
11. Не использовать средство, если прошел срок хранения.
12. Сыпучие дозировать ложкой.
13. Жидкие средства отмерять мерным колпачком или использовать воронку.
14. Давать детям играть пустыми флаконами.
15. Хранить около огня.
16. Вскрывать пустые аэрозольные баллоны.
17. Хранить пищевые продукты в таре от средств бытовой химии.
18. После работы с опасными веществами тщательно мыть руки.
(Лишние 2, 4, 6, 10, 14, 15, 16, 17.)
3.4. Самостоятельная работа (метод самостоятельного решения логических задач творческого характера).
Демонстрируется красивый флакон «Туалетный утенок».
Какие возникают противоречия при изготовлении и при хранении таких веществ?
– Должны быть красивыми, яркими, так как это эстетично.
– Не должны быть яркими, чтобы не привлекать внимание детей.
– Должны храниться недалеко, чтобы было удобно ими пользоваться.
– Должны храниться как можно дальше, чтобы не достали дети.
Представьте себе, что вы работаете в конкурирующих фирмах по выпуску средств бытовой химии. Вы должны учесть все противоречия и предложить свою идею внешнего вида этих средств (с запахом, шифром, звуковым сигналом, в ящичке, колючие и т.д.). Придумайте такой флакон для хранения опасного вещества, который бы исключал возможность его случайного употребления не по назначению.
(Обсуждение предложений, показ рисунков.)
3.5. Причины отравления лекарствами.
Другая опасность прячется в красивых пузырьках с красочными обертками. Вы скажете: «Почему же лекарства опасны? Они очень полезны: заболел, выпил пузырек и здоров!» Безопасных лекарств не существует! Что же делать, если сильно заболел?
Всем понятно, что лекарство
Без врача давать опасно.
Если ж сильно болен ты,
Набери скорей «03»!
3.6. Работа с учебником.
Прочитайте с. 45-46 (учебник «ОБЖ. 5 класс» Е.Литвинов, А.Смирнов, М.Фролов) и назовите одну из причин отравления медикаментами.
Как вы думаете, какие еще бывают причины отравления лекарствами?
– Употребление внутрь тех лекарств, которые предназначены для наружного применения.
– Большая доза.
– Просроченные лекарства.
– Употребление похожих по внешним признакам лекарств.
3.7. Правила хранения и использования лекарственных препаратов.
Лекарства необходимо периодически просматривать и непригодные к употреблению выбрасывать.
Использовать специальный шкафчик с замком, где на разных полках разместить лекарства для наружного и внутреннего применения.
Лекарства для детей держать отдельно.
С особой осторожностью следует хранить лекарства в ярких блестящих оболочках, по внешнему виду напоминающие конфеты.
4. Домашнее задание (на карточках).
1. Прочитать стр. 42-43 учебника, заполнить таблицу примерами средств бытовой химии.
2. Внимательно присмотритесь к тому, как хранятся и используются различные средства бытовой химии у вас дома:
– Есть ли случаи нарушения правил безопасности?
– Какие меры предосторожности соблюдаются?
– Как предупредить отравление дома лекарственными препаратами?
5. Обобщение пройденного материала.
– Что такое средства бытовой химии?
– Как определить степень риска того или иного бытового химического препарата.
– Какие основные правила хранения и использования средств бытовой химии и лекарств вы запомнили?
– Почему нельзя самим брать витамины, они же вкусные и сделаны специально для детей?
– Почему хорошая хозяйка в бутылку из-под лимонада никогда не нальет уксус или керосин?
6. Подведение итогов урока, оценивание.
Татьяна ПОЗДНОВА, учитель географии, ОБЖ Введенской средней школы, Московская область
Комментарии