Задачи:
1. Обратить внимание на красоту природы, достойную восхищения, уважения и заботы.
2. Вспомнить правила поведения в природе.
3. Обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.
4. Показать роль и место человека в природе.
Оборудование: линейка, весы (ручные), термометр, часы, компас, лупа, бинокль, барометр, осадкомер и флюгер – на географической площадке. У каждого ученика – бумага для записей и карандаш.
Ход экскурсии
Вступительная часть
Учитель: Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умейте же и вы слушать эту музыку, умейте наслаждаться красотой.
Молча посмотрите вокруг, послушайте голос природы.
Что же вы услышали и увидели?
Актуализация знаний учеников о природе, телах и явлениях природы.
Так что же такое природа? (Окружающий нас мир). Природа состоит из множества различных тел. Каждый из вас покажет нам природное тело, на которое он обратил внимание, и определит, к живой или неживой природе оно относится.
(Дети отвечают).
Живые тела называются организмами, и вы обратили внимание на множество организмов вокруг нас. Как же отличить живое от неживого?
Дети перечисляют питание, дыхание, движение, размножение, рост и развитие. Нужно немного помочь с такими понятиями, как обмен веществ и раздражимость (их в природе легко продемонстрировать).
Правила поведения в природе.
Находясь в природе необходимо подчиниться определенным правилам. Давайте попробуем их перечислить.
(Дети перечисляют).
А вот юные художники нашей школы изобразили такие правила в виде знаков-предупреждений. Давайте посмотрим, не совпали ли наши мнения?
Демонстрируется
(Внимательно выслушать ответы всех детей и похвалить).
Детям предлагается еще раз по цепочке назвать эти правила:
1. Ходить по возможности по тропинкам.
2. Не сорить.
3. Не рвать растения.
4. Не шуметь.
5. Не брать животных домой.
6. Не собирать коллекции живых организмов.
7. Разводить костры, соблюдая правила.
Посмотрите, пожалуйста, вокруг как эксперты – какие нарушения этих правил вы заметили? Устранить их по возможности.
Вокруг бионики
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и замысловатых загадок. Человечеству уже известно многое из того, как устроены животный и растительный миры. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе. То есть выступать не против нее, а сообща с ней, стараясь во всех своих действиях учитывать, как это отразится на окружающем нас мире. И если мы не способны найти ответ сами, может быть, стоит посоветоваться с природой?
Чему же научился человек у природы, какие технические решения она ему подсказала? (Дети вспоминают о птице-самолете и о гусенице трактора, и о подводной лодке, и о ноже, заточенном, как зуб, и о строительстве, и о многом другом. Можно обратить их внимание на паутину и отметить, что, глядя на нее, была придумана технология подвесного моста, а перо птицы – прообраз широко используемой молнии, сказать о существовании науки бионики).
Методы изучения природы
Как важно и интересно изучить природу, но давайте подумаем, какими же методами это можно сделать? (Среди ответов легко выделить и акцентировать внимание на 3 методах: 1. Наблюдение, 2. Эксперимент, 3. Измерение).
Инструменты и приборы для изучения природы.
Многие из приборов, используемых для измерений, вам хорошо знакомы, попробуйте определить и пояснить их назначение.
(Детям предлагаются: линейка, весы, термометр, секундомер, компас, лупа, бинокль, барометр. Уточняются единицы измерений, цена деления).
Попробуем, используя инструменты, определить толщину почвенных горизонтов, скорость движения жука или полета птицы и т.д.
Эксперимент
Измерения часто необходимы в исследовательской работе. Правила постановки эксперимента можно продемонстрировать на учебно-опытном участке. Осенью уже видны результаты, и школьники могут попытаться сделать выводы.
Наблюдение
Это один из самых допустимых методов, но для его проведения необходимы и желание, и терпение, и умение.
Понаблюдаем, какие изменения произошли в природе осенью.
(Дети перечисляют. Молодцы!)
На этом рисунке юные художники изобразили осенние явления в рисунках. Посмотрим, правы ли они?
Вспомните правила оформления дневника наблюдений за погодой. (Можно понаблюдать за жизнью муравейника и предложить продолжить наблюдение во внеурочное время или же сочинить об этом сказку).
А теперь каждому из вас предлагается понаблюдать или описать явление или чудо природы, которое производит на вас наибольшее впечатление (если объект мелкий, можно воспользоваться лупами). Не забывайте о правилах поведения в природе!
Заключение
Задание на дом.
Познакомиться с учебником “Природоведение”.
Надежда СМИРНОВА,
учитель биологии Москвинской средней школы
Псковская область
Комментарии