Когда на пресс-конференции финала Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, а она стала завершающим конкурсным испытанием для пятерки призеров, прозвучал вопрос, что было бы в жизни педагога, если бы не школа, учитель математики школы №7 г. Майкопа Сергей Левченко ответил: «Наверное, сцена». И, надо признать, сцена тогда приобрела бы славного лицедея – молодого, обаятельного, остроумного. И сцена в жизни Сергея Викторовича была, да, впрочем, и остается – чем выход к доске не выход артиста к рампе? Но педагогика в этом случае все-таки приобрела больше. Согласитесь, как приятно, когда в школе работают молодые, обаятельные и остроумные учителя!
Правда, путь в педагогику нашего героя был довольно извилист. Это было бы легко понять, если бы Сергей Викторович и учительство находились друг от друга на приличном расстоянии. Однако и без точных математических подсчетов ясно, что в семейной династии нашего героя наберется несколько сотен лет педагогического стажа! Мама Сергея Викторовича много лет проработала в школе, его сестра – учитель начальных классов, мамина сестра – учитель математики и физики, двоюродный дед Сергея Левченко – философ, академик, профессор и тоже математик по первой профессии. И это родственники-педагоги только по маминой линии. В папином роду также есть учителя математики, русского языка и литературы.
Но вот парадокс, когда наш герой окончил школу, то четко определил для себя, что в педагогику не пойдет, а пойдет получать экономическое образование. И пошел. Но так получилось, что, постигая азы экономики, можно было параллельно подрабатывать, и в жизни Сергея Викторовича появились отдел по делам молодежи и, как следствие, работа с детьми. Тут-то внутренняя генетическая память и сказала свое веское слово. Причем так явственно сказала, что молодой человек понял: нет сил оставаться на прежних позициях, нужно что-то в жизни менять. Он простился с экономикой, сдал еще раз ЕГЭ и поступил заочно в Армавирский государственный педагогический университет. И уже со 2‑го курса Сергею Викторовичу повезло начать работать в школе. Причем он настаивает на том, что именно повезло. Школа была маленькая, хуторская. В ней Сергей Викторович преподавал физику ученикам с 7‑го по 11‑й класс и еще математику. Опыт, говорит он, получил колоссальный. В его первой, хуторской, школе обучались 350 детей. Ребят успешно готовили к олимпиадам, к поступлению в вузы, но вспоминается, конечно же, не только результативность работы, но и теплое отношение к новичку более опытных коллег. Сергей Викторович благодарен наставникам, с которыми начинал свой педагогический путь, и сейчас, через годы, все чаще вспоминает их мудрые советы, глубину которых, возможно, еще только предстоит понять в будущем. Его тогда сразу подкупили отношение коллег к обучению детей, их подход к тому, как нужно вести урок, каким урок должен быть, как строить диалог с детьми. Один шуточный совет он помнит до сих пор: встретив молодого специалиста, самая опытная коллега спросила, женат ли Сергей Викторович. Наш герой ответил отрицательно. Показав на число на календаре (25 августа), коллега заметила, что осталось 5 дней, для того чтобы жениться. Потом будет некогда. И, понятное дело, как в воду глядела.
В шутку Сергей Викторович характеризует себя в педагогике как «мягкого тирана», но тут же добавляет, что всегда готов слушать и слышать детей и способен идти на компромисс, если того требуют обстоятельства. Ему кажется важным довериться чутью. Без интуиции, он считает, в педагогике вообще нечего делать. Интуиция направляет, помогает совершать действия, которые кажутся даже рискованными, но их необходимость становится очевидной потом, когда выясняется, что именно эти действия возымели нужный эффект – стали для кого-то стимулом, поводом для осмысления, внутреннего переворота. Главное – не сделать глобальных ошибок, и здесь опять же лучшим подсказчиком выступает сердце.
– Сергей Викторович, а ведь бывает, что взгляд, слово, жест учителя меняют отношение ученика к предмету. У вас такое случалось?
– Если подразумевать под этим интерес к предмету, то да. Очень часто на первых уроках ребята буквально ловят каждое мое слово. Их доверие и дружбу тоже легко завоевать. Но важно понимать, что изучение любого предмета, и особенно математики, – это сложная наука, дело, которым надо заниматься с полной отдачей. Когда начинается применение знаний, их отработка, я замечаю, как народ грустит, но учиться трудиться головой необходимо, без этого не прожить. Я могу и двойку поставить, и в четверти вместо четверки тройку вывести, но делаю это не из вредности, а когда чувствую, что у ребенка это вызовет желание пойти дальше. Двойка и тройка – это вообще не глобальная проблема. Я, например, по математике не был отличником, но это не помешало потом собраться с силами и открыть ее для себя как интереснейшую область. Были бы стремление и желание. Основная идея всей моей педпрактики состоит в том, чтобы создать условия для развития того, что ребенку нужно, что он сам считает нужным, но при этом дать ему необходимый фундамент знаний.
Когда ученик говорит мне, что он заядлый гуманитарий и ему не нужна будет математика, я предлагаю ему показать, что он умеет здесь и сейчас, например написать поэму, картину, сочинить тут же музыкальное произведение. Как правило, ребенок крепко задумывается, а я говорю: «Это пока только предпосылки, не нужно ставить на себе каких-то меток и зарубок. Никому еще математическое образование не помешало, и в минимальном объеме математика нужна всем, даже заядлым гуманитариям».
Между прочим, Сергей Викторович с полным правом мог бы отнести и себя к гуманитариям.
В том числе к заядлым. Во-первых, он учился в АГПУ, из аудиторий которого вышла замечательная команда «Русская дорога», чемпион Высшей лиги КВН. И хотя наш герой в играх не участвовал, но к их подготовке руку приложил. Тем более что опыт культурно-массовой работы имелся. Пока Сергей Викторович учился в вузе, он успел поработать в сельском Доме культуры. Мало того, он даже дорос до должности художественного руководителя учреждения культуры. Это был самый большой в районе ДК, где в свое время выступали известные артисты, где организовывались и развивались свои музыкальные коллективы. Правда, на долю Сергея Викторовича досталось не столько обилие различных ВИА, сколько множество других самодеятельных коллективов. Но здесь он получил опыт не только руководства, но и ведения праздников, опыт выступлений и т. д. Любопытно, но несколько лет назад, участвуя в одном из профессиональных конкурсов, он написал в эссе, что есть такое ощущение, будто жизнь его старательно готовила к тому, чтобы стать учителем, потому что не осталось ничего из того, чего он в жизни не попробовал. И, главное, все полученные навыки он старался применять. Когда ребята спрашивают Сергея Викторовича, где им то или иное знание пригодится, он всегда отвечает: «Будьте готовы, что в любой момент. Никто никогда не знает, где пригодится то, что ты знаешь и умеешь». Перед ним, во всяком случае, такой вопрос вообще не стоял: что сегодня узнал, завтра применил.
Поэтому очень хорошо, когда в педагогику приходят люди, знакомые с другими сферами жизни. Кто-то может их презрительно называть переучками, но Сергей Викторович уверен, что это скорее новый взгляд, позволяющий не замыкаться лишь на успешной учебе. Вот ему лично пригодилось и то, чему научился в стенах Дома культуры, и то, чему учили на экономическом факультете. Разбираться в целом в экономической ситуации в стране и в мире, понимать законы развития макро- и микроэкономики, опираться на начальные знания в политологии – разве эта безусловная интеллектуальная ценность может быть лишней?
Вообще Сергей Викторович не случайно упомянул о сцене на той самой пресс-конференции. Он, как прирожденный артист, любит выдержать длинную паузу, а потом вдруг сообщить, что в его замечательном детстве были фортепиано, губная гармошка, укулеле (гавайская гитара). Была музыкальная школа, но бросал он ее – вы не поверите! – 8 раз! Причем все 8 раз в последний год учебы. Им тогда овладело, как выразился наш герой, тотальное нежелание. Мама (вот истинный педагог!) ни на чем не настаивала, не укоряла, просто мягко просила самому признаться в тотальном нежелании педагогу по специальности. И для юного Сережи это был тупик: слова не рождались, а когда рождались, не могли вылететь изо рта.
Потому что его педагог по специальности была пианистом-виртуозом. Ее пальцы летали над клавишами, и, когда она помогала своему ученику, ему казалось, что именно из-под его рук рождаются эти прекрасные мелодии. На него ни разу не повысили голос и ни разу не упрекнули в неудаче. Может, поэтому юному Сереже все-таки удалось окончить музыкальную школу, и, мало того, на выпускном концерте он вдруг поймал себя на странном, немного пугающем ощущении куража. Вышел, поклонился, сел за рояль, а дальше… провал. Очнулся только, когда доиграл второе произведение. А после исполнения четвертого произведения убежал со сцены. Но успех в виде аплодисментов и грамоты за высокое исполнительское мастерство догнали нашего героя.
И Сергей Викторович, к слову, вспоминая эту минуту славы, признается, что как-то подумал: если сможет так вести урок, то это будет гениально. Этот кураж, этот полет над временем, иногда настигает его, и тогда все, что ни задумывается, получается. Так что история с музыкальной школой – это прежде всего история преодоления и открытия. Такие истории могут случаться в жизни каждого ребенка, главное, чтобы рядом был настоящий наставник-друг. Правда, грустная нота в этой истории все же есть: музыкальной школы в селе больше нет. Стало экономически невыгодно ее содержать. Пивные точки процветают, а музыкальная школа закрыта. Но это уже совсем другая история.
Как любой артистически одаренный человек, Сергей Викторович относит себя к натурам увлекающимся. Он любит не только учить, но и учиться. В том числе много читая. Любит смотреть сериалы, играть в компьютерные игры, подписан на нескольких видеоблогеров, заглядывает в ТикТок. В общем, старается не отстать от времени и уверен, что это полезное для учителя желание. Как, будучи классным руководителем, не знать, чем увлекаются, к примеру, твои семиклассники? Тем более дети сами с удовольствием обсуждают свои интересы. Из разговоров с детьми Сергей Викторович узнал, что о популярном ТикТоке у ребят мнение однозначное: это развлечение на один час. На эту платформу сейчас проникает много образовательного контента, но коллегам не помешает знать, что для детей ТикТок – отдых для мозга, а не наоборот. Все в нем настроено на «перелистнуть и забыть».
Конечно, странно было бы, если бы молодому, обаятельному, остроумному Сергею Викторовичу не задавали банальный вопрос: почему все-таки школа? И задают. А он отвечает, что очень обидно, когда считают, что в школу приходят по остаточному принципу, уверены, что в педвузах тотальный недобор и берут хотя бы с наличием ЕГЭ. Ему хотелось бы, чтобы в профессию шли люди, готовые к этому, оценивающие все риски, осознающие, что здесь ты больше отдаешь, чем получаешь. Он, Сергей Викторович Левченко, обладатель Малого Хрустального пеликана, четко понимает, что можно, разумеется, гнаться за длинным рублем, тратить время и силы на опостылевшую рутину, но каждый в конце концов однажды делает свой выбор: быть на чужом или на своем месте. Для него местом притяжения оказалась школа, и нет никаких сомнений в том, что эта симпатия взаимна.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Республика Адыгея
Комментарии